Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улиц...

Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

технология
игровое моделирование
дошкольное образование
правила безопасного поведения

Аннотация статьи

В статье формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений дошкольного образования.

Текст статьи

Основным направлением Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы является повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов.

В силу несформированности когнитивной сферы детей дошкольного возраста восприятие и усвоение полученных знаний о правилах поведения на дороге дошкольниками вызывает затруднения, так как внимание дошкольника неустойчиво, восприятие глобально, память кратковременная и непроизвольная, преобладает наглядно-образное мышление. Проблема формирования когнитивной сферы дошкольников при обучении правилам дорожного движения приобретает доминирующее значение и побуждает педагогов-практиков к поиску наиболее эффективных методов и форм работы с детьми, необходимых для активизации психических процессов. При этом многие из них отмечают уникальность и эффективность использования технологии игрового моделирования, способствующей более качественному и высокому уровню формирования элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста [3].

Н.Н. Авдеева, А.А. Баранова, В.Г. Каменская, О.Л. Князева и Р.Б. Стеркина утверждают, что подготовка дошкольников к безопасному существованию в окружающей среде должна осуществляться в дошкольных учреждениях. Вопросами профилактики дорожно-транспортного травматизма в дошкольной педагогике занимались с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности [1].

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дает О.Н. Русак, близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, К. Ю. Белая [3].

По мнению Г.Х. Манюровой ребенок, обладающий элементарными представлениями о культуре безопасности на дороге: это ребенок, у которого, прежде всего, сформированы представления о видах транспорта, о дорожной разметке, роли пешехода и регулировщика на дороге, о сигналах светофора, о правилах поведения на дороге, представления о дорожных знаках и транспорте, о правилах дорожного движения [17].

Доступность метода игрового моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Процесс моделирования способствует активной мыслительной и практической деятельности. Дети учатся предвидеть опасные ситуации, прогнозировать их развитие, принимать решения. И все это происходит в любимой дошкольниками игровой деятельности.

Панфилова А. П. определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий педагогу не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [4, с. 3].

Смысл моделирования, как считает В. А. Ясвин, заключается в возможности получения информации о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Основными атрибутами игрового моделирования являются имитация того или иного аспекта человеческой деятельности; участники игрового моделирования получают разнообразные роли, определяющие интересы и побудительные стимулы в игре.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям [7].

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
  3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  4. Она должна облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев).

Метод моделирования можно успешно использовать в разных образовательных областях дошкольного образования.

В дошкольном возрасте нашли применение следующие виды моделирования:

  • предметное моделирование, при котором воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей какого-либо объекта (технические игрушки, модели построек, светофор и т.п.);
  • предметно-макетное моделирование. Макет – это пространство, где дети не только играют, но и моделируют, конструируют городское пространство и дорожные проблемные ситуации (улицы, дороги, дворы, отрабатывают и закрепляют знания правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки, правил поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД), а также совместно с воспитателем разбирают и многократно проигрывают различные ситуации по безопасности дорожного движения.

Последовательность и содержание работы с макетом:

1 этап: Формирование умений ориентироваться в пространстве.

2 этап: Обучение правилам дорожного движения.

3 этап: Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На первом этапе дети рассматривают и изучают схемы и карты улиц города: здания школ, детских садов, магазинов, домов, дороги, газоны. На втором этапе мы изучаем с детьми дорожные знаки, где ставятся знаки на дороге, изучаем дороги с разными видами разметок. На третьем этапе в разных организационных формах детям предлагаются логические задачи, проблемные ситуации, развивающие игры, дидактические упражнения, упражнения с включением практических и игровых приёмов на формирование умений и отработку навыков поведения на дороге, например, умения реагировать на сигнал светофора или дорожные знаки.

  • предметно-схематическое моделирование, в котором существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов (различные алгоритмы последовательности действий при различных сигналах светофора и т.п.
  • графическое моделирование (графики, схемы и т.п.) условно (обобщенно) передает признаки, связи и отношения предметов и явлений, а также их частей (схема микрорайона, дорожных знаков, пешеходного перехода, светофора, карточки природных зон, модели классов животных и объектов живой природы). Среди графических моделей особое место занимают мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Мнемотаблицы обеспечивают не только эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, но и формируют умение ее систематизировать и обобщать.
  • плоскостное моделирование – это построение на плоскости изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов и т.д. Плоскостное моделирование – это один из видов познавательного развития и является средством развития не только творческого мышления дошкольников, но и связанной речи и памяти.
  • метод моделирования проблемных игровых ситуаций.

Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению найти выход из любой дорожной ситуации [8].

В процессе ознакомления дошкольников с моделями можно выделить несколько этапов.

Первый этап – предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов, условными обозначениями.

Второй этап – осуществляется замещение предметно схематической модели. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

  1. Начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений – в этом случае форма модели совпадает с типом отображенного в ней содержания, затем следует переходить к моделированию временных отношений, и наконец –к моделированию других типов отношений;
  2. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а затем приступать к построению моделей, имеющих обобщенный смысл;
  3. Следует начинать с иконических моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений;
  4. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем следует их построение.

Система работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге с применением технологии игрового моделирования:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Режимные моменты;
  • Индивидуальная деятельность;
  • Досуговая деятельность.

Элементарные представления о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста включают в себя знания правил безопасного поведения на дороге, умение действовать в различных проблемных дорожных ситуациях, осознанно относиться к жизни и здоровью.

У детей возраста 4-5 лет формирование понятий о различных видах транспорта, о назначении светофора и всех его цветов, о назначении дорожных знаков, о безопасном поведении на дорогах города.

С детьми 5-6 лет знакомство с правилами передвижения пешеходов и автотранспортных средств, с устройством улицы, с профессиями «водитель», «инспектор ГИБДД», систематизация знаний о дорожных знаках, формирование основ о безопасном маршруте «дом – детский сад – дом», закрепление представлений о безопасном поведении на дорогах города.

К семи годам дети способны анализировать, моделировать дорожные ситуации, осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия на основе сформированных элементарных представлений о правилах поведения на улицах города.

Благодаря использованию в работе технологии игрового моделирования дети научатся:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применять графические и символические аналогии, видеть главное, систематизировать полученные знания.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, 144 с.
  2. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения / Л.В. Ахметова // Вестник ТГПУ, 2009. - выпуск 9 (87). – С. 108-111.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: «Просвещение», 2010. – 140 с.
  4. Беляева О. М. В добрый путь! Учебно-методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения. / О. М. Беляева. – М.: ИД «Цветной мир», 2013. – 96 с.
  5. Берляева А.Б. Азбука дорожного общения. – М.: «Просвещение», 2004.
  6. Белявская Г.Д. Учим правила дорожного движения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 23 с.
  7. Болдырева Н. Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н. Г. Болдырева, В. И. Чеснокова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 22 (126). – С. 238-240. – URL: https://moluch.ru/archive/126/34941/ (дата обращения: 11.11.2022).
  8. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  9. Дружинин В.Н. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. – 480 с.
  10. Иванова А.И. Ребёнок на улице. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 234с.
  11. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2011. – 45 с.
  12. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М., 2006. – 45 с.
  13. Лыкова И.А. Мир без опасности. – Издательский дом «Цветной мир», 2017, 57 с.
  14. Манюрова Г.Х. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма // Воспитатель ДОУ. 2008. №3.
  15. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

Поделиться

1279

Бикетова И. Н., Гладкова Н. С., Деркачева В. В., Скрыпаль Э. А., Степаненко И. А. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/5107-formirovanie-elementarnikh-predstavlenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января