Для современного этапа развития психолого-педагогических знаний характерно понимание творческого потенциала как естественного в своих основаниях и обязательно свободного процесса, который, тем не менее, поддаётся внешнему влиянию, т. е. в принципе управляем. Игра интерпретируется как деятельность, специфика которой позволяет педагогу организовать такое «управление» наиболее естественно для ребёнка и эффективно. Такой подход, закономерно приводит к возможной квалификации игровой деятельности как условия развития творческого потенциала ребёнка.
Творческая направленность и индивидуально-психологическое своеобразие присущие личности могут развиваться стихийно, то творческий потенциал – это возможность, которая пока не используется – требует специально организованной работы. В структуре творческой личности творческий потенциал является одним из главных компонентов.
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы показал, что термин «творческий потенциал личности» употребляется как синоним «креативности» и «одаренности», это совокупность таких категорий, как заложенная при рождении природная социальность, одаренность, оригинальность и уникальность личности человека. Это основополагающие факторы, ведущие к развитию творческих способностей ребенка. Исходя из данного тезиса, можно сказать, что любая деятельность, стимулирующая вовлечение личности в создание, разработку, совершенствование каких – либо предметов, действий, условий и является формой реализации творческого потенциала. Ряд авторов (В.Н.Зверко, Н.А.Приходько) доказали, что основную роль в развитии творческого потенциала имеет именно грамотная, увлекающая за собой деятельность воспитателя, его умение и желание организовывать совместную деятельность.
Организация игры для дошкольника проходит поэтапно. Для того, чтобы сначала придумать сюжет, а потом в голове проработать его детали, ребенок, включает работу таких психических процессов, как мышление, память, внимание, естественно, воображение и волю. Таким образом, дошкольник получает не только необходимые социальные, практические умения и навыки, но и происходит активизация интеллектуальных способностей ребенка. Анализируя работу в раскрытии творческого потенциала дошкольников через игровые виды деятельности, можно сделать вывод, что активное проявление творческих способностей ребёнка наблюдается при решении проблемных ситуаций, возникающих в ходе игры. Рассмотрим наиболее важное условие успешного развития творческого потенциала дошкольников – включение в работу воображения и фантазии, поиск творческих решений и детское экспериментирование. Следовательно, в своей дальнейшей работе мы планируем использовать проблемные ситуации не только в игровой деятельности, но и на занятиях, и в свободной деятельности.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, и является наиболее предпочтительной формой игровой деятельности для ребёнка, позволяющей педагогу организовать «управление» развитием творческого потенциала наиболее естественно и эффективно. Но сама по себе игра не несёт в себе активного творческого начала. Следовательно, от педагога требуется создание таких условий, которые оказались бы эффективными для развития творческого потенциала.
Дошкольники всегда стремятся к открытию новых знаний. Рассмотрим проблему развития творческого потенциала личности, как поиски чего-то нового, чего ранее не было. Выше мы говорили, что «творчество» в личности зависит от врожденных качеств. Не стоит упускать из вида и окружающую среду и коллектив, в котором растет и развивается ребенок.
Развивающая предметная среда включает в себя систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих в определённом пространстве. Такая среда должна отвечать определённому принципу – это, прежде всего, свобода достижения ребёнком своего права на игру, которая реализуется как право выбора темы, сюжета игр, тех или иных игрушек, места и времени игры. Поэтому, создавая в дошкольном учреждении или дома условия для осуществления игры, развития её творчества, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсально, предметно-игровой средой.
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: играющий с детьми взрослый партнёр, задающий образцы сюжетного комбинирования, как более сложного способа построения игры, собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
Другое обстоятельство, обусловливающее обращение взрослого к игровому творчеству детей, связано с педагогическими представлениями о тех умениях, которые необходимы ребёнку для успешного осуществления игровой деятельности. Эти умения, так или иначе, связываются с обязательной игровой самостоятельностью, т. е. педагог видит свою задачу в том, чтобы способствовать формированию и овладению детьми такими способами, которые позволяли бы им действовать в игре самостоятельно.
Так, например, дети часто требуют поддержки взрослого, когда испытывают разочарование и неудовлетворённость в связи с нереализованным замыслом. Для предупреждения подобных ситуаций педагогу рекомендуется организовать предварительное обсуждение с детьми темы игры, заранее подобрать нужный материал, продумать последовательность игровых событий, обозначить «перспективы» игры.
Детская самостоятельность словно инициируется педагогом. Воспитатель создает ситуации, способствующие воспитанию активного отношения детей к окружающей действительности; активно использует одобрения, поощрения; создает эмоционально-положительное настроение по отношению к предстоящей самостоятельной деятельности; формирует эмоциональное предвосхищение результатами. Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. Но предпочтение отдается косвенным методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей.
Воображение отталкивается от реальной действительности, перерабатывает впечатления от неё в особых формах и возвращает в неё в виде творческих продуктов. Оно носит активный характер, связанный с мотивационно-потребностной сферой. Таким образом, теоретический анализ игровой деятельности дошкольников позволил определить, что в её основе лежит воображение, как основа развития творческого потенциала. Вышесказанное даёт основания считать, что, в общем, педагогические условия, которые создаются для развития творческого потенциала дошкольников в игровой деятельности, предполагают педагогическую организацию взаимодействия как совместной творческой деятельности, в результате чего возникает эмоционально-положительная обстановка, которая, во-первых, обеспечивает доступ взрослого к игре, во-вторых, эмоционально стимулирует и поощряет творческую инициативу ребёнка, в-третьих, создаёт развивающую предметно-игровую среду.
Анализируя проведенную работу по развитию игровой деятельности, делаем вывод, что у детей повысился не только уровень творческого потенциала, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. Дети стали эмоционально относиться к организации игровой деятельности, научились не критично оценивать себя и сверстников, научились использовать собственный опыт для творческого воплощения замыслов, привлекать партнеров, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
Таким образом, проведённое теоретическое исследование, позволяет определить, что: игра занимает существенное место в жизни ребёнка-дошкольника, оказывая значительное влияние на его развитие, ориентацию в общих смыслах человеческой деятельности, способность действовать в плане представлений.