Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Игровая деятельность как средство развития творческой активности дошкольников

Игровая деятельность как средство развития творческой активности дошкольников

Научный руководитель

Галимская Ольга Генриховна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

творческий потенциал
игра
игровая деятельность
воспитанники среднего дошкольного возраста

Аннотация статьи

В статье раскрыта актуальность проблемы развития творческого потенциала посредством игровой деятельности дошкольников. Автор представляет систему организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Текст статьи

Для современного этапа развития психолого-педагогических знаний характерно понимание творческого потенциала как естественного в своих основаниях и обязательно свободного процесса, который, тем не менее, поддаётся внешнему влиянию, т. е. в принципе управляем. Игра интерпретируется как деятельность, специфика которой позволяет педагогу организовать такое «управление» наиболее естественно для ребёнка и эффективно. Такой подход, закономерно приводит к возможной квалификации игровой деятельности как условия развития творческого потенциала ребёнка.

Творческая направленность и индивидуально-психологическое своеобразие присущие личности могут развиваться стихийно, то творческий потенциал – это возможность, которая пока не используется – требует специально организованной работы. В структуре творческой личности творческий потенциал является одним из главных компонентов.

Теоретический анализ психологической и педагогической литературы показал, что термин «творческий потенциал личности» употребляется как синоним «креативности» и «одаренности», это совокупность таких категорий, как заложенная при рождении природная социальность, одаренность, оригинальность и уникальность личности человека. Это основополагающие факторы, ведущие к развитию творческих способностей ребенка. Исходя из данного тезиса, можно сказать, что любая деятельность, стимулирующая вовлечение личности в создание, разработку, совершенствование каких – либо предметов, действий, условий и является формой реализации творческого потенциала. Ряд авторов (В.Н.Зверко, Н.А.Приходько) доказали, что основную роль в развитии творческого потенциала имеет именно грамотная, увлекающая за собой деятельность воспитателя, его умение и желание организовывать совместную деятельность.

Организация игры для дошкольника проходит поэтапно. Для того, чтобы сначала придумать сюжет, а потом в голове проработать его детали, ребенок, включает работу таких психических процессов, как мышление, память, внимание, естественно, воображение и волю. Таким образом, дошкольник получает не только необходимые социальные, практические умения и навыки, но и происходит активизация интеллектуальных способностей ребенка. Анализируя работу в раскрытии творческого потенциала дошкольников через игровые виды деятельности, можно сделать вывод, что активное проявление творческих способностей ребёнка наблюдается при решении проблемных ситуаций, возникающих в ходе игры. Рассмотрим наиболее важное условие успешного развития творческого потенциала дошкольников – включение в работу воображения и фантазии, поиск творческих решений и детское экспериментирование. Следовательно, в своей дальнейшей работе мы планируем использовать проблемные ситуации не только в игровой деятельности, но и на занятиях, и в свободной деятельности.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, и является наиболее предпочтительной формой игровой деятельности для ребёнка, позволяющей педагогу организовать «управление» развитием творческого потенциала наиболее естественно и эффективно. Но сама по себе игра не несёт в себе активного творческого начала. Следовательно, от педагога требуется создание таких условий, которые оказались бы эффективными для развития творческого потенциала.

Дошкольники всегда стремятся к открытию новых знаний. Рассмотрим проблему развития творческого потенциала личности, как поиски чего-то нового, чего ранее не было. Выше мы говорили, что «творчество» в личности зависит от врожденных качеств. Не стоит упускать из вида и окружающую среду и коллектив, в котором растет и развивается ребенок.

Развивающая предметная среда включает в себя систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих в определённом пространстве. Такая среда должна отвечать определённому принципу – это, прежде всего, свобода достижения ребёнком своего права на игру, которая реализуется как право выбора темы, сюжета игр, тех или иных игрушек, места и времени игры. Поэтому, создавая в дошкольном учреждении или дома условия для осуществления игры, развития её творчества, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсально, предметно-игровой средой.

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: играющий с детьми взрослый партнёр, задающий образцы сюжетного комбинирования, как более сложного способа построения игры, собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

Другое обстоятельство, обусловливающее обращение взрослого к игровому творчеству детей, связано с педагогическими представлениями о тех умениях, которые необходимы ребёнку для успешного осуществления игровой деятельности. Эти умения, так или иначе, связываются с обязательной игровой самостоятельностью, т. е. педагог видит свою задачу в том, чтобы способствовать формированию и овладению детьми такими способами, которые позволяли бы им действовать в игре самостоятельно.

Так, например, дети часто требуют поддержки взрослого, когда испытывают разочарование и неудовлетворённость в связи с нереализованным замыслом. Для предупреждения подобных ситуаций педагогу рекомендуется организовать предварительное обсуждение с детьми темы игры, заранее подобрать нужный материал, продумать последовательность игровых событий, обозначить «перспективы» игры.

Детская самостоятельность словно инициируется педагогом. Воспитатель создает ситуации, способствующие воспитанию активного отношения детей к окружающей действительности; активно использует одобрения, поощрения; создает эмоционально-положительное настроение по отношению к предстоящей самостоятельной деятельности; формирует эмоциональное предвосхищение результатами. Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. Но предпочтение отдается косвенным методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей.

Воображение отталкивается от реальной действительности, перерабатывает впечатления от неё в особых формах и возвращает в неё в виде творческих продуктов. Оно носит активный характер, связанный с мотивационно-потребностной сферой. Таким образом, теоретический анализ игровой деятельности дошкольников позволил определить, что в её основе лежит воображение, как основа развития творческого потенциала. Вышесказанное даёт основания считать, что, в общем, педагогические условия, которые создаются для развития творческого потенциала дошкольников в игровой деятельности, предполагают педагогическую организацию взаимодействия как совместной творческой деятельности, в результате чего возникает эмоционально-положительная обстановка, которая, во-первых, обеспечивает доступ взрослого к игре, во-вторых, эмоционально стимулирует и поощряет творческую инициативу ребёнка, в-третьих, создаёт развивающую предметно-игровую среду.

Анализируя проведенную работу по развитию игровой деятельности, делаем вывод, что у детей повысился не только уровень творческого потенциала, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. Дети стали эмоционально относиться к организации игровой деятельности, научились не критично оценивать себя и сверстников, научились использовать собственный опыт для творческого воплощения замыслов, привлекать партнеров, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Таким образом, проведённое теоретическое исследование, позволяет определить, что: игра занимает существенное место в жизни ребёнка-дошкольника, оказывая значительное влияние на его развитие, ориентацию в общих смыслах человеческой деятельности, способность действовать в плане представлений.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
  2. Зверко В.Н., Приходько Н.А. Диагностический инструментарий определения креативности мышления у детей дошкольного возраста (3-7(8) лет) (принципы, правила, процедуры и методики). 2020г. - 9 с.

Поделиться

1054

Седнева Е. М. Игровая деятельность как средство развития творческой активности дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/5101-igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря