Воспитание представляет собой сложный процесс, направленный на формирование у детей совокупности норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе. С самого рождения у человека появляется потребность в познании окружающего мира, которая существует на протяжении всей его жизни.
В связи с тем, что существует необходимость приобщения молодого поколения к общепринятым нормам и правилам, социальный аспект воспитания приобретает все большую значимость. В качестве одного из важных элементов воспитания как комплексного процесса выступает патриотическое воспитание.
Под патриотическим воспитанием подразумевается процесс по формированию образованного, гармонично развитого, сознательного, трудолюбивого, социально активного человека, с развитой гражданской позицией и ответственностью, наделенного духовными качествами.
Основная цель патриотического воспитания – получение детьми знаний о родном крае, истории своего народа [3, с. 4]. Любовь к Родине являлась качеством, присущим прошлым поколениям на протяжении всей истории. В настоящее время отмечено снижение патриотического сознания у населения. В связи с чем возникает необходимость разработки мер и способов его повышения. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Особенности государственного устройства страны, социально-экономические условия оказывают влияние на формирование у детей нравственных качеств. В результате общения с взрослым населением у детей развивается чувство привязанности к духовной жизни своего народа. Это впоследствии влечет развитие такого качества, как ментальность, которая закладывает основу нравственного воспитания патриотов.
Важным элементом нравственно-патриотического воспитания детей выступает взаимодействие педагогов с родителями. Знакомство с историей семьи, просмотр фотографий и документов побуждает ребенка на проявление чувств и эмоций, помогает относиться с вниманием к своим корням. Общение детей с родителями способствует возникновению общности интересов и сближению их духовно. Посредством общения с родителями происходит познавательное обогащение детей. Совместные прогулки, походы по памятным местам, визиты в культурные центры способствуют приобщению детей к истории и культуре родного края [6]. От родителей зависит, какими качествами будут обладать их дети, какие ценности будут иметь для них значение.
Процесс реализации комплекса педагогической работы по патриотическому воспитанию – это эффективное взаимодействие с социумом, предусматривающее использование образовательных ресурсов социокультурной среды региона, города, края, работу с культурными учреждениями, совместное проведение мероприятий. Данная работа позволяет эффективно осуществлять патриотическое воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.
В процессе воспитания важную роль играет народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые закладываются в основу фундамента общественного сознания и самоуважения [9]. В ходе приобщения к национальной культуре отмечается важность знакомства детей с народными песнями, сказками, пословицами и поговорками, которые заключают в себе познавательный опыт народа. Кроме того, расширить представление детей о народном творчестве позволяет знакомство с народной игрушкой. В процессе творческой деятельности дети могут увлечься замыслом и яркой росписью, ощутить чувство радости, научиться замечать прекрасное вокруг.
Важным элементом нравственно-патриотического воспитания выступают также народные игры, которые являются отражением образа жизни прошлых поколений, их труда, быта. Народные игры доставляют радость детям, помогают развиваться духовно и физически [7, с. 82].
В пределах реализации ФГОС ДО патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходит также посредством развития физических качеств. Занятия физической культурой направлены на формирование физически здоровой и активной личности. Спорт позволяет достичь хороших результатов в патриотическом воспитании совместно с использованием других средств. Так занятия спортом помогают ребенку обрести общую физическую подготовку, развить двигательные умения и навыки. В результате спортивно-патриотического воспитания дети приобретают моральные и волевые качества, учатся стойкости, выносливости, проявлению терпения и ловкости.
Проблема патриотического воспитания приобрела актуальность давно. Устранение данной проблемы представляется возможным посредством возрождения национальной культуры, привития молодому поколению общественно значимых ценностей, приобщение к народным традициям и обычаям [8, с. 65].
Современное образование направлено на решение задач по преодолению формализма в дошкольных учреждениях. Воспитание граждан сочетает в себе опору на национальные традиции и учет особенностей настоящего, потому как это необходимо для развития в условиях социально-экономического положения страны.
На воспитание сознательного патриота, обладающего ценными для общества качествами, накладывают отпечаток определенные факторы. Основой патриотического воспитания выступает национальное сознание, которое выражается в признании своей этнической принадлежности. Оно подтверждает развитость населения как элемента исторического процесса, выступает показателем духовного и интеллектуального развития.
Национальное сознание складывается из любви к Родине, вере в духовную силу народа, в умении понимать и ценить культуру родного края, искусство, традиции и обычаи [4, с. 5].
Наряду с ознакомлением детей с историей родного края, обычаями и традициями привитие чувства патриотизма осуществляется также через определенные действия. К числу таких действий относится осознание принадлежности к своему народу, принятие участия в его делах, забота о сохранении родной культуры, соблюдение общепризнанных норм и правил.
Содержание патриотического воспитания складывается с учетом условий социально-экономического развития государства, опыта учебных заведений, а также взглядов педагогического сообщества. Патриотическое воспитание детей осуществляется по трем направлениям: государственное, социальное и семейное. Государственное заключается в знакомстве детей с государственной символикой и ее значением, с родным языком, в проведении занятий по истории, в привитии детям гордости за свою страну, в обеспечении понимания детьми гражданских прав и обязанностей [1, с. 124]. Социальное патриотическое воспитание представляет собой процесс развития интереса к истории родного края, великому прошлому страны, организация посещения детьми общественно-значимых мест таких, как исторические памятники, детские общественные организации, здания, связанные с историческими событиями. Кроме того, социальное воспитание направлено на развитие у детей таких качеств, как умение проявлять волю, ответственность в труде и учебе, целеустремленность, доброжелательность, бережное отношение к природе и труду других людей. Семейное воспитание выражается в привитии любви и уважения к родителям, вежливого общения со старшими в семье, с воспитателями, поощрении уважения к предкам. Все три направления находятся в тесной взаимосвязи и образуют комплекс мер, при помощи которых осуществляется патриотическое воспитание детей.
Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений состоит в воспитании людей с чувством гордости за свою страну, осознающего проблемы и потребности общества, любящего свою семью и близких. Система дошкольного воспитания учитывает необходимость приобщения детей к национальной культуре, которая положительно влияет на развитие чести, совести, гуманности, гражданской сознательности.
Включение детей в совместную работу осуществляется через пробуждение в них эмоций. Важно, чтобы у ребенка появился интерес к познанию, общению и совершению совместных действий. В процессе осознания ценностей ребенок нуждается в помощи взрослого, который обратит его внимание на важные моменты в окружающем мире [5].
Образовательная деятельность по воспитанию у детей патриотизма наиболее полно реализуется путем совместной работы педагога, родителей и детей. Данная работа осуществляется в условиях по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, к числу которых относятся следующие условия:
- создание соответствующей образовательной среды в дошкольном учреждении (краеведческий мини-музей, включающий в себя предметы истории и информацию о Родине; выставки творчества детей);
- обогащение эмоциональной сферы детей, способствующее их подготовке к усвоению информации о родном крае;
- развитие представления о патриотизме – эмоциональное отношение к окружающему миру, анализ и обработка познавательного материала, представляющего значимость для края, развитие способности отмечать характерное в окружающем для осознания ценностей среды;
- организация образовательной деятельности – проектно-исследовательская деятельность, обучающие ситуации по решению проблем, культурные практики, познавательные беседы по истории;
- масштабирование воспитательного пространства посредством использования занимательных игр и домашних заданий;
- интеграция в образовательное пространство исторического материала, с помощью которого можно вызвать у детей эмоции и интерес;
- проведение работы с обществом, родителями;
- самостоятельная деятельность детей, основанная на комбинировании различных видов деятельности.
Важно отметить, что привитие детям патриотизма способствует также формированию общекультурных качеств личности [2]. Повышение уровня культуры ребенка способствует совершенствованию чувства патриотизма. Два этих аспекта находятся в тесной взаимосвязи.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что патриотическое воспитание представляет собой общественную категорию, цель которой формирование у человека положительного отношения к себе, к окружающим и своей Родине. Это отношение выражается в чувствах, гражданской позиции, поступках. Заботясь о ценностях своего государства, осознавая свою значимость и принадлежность к обществу, человек по - настоящему становится патриотом.