Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. В каждой игре есть игровая цель, ради которой действуют дети. А в дидактической игре две цели, игровая, которую преследуют дети, и обучающая, обеспечивающая усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного материала становится условием достижения игровой цели. Таким образом, ставя перед детьми правильную игровую цель, педагог получит более эффективное развитие и усвоение сенсорных эталонов.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
Дидактическая игра дает возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получит возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт. Это условие является особенно важным для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку с задержкой психического развития для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо большее количество повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра обеспечивает нужное количество повторений на разном материале, при этом сохраняя эмоционально положительное отношение к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети могут приобрести только в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, при познании мира, совершает поисковые способы ориентировки, то есть ведущим методом на ранних этапах развития ребенка является метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяет перцептивный метод – примеривание и зрительная ориентировка. Метод проб, как и поисковый способ, основан на том, что ребенок запоминает правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, то есть перцептивной ориентировке. Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. Благодаря этому совершенствуется зрительное восприятие.
Целостное восприятие предмета, является важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, и лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается в тех случаях, когда дети воспринимают окружающее не слитно, приблизительно и глобально, а выделяют в предмете его признаки (форма, величина, или существенные части предмета, необходимые для действия с ними). Поэтому не следует путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, так как узнавание предмета лишь первый шаг к его полноценному восприятию.
Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и другое).
У детей с задержкой психического развития зачастую зрительные образы (если они имеются) существуют отдельно от слова, а слово – вне связи со зрительным образом. Такое слово не вызывает у ребенка никакого представления, оно оказывается «пустым», не отнесенным. Это происходит оттого, что чаще всего, предъявляя детям словесный материал, упускается из виду важное условие, само свойство или отношение должно быть выделено ребенком, и стать для него значимым.
Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, уже на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом дать слово. Поэтому на первых этапах нужно предлагать ребенку выбрать по зрительному образцу один из двух предметов, не говоря ему: «Дай шар» – а говоря: «Дай такой» - показывая образец, заставляя ребенка тем самым гораздо внимательнее смотреть на образец. После выполнения задания можно быть более уверенным, что ребенок слово «шар» точно относит к предмету, который оно обозначает. Далее нужно своевременно дать нужное слово в форме, закрепляющей результат действий самого ребенка: «Верно, я показала шар, и ты дал мне шар. Это шар». Слово-название дается как итог выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, и ее смысловую сторону. Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета, образное представление о нем, но и дает возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.
Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое. Например, если ребенок хорошо представляет себе машину, знает, что у нее есть кабина, кузов, колеса, он может быстро найти причину, почему машина не двигается, заваливается набок – у машины нет колеса.
Не менее важным является влияние восприятия на решение словесных задач типа загадок. Без сформированного представления дети совершают действия с опорой только на привычный заученный материал, на память, а не на мышление, то есть, фактически не решая данной мыслительной задачи.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.