Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. В связи со сложившейся обстановкой развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.
Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается:
- использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
- внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.
Эффективность системы стимулирования познавательного интереса детей зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации заданий в процессе воспитания и обучения детей. Что касается организации педагогических условий формирования познавательного интереса дошкольников, данный процесс может быть эффективным при условии, если вся организация процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей детей, но позволит при этом учитывать и их индивидуальные особенности. С этой целью педагог использует различные формы организации занятий.
Форма организации занятия – это совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в определенном порядке и в установленном режиме.
В современной педагогической науке и практике по способу организации детей на занятии выделяются следующие формы работы:
- индивидуальная работа (с одним ребенком), чаще применяется в случаях, когда ребенок нуждается в индивидуальной учебно-развивающей работе. Индивидуальная форма организации занятий необходима детям раннего возраста, новичкам в группах в период адаптации, детям рослее длительного отсутствия в дошкольном учреждении, детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим недостатки психическом или физическом развитии.
- фронтальная (общегрупповая) форма. Занятия проводятся со всей группой детей. Это могут быть различные занятия, развивающие познавательный интерес детей (чтение сказок и небольших рассказов, просмотр диафильмов, прослушивание музыки, занятия изобразительным искусством).
- подгрупповая (отличается от общегрупповой тем, что детей объединяют в несколько небольших подгрупп по 8-10 человек) форма. В условиях уменьшенного количества детей педагогу легче организовать индивидуально-подгрупповую работу, корректировать свои действия по содержанию и структуре занятия.
- проектная деятельность, представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своему содержанию. В их основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- форма организации занятия – экскурсия.
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста во всех рассмотренных выше формах организации занятий должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение детей к познавательной деятельности, к достижению успеха.
Таким образом, познавательный интерес можно охарактеризовать как устойчивую интегральную характеристику личности, отражающую готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, инициативность, самостоятельность в творческом поиске решений, а также положительный эмоциональный отклик ребенка на получение новой информации об окружающем мире.
Также эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается внедрение различных методов.
В педагогической литературе выделяются следующие методы развития познавательного интереса.
- Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин и дидактических пособий, просмотр диафильмов)
- Практические методы (дидактические игры, предметные, настольно-печатные, словесные), игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, экспериментирование (элементарные опыты).
- Словесные методы (рассказ, беседа, чтение).
Все методы в процессе развития познавательного интереса дошкольников должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не устают, сохраняя устойчивый интерес, что обеспечивает продуктивный результат обучения и развития детей.
Одним из эффективных методов формирования познавательного интереса дошкольников является дидактическая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, творческих способностей ребенка. Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в строгое усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.
Дидактический наглядный материал занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка.
Дидактический наглядный материал бывает двух видов:
- Демонстрационный материал (крупный) - для показа и работы детей.
- Раздаточный материал (мелкий) - ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
С помощью дидактической игры у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования познавательного интереса, при этом происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие психических процессов, способностей ребенка, что является необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных по своему содержанию и используемым материалам, дети познают окружающий мир, природу, развивают внимание, память, мышление, воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и творческие способности.