Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Отдельные аспекты применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической...

Отдельные аспекты применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Автор(-ы):

Пащенко Людмила Николаевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии
физическая культура
образовательно-воспитательная деятельность
школа
здоровье

Аннотация статьи

Статья посвящена отдельным аспектам применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. В статье автором рассмотрен термин «здоровьесберегающие технологии», указаны направления образовательно-воспитательной деятельности, через которые реализуются здоровьесберегающие технологии. Выделены виды направлений, направленных на общее состояние организма в результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Также определены факторы, которые способствуют успешной реализации оздоровительной направленности уроков физической культуры в современной школе.

Текст статьи

Уровень здоровья школьников играет немаловажную роль в формировании трудового и интеллектуального потенциала государства. При оценке эффективности применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры необходимо учитывать весь комплекс психолого-педагогических мероприятий, связанных с проведением научных исследований.

Обучение студентов здоровьесбережению на уроках физической культуры включает не только процесс овладения предметными знаниями и жизненно важными здоровьесберегающими и развивающими технологиями, но и формирование соответствующих жизненных ценностей, результатом которых является способность самостоятельно «управлять» своим здоровьем, проводить диагностические, профилактические, а при необходимости и реабилитационные и коррекционные меры.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается система организационных форм образования, воспитания и обучения, главной целью которых является сохранение и укрепление здоровья личности. Однако, применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и определение результатов такого применения в настоящее время является не полностью исследованным вопросом в научной литературе, а поэтому требует детального изучения, что и обусловило актуальность данной статьи.

Целью статьи является проведение комплексного анализа отдельных аспектов применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Содержание здоровья раскрывается в нескольких понятиях: состояние характеризующегося его организма уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и как состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций свидетельствует о том, что имеющиеся технологии реализуются через следующие направления образовательно-воспитательной деятельности:

  • создание условий для укрепления здоровья школьников и их гармоничного развития;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащегося;
  • разработка и реализация учебных программ по формированию культуры здоровья и профилактики вредных привычек;
  • коррекция нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мер;
  • медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития школьников и др. [1, c. 54].

Организованные формы обучения и воспитания, такие как урок физической культуры, занятия в школьной спортивной секции или спортивном клубе, наиболее положительно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей.

Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока физической культуры – 40-45 минут, но сводные уроки неэффективны, поскольку приводят к резкому снижению уровня занятия.

Абсолютно неэффективный и даже вредный для здоровья режим, при котором проводится одно спаренное занятие в неделю. При таком режиме из-за длительного перерыва в занятиях не наступает истинная адаптация к физической нагрузке. Попытки проведения ежедневных уроков физической культуры, которые были введены в некоторых школах, также оказались неэффективными, поскольку нагрузка на уроке является достаточной для получения тренировочного эффекта и организм учащегося не успевает полностью восстановиться после прошлого занятия, то есть накапливается вредное переутомление. Если же нагрузка низкая, то учащийся не получает полноценного тренировочного эффекта [2, c. 39].

Наиболее благоприятный режим – тот, при котором школьники посещают 3-4 полноценных урока физической культуры в неделю. Это требует от школы значительных финансовых и организационных расходов, но обеспечит при этом безусловный оздоровительный эффект.

Насколько бы ни был широкий арсенал двигательных действий, которые учащийся усваивает за время обучения в школе, на уроках физической культуры, какой бы ни была форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику определенного круга заболеваний.

Можно выделить следующие виды направлений, направленных на общее состояние организма в результате применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:

  • профилактика гипокинезии – нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок;
  • профилактика нарушения осанки – использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета позвоночника;
  • профилактика травматизма – обучение технике выполнения физических упражнений и правил, технике безопасности на занятиях физическими упражнениями;
  • профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы – тренировки аэробного и анаэробного характера, направленные на повышение адаптационных возможностей организма;
  • профилактика простудных заболеваний – использование средств физического воспитания, водных процедур и других компонентов закаливания.

Корректность и адекватность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры может служить хорошим критерием организации оптимального двигательного режима школьника. Рациональным можно назвать такой двигательный режим, который, наряду со специфическими задачами физкультурно-спортивной подготовки, обеспечивает надлежащее состояние здоровья обучающегося [3, c. 174].

Современные подходы к реализации задач физического воспитания и проведению уроков по физической культуре в школе учитывают результаты специальных исследований в области педиатрии и гигиены, анатомии и физиологии ребенка. В результате этого в школе необходимо внедрить комплекс мер, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию физического воспитания учащихся с целью своевременного предупреждения вредных последствий гипер- и гипокинезии. К таким мерам, например, относится осуществление медико-педагогического контроля качества проведения уроков физической культуры [4, c. 42].

С этой целью медицинские и педагогические работники должны регулярно осуществлять контрольные посещения занятий по физической культуре, в частности: 1 раз в месяц – медсестра школы, врач и классный руководитель – 1 раз в месяц; школьный психолог, директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1 раз в семестр.

Успешной реализации оздоровительной направленности уроков физической культуры в современной школе способствуют: соблюдение дифференцированного, индивидуального подхода к определению особенностей состояния здоровья учащихся, их физиологических реакций на физическую нагрузку с применением постоянного медико-педагогического контроля; учет индивидуальных, психофизиологических особенностей школьников, использование разнообразных форм проведения оздоровительных мероприятий, что обеспечит улучшение у школьников показателей как физического, так и умственного развития, роста данных двигательной подготовленности [5, c. 48].

Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются составной частью и характерной чертой всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательной организации (характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса), непосредственно касается проблемы здоровья учащихся.

Правильно организованная двигательная активность – это важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека независимо от возраста. Поэтому двигательная активность является одним из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных организаций.

Список литературы

  1. Антонова Л.Н. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях начального профессионального образования / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 110 с.
  2. Николаев Е.В. Традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии в физической культуре для студентов: учебное пособие / Е.В. Николаев, Н.В. Кузнецова, Н.Г. Панина. – В.: ВолгГТУ, 2019. – 98 с.
  3. Макаренко В.Г. Проектирование здоровьеориентированной модели физкультурного образования детей дошкольного возраста с применением средств гимнастики: монография / В.Г. Макаренко, Г.М. Шакамалов. – Челябинск: Б-ка А. Миллера, 2022. – 308 с.
  4. Ремезова Л.А. Здоровьесберегающие технологии, новые возможности их освоения и применения в дошкольных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Л.А. Ремезова, О.Л. Бабина, Т.И. Чукалина. – С.: Изд-во Поволжской гос. социально-гуманитарной акад., 2013. – 83 с.
  5. Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) / В.Е. Цибульникова, Е.А. Леванова; под общей редакцией Е.А. Левановой. – Москва: МПГУ, 2017. – 147 с.

Поделиться

141

Пащенко Л. Н. Отдельные аспекты применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/5106-otdelnie-aspekti-primeneniya-zdorovesberegayu

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая