Патриотическое воспитание дошкольников и его основные аспекты

В статье рассматриваются основные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обосновывается необходимость осуществления мер, направленных на привитие детям общественно значимых ценностей. Проводится анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений по реализации патриотического воспитания детей.

Аннотация статьи
патриотизм
патриотическое воспитание
история родного края
общепризнанные нормы
социальное воспитание
Родина
Ключевые слова

Воспитание представляет собой сложный процесс, направленный на формирование у детей совокупности норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе. С самого рождения у человека появляется потребность в познании окружающего мира, которая существует на протяжении всей его жизни.

В связи с тем, что существует необходимость приобщения молодого поколения к общепринятым нормам и правилам, социальный аспект воспитания приобретает все большую значимость. В качестве одного из важных элементов воспитания как комплексного процесса выступает патриотическое воспитание.

Под патриотическим воспитанием подразумевается процесс по формированию образованного, гармонично развитого, сознательного, трудолюбивого, социально активного человека, с развитой гражданской позицией и ответственностью, наделенного духовными качествами.

Основная цель патриотического воспитания – получение детьми знаний о родном крае, истории своего народа [3, с. 4]. Любовь к Родине являлась качеством, присущим прошлым поколениям на протяжении всей истории. В настоящее время отмечено снижение патриотического сознания у населения. В связи с чем возникает необходимость разработки мер и способов его повышения. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

Особенности государственного устройства страны, социально-экономические условия оказывают влияние на формирование у детей нравственных качеств. В результате общения с взрослым населением у детей развивается чувство привязанности к духовной жизни своего народа. Это впоследствии влечет развитие такого качества, как ментальность, которая закладывает основу нравственного воспитания патриотов.

Важным элементом нравственно-патриотического воспитания детей выступает взаимодействие педагогов с родителями. Знакомство с историей семьи, просмотр фотографий и документов побуждает ребенка на проявление чувств и эмоций, помогает относиться с вниманием к своим корням. Общение детей с родителями способствует возникновению общности интересов и сближению их духовно. Посредством общения с родителями происходит познавательное обогащение детей. Совместные прогулки, походы по памятным местам, визиты в культурные центры способствуют приобщению детей к истории и культуре родного края [6]. От родителей зависит, какими качествами будут обладать их дети, какие ценности будут иметь для них значение.

Процесс реализации комплекса педагогической работы по патриотическому воспитанию – это эффективное взаимодействие с социумом, предусматривающее использование образовательных ресурсов социокультурной среды региона, города, края, работу с культурными учреждениями, совместное проведение мероприятий. Данная работа позволяет эффективно осуществлять патриотическое воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.

В процессе воспитания важную роль играет народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые закладываются в основу фундамента общественного сознания и самоуважения [9]. В ходе приобщения к национальной культуре отмечается важность знакомства детей с народными песнями, сказками, пословицами и поговорками, которые заключают в себе познавательный опыт народа. Кроме того, расширить представление детей о народном творчестве позволяет знакомство с народной игрушкой. В процессе творческой деятельности дети могут увлечься замыслом и яркой росписью, ощутить чувство радости, научиться замечать прекрасное вокруг.

Важным элементом нравственно-патриотического воспитания выступают также народные игры, которые являются отражением образа жизни прошлых поколений, их труда, быта. Народные игры доставляют радость детям, помогают развиваться духовно и физически [7, с. 82].

В пределах реализации ФГОС ДО патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходит также посредством развития физических качеств. Занятия физической культурой направлены на формирование физически здоровой и активной личности. Спорт позволяет достичь хороших результатов в патриотическом воспитании совместно с использованием других средств. Так занятия спортом помогают ребенку обрести общую физическую подготовку, развить двигательные умения и навыки. В результате спортивно-патриотического воспитания дети приобретают моральные и волевые качества, учатся стойкости, выносливости, проявлению терпения и ловкости.

Проблема патриотического воспитания приобрела актуальность давно. Устранение данной проблемы представляется возможным посредством возрождения национальной культуры, привития молодому поколению общественно значимых ценностей, приобщение к народным традициям и обычаям [8, с. 65].

Современное образование направлено на решение задач по преодолению формализма в дошкольных учреждениях. Воспитание граждан сочетает в себе опору на национальные традиции и учет особенностей настоящего, потому как это необходимо для развития в условиях социально-экономического положения страны.

На воспитание сознательного патриота, обладающего ценными для общества качествами, накладывают отпечаток определенные факторы. Основой патриотического воспитания выступает национальное сознание, которое выражается в признании своей этнической принадлежности. Оно подтверждает развитость населения как элемента исторического процесса, выступает показателем духовного и интеллектуального развития.

Национальное сознание складывается из любви к Родине, вере в духовную силу народа, в умении понимать и ценить культуру родного края, искусство, традиции и обычаи [4, с. 5].

Наряду с ознакомлением детей с историей родного края, обычаями и традициями привитие чувства патриотизма осуществляется также через определенные действия. К числу таких действий относится осознание принадлежности к своему народу, принятие участия в его делах, забота о сохранении родной культуры, соблюдение общепризнанных норм и правил.

Содержание патриотического воспитания складывается с учетом условий социально-экономического развития государства, опыта учебных заведений, а также взглядов педагогического сообщества. Патриотическое воспитание детей осуществляется по трем направлениям: государственное, социальное и семейное. Государственное заключается в знакомстве детей с государственной символикой и ее значением, с родным языком, в проведении занятий по истории, в привитии детям гордости за свою страну, в обеспечении понимания детьми гражданских прав и обязанностей [1, с. 124]. Социальное патриотическое воспитание представляет собой процесс развития интереса к истории родного края, великому прошлому страны, организация посещения детьми общественно-значимых мест таких, как исторические памятники, детские общественные организации, здания, связанные с историческими событиями. Кроме того, социальное воспитание направлено на развитие у детей таких качеств, как умение проявлять волю, ответственность в труде и учебе, целеустремленность, доброжелательность, бережное отношение к природе и труду других людей. Семейное воспитание выражается в привитии любви и уважения к родителям, вежливого общения со старшими в семье, с воспитателями, поощрении уважения к предкам. Все три направления находятся в тесной взаимосвязи и образуют комплекс мер, при помощи которых осуществляется патриотическое воспитание детей.

Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений состоит в воспитании людей с чувством гордости за свою страну, осознающего проблемы и потребности общества, любящего свою семью и близких. Система дошкольного воспитания учитывает необходимость приобщения детей к национальной культуре, которая положительно влияет на развитие чести, совести, гуманности, гражданской сознательности.

Включение детей в совместную работу осуществляется через пробуждение в них эмоций. Важно, чтобы у ребенка появился интерес к познанию, общению и совершению совместных действий. В процессе осознания ценностей ребенок нуждается в помощи взрослого, который обратит его внимание на важные моменты в окружающем мире [5].

Образовательная деятельность по воспитанию у детей патриотизма наиболее полно реализуется путем совместной работы педагога, родителей и детей. Данная работа осуществляется в условиях по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, к числу которых относятся следующие условия:

  • создание соответствующей образовательной среды в дошкольном учреждении (краеведческий мини-музей, включающий в себя предметы истории и информацию о Родине; выставки творчества детей);
  • обогащение эмоциональной сферы детей, способствующее их подготовке к усвоению информации о родном крае;
  • развитие представления о патриотизме – эмоциональное отношение к окружающему миру, анализ и обработка познавательного материала, представляющего значимость для края, развитие способности отмечать характерное в окружающем для осознания ценностей среды;
  • организация образовательной деятельности – проектно-исследовательская деятельность, обучающие ситуации по решению проблем, культурные практики, познавательные беседы по истории;
  • масштабирование воспитательного пространства посредством использования занимательных игр и домашних заданий;
  • интеграция в образовательное пространство исторического материала, с помощью которого можно вызвать у детей эмоции и интерес;
  • проведение работы с обществом, родителями;
  • самостоятельная деятельность детей, основанная на комбинировании различных видов деятельности.

Важно отметить, что привитие детям патриотизма способствует также формированию общекультурных качеств личности [2]. Повышение уровня культуры ребенка способствует совершенствованию чувства патриотизма. Два этих аспекта находятся в тесной взаимосвязи.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что патриотическое воспитание представляет собой общественную категорию, цель которой формирование у человека положительного отношения к себе, к окружающим и своей Родине. Это отношение выражается в чувствах, гражданской позиции, поступках. Заботясь о ценностях своего государства, осознавая свою значимость и принадлежность к обществу, человек по - настоящему становится патриотом.

Текст статьи
  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. М.: Перспектива, 2022. – 310 с.
  2. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 110-117.
  3. Ельцова О.М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. М.: Сфера, 2019. 110 с.
  4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание Дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 883 с.
  5. Орлова Е.О. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с использованием инновационных технологий и исследовательских проектов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (41). С. 319-326.
  6. Пантелеева Н.Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 13-20.
  7. Писарева А.Е. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера, 2021. – 266 с.
  8. Творогов О.В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании. М.: Знание, 2020. – 226 с.
  9. Хакимова Л.Ш. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора // Science Time. 201 № 12 (72). С. 39-41.
Список литературы