Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Некоторые особенности судебной власти в России, США, Германии, Китае и Индии

Некоторые особенности судебной власти в России, США, Германии, Китае и Индии

Автор(-ы):

Кудринский Алексей Николаевич

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

судья
суд
судебная система
разделение государственной власти
система разделения властей
Конституция
право

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности судебной власти в таких странах, как Россия, США, Германия и Китай. Выявлены основные аспекты судебной структуры, отдельных полномочий судей.

Текст статьи

Как правило, при употреблении понятия «система разделения властей» подразумевается разделение государственной власти на три ветви: законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть. Данные виды власти отделены друг от друга, самостоятельны и независимы, «обладают реальными возможностями сдерживания и противодействия друг другу в случае нарушения баланса властей, ущемления прав и свобод, законных интересов человека» [6, c.34]. Наличие судебной власти в Российской Федерации является непосредственным признаком разделения властей и правового государства. Более того, разделение властей характеризует страну как демократическое государство, построенное на основе и принципе верховенства права человека [3, c.75]. В Конституции России указаны некоторые аспекты, которые касаются судебной власти: «осуществляется только судами; номинально имеет полную самостоятельность; реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства; характеризуется единством судебной системы России, которое обеспечивается путём: закрепления принципов судебной системы в Конституции [1] и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» [2]; соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства; признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории государства; закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; финансирования судей из федерального бюджета.

По действующей Конституции России [1] судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов России. Высшие федеральные суды Российской Федерации – это:

  1. Конституционный суд России, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции России, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента России);
  2. Верховный Суд Российской Федерации.

В США также имеется законодательная ветвь власти, исполнительная и судебная. Судебная власть интерпретирует значение законов, применяет законы к отдельным случаям и принимает решения в части нарушений законами Конституции США. В состав судебной власти США входит Верховный суд и другие федеральные суды [8].

Верховный суд является высшей судебной инстанцией в США. Судьи Верховного суда назначаются Президентом и должны быть одобрены Сенатом. В состав Верховного суда входят девять членов: главный судья и восемь помощников судей. Они находятся на службе до смерти, выхода на пенсию или увольнения в исключительных обстоятельствах.

Конституция США дает Конгрессу США право создавать федеральные суды для рассмотрения дел, связанных с федеральными законами, включая: налогообложение, банкротство, судебные иски, затрагивающие правительство США и правительства штатов, Конституцию страны и пр. Имеются и федеральные судебные агентства и проекты, которые поддерживают суды и исследуют судебную практику. Так, в структуре федеральных судов имеется: Административное управление судов США; суды по делам о банкротстве; апелляционный суд вооруженных сил; апелляционный суд Федерального округа; федеральный исковый суд; суд международной торговли; судебная коллегия по многорайонным спорам; налоговый суд; апелляционный суд США по искам ветеранов и пр.

В Германии судебная система включает в себя пять независимых специализированных ветвей или юрисдикций, среди которых: обычная юрисдикция; трудовая юрисдикция; общая административная юрисдикция; налоговая юрисдикция; социальная юрисдикция. Судебная структура Германии разделена на суды общей юрисдикции и специализированные суды. Обычная юрисдикция состоит из гражданской и уголовной юрисдикции. К специализированным судам относятся административные суды, финансовые суды, суды по трудовым спорам и социальные суды. Кроме того, существует конституционная юрисдикция, состоящая из Федерального конституционного суда и конституционных судов земель [4, c.83].

В Германии независимость судебной власти исторически старше демократии. Организация судов традиционно сильна, и почти все федеральные и государственные действия подлежат судебному пересмотру. Согласно статье 92 Основного закона (das Grundgesetz) или Конституции Германии, вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. Тот факт, что эта страна занимает в Европе ведущую роль по гражданским искам, является отличительной особенностью судебной системы Федеративной республики Германии. Это еще раз доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны [4, c.84].

В Китае народные суды являются судебными органами, осуществляющими судебную власть от имени государства. В соответствии с Конституцией и Законом «О народных судах» в Китае действует система судов, характеризующаяся «четырьмя уровнями и двумя судебными инстанциями». Судебную власть КНР осуществляют следующие народные суды: местные народные суды различных уровней; военные суды; другие специальные народные суды и Верховные народные суды. Местные народные суды делятся на народные суды первой инстанции, народные суды промежуточной инстанции и народные суды высшей инстанции [7].

