Главная
Конференции
Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика
Формы и методы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраст...

Формы и методы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Кузнецова Валерия Сергеевна

Шевцова Марина Владимировна

Азанович Анна Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

познавательный интерес
дошкольный возраст
формы и методы
дидактические игры

Аннотация статьи

Формирование познавательного интереса в условиях дошкольной образовательной организации требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности педагогов и других должностных лиц системы дошкольного образования.

Текст статьи

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. В связи со сложившейся обстановкой развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.

Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается:

  • использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
  • внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.

Эффективность системы стимулирования познавательного интереса детей зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации заданий в процессе воспитания и обучения детей. Что касается организации педагогических условий формирования познавательного интереса дошкольников, данный процесс может быть эффективным при условии, если вся организация процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей детей, но позволит при этом учитывать и их индивидуальные особенности. С этой целью педагог использует различные формы организации занятий.

Форма организации занятия – это совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в определенном порядке и в установленном режиме.

В современной педагогической науке и практике по способу организации детей на занятии выделяются следующие формы работы:

  1. индивидуальная работа (с одним ребенком), чаще применяется в случаях, когда ребенок нуждается в индивидуальной учебно-развивающей работе. Индивидуальная форма организации занятий необходима детям раннего возраста, новичкам в группах в период адаптации, детям рослее длительного отсутствия в дошкольном учреждении, детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим недостатки психическом или физическом развитии.
  2. фронтальная (общегрупповая) форма. Занятия проводятся со всей группой детей. Это могут быть различные занятия, развивающие познавательный интерес детей (чтение сказок и небольших рассказов, просмотр диафильмов, прослушивание музыки, занятия изобразительным искусством).
  3. подгрупповая (отличается от общегрупповой тем, что детей объединяют в несколько небольших подгрупп по 8-10 человек) форма. В условиях уменьшенного количества детей педагогу легче организовать индивидуально-подгрупповую работу, корректировать свои действия по содержанию и структуре занятия.
  4. проектная деятельность, представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своему содержанию. В их основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  5. форма организации занятия – экскурсия.

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста во всех рассмотренных выше формах организации занятий должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение детей к познавательной деятельности, к достижению успеха.

Таким образом, познавательный интерес можно охарактеризовать как устойчивую интегральную характеристику личности, отражающую готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, инициативность, самостоятельность в творческом поиске решений, а также положительный эмоциональный отклик ребенка на получение новой информации об окружающем мире.

Также эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается внедрение различных методов.

В педагогической литературе выделяются следующие методы развития познавательного интереса.

  1. Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин и дидактических пособий, просмотр диафильмов)
  2. Практические методы (дидактические игры, предметные, настольно-печатные, словесные), игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, экспериментирование (элементарные опыты).
  3. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение).

Все методы в процессе развития познавательного интереса дошкольников должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не устают, сохраняя устойчивый интерес, что обеспечивает продуктивный результат обучения и развития детей.

Одним из эффективных методов формирования познавательного интереса дошкольников является дидактическая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, творческих способностей ребенка. Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в строгое усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.

Дидактический наглядный материал занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка.

Дидактический наглядный материал бывает двух видов:

  1. Демонстрационный материал (крупный) - для показа и работы детей.
  2. Раздаточный материал (мелкий) - ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

С помощью дидактической игры у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования познавательного интереса, при этом происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, способностей ребенка, что является необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных по своему содержанию и используемым материалам, дети познают окружающий мир, природу, развивают внимание, память, мышление, воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и творческие способности.

Список литературы

  1. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 195 с.
  2. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] / Е. А. Волохина, И. В. Юкина - М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 288 с.
  3. Коноваленко, В. В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: пособие для педагогов и родителей. / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: изд-во «Гном и Д», 2009. - 48 с.
  4. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова // Педагогика и психология. - 1979. - № 2. - С. 5-46.
  5. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е. О. Смирнова - М.: Владос, 2012. - 119 с.

Поделиться

1465

Кузнецова В. С., Шевцова М. В., Азанович А. А. Формы и методы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста // Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 дек. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/5095-formi-i-metodi-formirovaniya-poznavatelnogo

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня