Уровень здоровья школьников играет немаловажную роль в формировании трудового и интеллектуального потенциала государства. При оценке эффективности применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры необходимо учитывать весь комплекс психолого-педагогических мероприятий, связанных с проведением научных исследований.
Обучение студентов здоровьесбережению на уроках физической культуры включает не только процесс овладения предметными знаниями и жизненно важными здоровьесберегающими и развивающими технологиями, но и формирование соответствующих жизненных ценностей, результатом которых является способность самостоятельно «управлять» своим здоровьем, проводить диагностические, профилактические, а при необходимости и реабилитационные и коррекционные меры.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается система организационных форм образования, воспитания и обучения, главной целью которых является сохранение и укрепление здоровья личности. Однако, применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и определение результатов такого применения в настоящее время является не полностью исследованным вопросом в научной литературе, а поэтому требует детального изучения, что и обусловило актуальность данной статьи.
Целью статьи является проведение комплексного анализа отдельных аспектов применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Содержание здоровья раскрывается в нескольких понятиях: состояние характеризующегося его организма уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и как состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций свидетельствует о том, что имеющиеся технологии реализуются через следующие направления образовательно-воспитательной деятельности:
- создание условий для укрепления здоровья школьников и их гармоничного развития;
- организация учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащегося;
- разработка и реализация учебных программ по формированию культуры здоровья и профилактики вредных привычек;
- коррекция нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мер;
- медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития школьников и др. [1, c. 54].
Организованные формы обучения и воспитания, такие как урок физической культуры, занятия в школьной спортивной секции или спортивном клубе, наиболее положительно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей.
Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока физической культуры – 40-45 минут, но сводные уроки неэффективны, поскольку приводят к резкому снижению уровня занятия.
Абсолютно неэффективный и даже вредный для здоровья режим, при котором проводится одно спаренное занятие в неделю. При таком режиме из-за длительного перерыва в занятиях не наступает истинная адаптация к физической нагрузке. Попытки проведения ежедневных уроков физической культуры, которые были введены в некоторых школах, также оказались неэффективными, поскольку нагрузка на уроке является достаточной для получения тренировочного эффекта и организм учащегося не успевает полностью восстановиться после прошлого занятия, то есть накапливается вредное переутомление. Если же нагрузка низкая, то учащийся не получает полноценного тренировочного эффекта [2, c. 39].
Наиболее благоприятный режим – тот, при котором школьники посещают 3-4 полноценных урока физической культуры в неделю. Это требует от школы значительных финансовых и организационных расходов, но обеспечит при этом безусловный оздоровительный эффект.
Насколько бы ни был широкий арсенал двигательных действий, которые учащийся усваивает за время обучения в школе, на уроках физической культуры, какой бы ни была форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику определенного круга заболеваний.
Можно выделить следующие виды направлений, направленных на общее состояние организма в результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
- профилактика гипокинезии – нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок;
- профилактика нарушения осанки – использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета позвоночника;
- профилактика травматизма – обучение технике выполнения физических упражнений и правил, технике безопасности на занятиях физическими упражнениями;
- профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы – тренировки аэробного и анаэробного характера, направленные на повышение адаптационных возможностей организма;
- профилактика простудных заболеваний – использование средств физического воспитания, водных процедур и других компонентов закаливания.
Корректность и адекватность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры может служить хорошим критерием организации оптимального двигательного режима школьника. Рациональным можно назвать такой двигательный режим, который, наряду со специфическими задачами физкультурно-спортивной подготовки, обеспечивает надлежащее состояние здоровья обучающегося [3, c. 174].
Современные подходы к реализации задач физического воспитания и проведению уроков по физической культуре в школе учитывают результаты специальных исследований в области педиатрии и гигиены, анатомии и физиологии ребенка. В результате этого в школе необходимо внедрить комплекс мер, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию физического воспитания учащихся с целью своевременного предупреждения вредных последствий гипер- и гипокинезии. К таким мерам, например, относится осуществление медико-педагогического контроля качества проведения уроков физической культуры [4, c. 42].
С этой целью медицинские и педагогические работники должны регулярно осуществлять контрольные посещения занятий по физической культуре, в частности: 1 раз в месяц – медсестра школы, врач и классный руководитель – 1 раз в месяц; школьный психолог, директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1 раз в семестр.
Успешной реализации оздоровительной направленности уроков физической культуры в современной школе способствуют: соблюдение дифференцированного, индивидуального подхода к определению особенностей состояния здоровья учащихся, их физиологических реакций на физическую нагрузку с применением постоянного медико-педагогического контроля; учет индивидуальных, психофизиологических особенностей школьников, использование разнообразных форм проведения оздоровительных мероприятий, что обеспечит улучшение у школьников показателей как физического, так и умственного развития, роста данных двигательной подготовленности [5, c. 48].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются составной частью и характерной чертой всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательной организации (характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса), непосредственно касается проблемы здоровья учащихся.
Правильно организованная двигательная активность – это важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека независимо от возраста. Поэтому двигательная активность является одним из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных организаций.