При осуществлении правосудия народные суды используют систему, согласно которой окончательное решение по делу должно быть принято после двух судебных разбирательств. Это означает, что, во-первых, решение или постановление первой инстанции должно исходить от местного народного суда, а апелляция может быть подана только один раз в народный суд более высокого уровня. Народная прокуратура может подать протест в народный суд вышестоящей инстанции. Во-вторых, решения или постановления первой инстанции местных народных судов различных уровней, вступают в законную силу, если в течение установленного для обжалования срока ни одна из сторон не подаст апелляцию. В-третьих, приговоры и постановления суда второй инстанции следует рассматривать как окончательные решения по делу. Народные суды всех уровней создают судебные комиссии для обобщения судебной практики и обсуждения важных или сложных дел и других вопросов, касающихся судебной деятельности.

Верховный народный суд КНР является высшим судебным органом государства. Председатель Верховного народного суда избирается ВСНП и его постоянным комитетом. Срок его полномочий составляет пять лет, и он может занимать не более двух сроков подряд. Постоянный комитет ВСНП назначает или освобождает от должности вице-президентов, глав и заместителей руководителей отделов и судей. Верховный народный суд имеет уголовное, гражданское и экономическое отделения. Он может иметь такие другие подразделения, какие сочтет нужными.

Индийская судебная система следует системе общего права, основанной на регистрируемых судебных прецедентах, унаследованных от британского стиля организации судебной власти. Это связано с колониальным прошлым Индии. Судебная система Индии включает Верховный суд Индии, Высокие суды и нижестоящие суды на районном, муниципальном и деревенском уровнях [5]. Судебная система Индии разделена на несколько уровней в целях децентрализации и решения вопросов на низшем уровне. Базовая структура выглядит следующим образом:

  1. Верховный суд. Это высший суд страны, который рассматривает как первоначальные иски, так и апелляции на решения Высокого суда. Верховный суд состоит из главного судьи Индии и 25 других судей. Статьи с 124 по 147 Конституции Индии закрепляют полномочия Верховного суда.
  2. Высокие суды. Являются высшим судебным органом на уровне штата. Статья 214 Конституции Индии устанавливает полномочия Высоких судов. В Индии 25 высоких судов. Высокие суды осуществляют гражданскую или уголовную юрисдикцию только в том случае, если нижестоящие суды штата не компетентны рассматривать эти дела. Высокие суды могут даже принимать апелляции из нижестоящих судов. Судьи Высокого суда назначаются президентом Индии после консультации с главным судьей Индии, главным судьей Высокого суда и губернатором штата.
  3. Окружные суды. Учреждаются правительствами штатов Индии для каждого округа или группы округов в зависимости от количества дел и плотности населения. Окружные суды находятся под непосредственным управлением Высоких судов и подчиняются решениям Высоких судов. В каждом округе обычно есть два вида судов: гражданские суды; уголовные суды.
  4. Сельские суды. Это нижестоящие суды на уровне села, которые обеспечивают систему альтернативного разрешения споров в селе.
  5. Трибуналы. Конституция предоставляет правительству право создавать специальные трибуналы для решения конкретных вопросов, таких как налоговые дела, земельные дела, дела потребителей и т. д.

Таким образом, предназначение судебной ветви власти можно считать схожим во многих странах. Однако имеются различия в части структуры судебной системы, полномочий и особенностей службы судей и пр. Особенно это касается Китая и Индии.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  3. Веселовская, А. С. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти // Молодой ученый. 2022. № 27 (422). С. 74-78. URL: https://moluch.ru/archive/422/93837/ (дата обращения: 10.12.2022).
  4. Долганова, Н. В. Судебная система Германии: некоторые особенности структуры судов / Н. В. Долганова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 82-84.
  5. Кавури Т. Введение в индийскую судебную систему [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.animallaw.info/article/introduction-indian-judicial-system (дата обращения: 08.12.2022).
  6. Масликов И.С., Матиева Л.А. Судебная власть в современной России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 7 (146). С. 34-37.
  7. Судебная система Китая: народные суды, прокуратуры и общественная безопасность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://olemiss.edu/courses/pol324/chnjudic.htm (дата обращения: 08.12.2022).
  8. Branches of the U.S. Government [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.usa.gov/branches-of-government (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться

624

Кудринский А. Н. Некоторые особенности судебной власти в России, США, Германии, Китае и Индии // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/5103-nekotorie-osobennosti-sudebnoj-vlasti-v-rossi

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня