Основным направлением Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы является повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов.
В силу несформированности когнитивной сферы детей дошкольного возраста восприятие и усвоение полученных знаний о правилах поведения на дороге дошкольниками вызывает затруднения, так как внимание дошкольника неустойчиво, восприятие глобально, память кратковременная и непроизвольная, преобладает наглядно-образное мышление. Проблема формирования когнитивной сферы дошкольников при обучении правилам дорожного движения приобретает доминирующее значение и побуждает педагогов-практиков к поиску наиболее эффективных методов и форм работы с детьми, необходимых для активизации психических процессов. При этом многие из них отмечают уникальность и эффективность использования технологии игрового моделирования, способствующей более качественному и высокому уровню формирования элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста [3].
Н.Н. Авдеева, А.А. Баранова, В.Г. Каменская, О.Л. Князева и Р.Б. Стеркина утверждают, что подготовка дошкольников к безопасному существованию в окружающей среде должна осуществляться в дошкольных учреждениях. Вопросами профилактики дорожно-транспортного травматизма в дошкольной педагогике занимались с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности [1].
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дает О.Н. Русак, близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, К. Ю. Белая [3].
По мнению Г.Х. Манюровой ребенок, обладающий элементарными представлениями о культуре безопасности на дороге: это ребенок, у которого, прежде всего, сформированы представления о видах транспорта, о дорожной разметке, роли пешехода и регулировщика на дороге, о сигналах светофора, о правилах поведения на дороге, представления о дорожных знаках и транспорте, о правилах дорожного движения [17].
Доступность метода игрового моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Процесс моделирования способствует активной мыслительной и практической деятельности. Дети учатся предвидеть опасные ситуации, прогнозировать их развитие, принимать решения. И все это происходит в любимой дошкольниками игровой деятельности.
Панфилова А. П. определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий педагогу не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [4, с. 3].
Смысл моделирования, как считает В. А. Ясвин, заключается в возможности получения информации о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Основными атрибутами игрового моделирования являются имитация того или иного аспекта человеческой деятельности; участники игрового моделирования получают разнообразные роли, определяющие интересы и побудительные стимулы в игре.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям [7].
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
- Она должна облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев).
Метод моделирования можно успешно использовать в разных образовательных областях дошкольного образования.
В дошкольном возрасте нашли применение следующие виды моделирования:
- предметное моделирование, при котором воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей какого-либо объекта (технические игрушки, модели построек, светофор и т.п.);
- предметно-макетное моделирование. Макет – это пространство, где дети не только играют, но и моделируют, конструируют городское пространство и дорожные проблемные ситуации (улицы, дороги, дворы, отрабатывают и закрепляют знания правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки, правил поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД), а также совместно с воспитателем разбирают и многократно проигрывают различные ситуации по безопасности дорожного движения.
Последовательность и содержание работы с макетом:
1 этап: Формирование умений ориентироваться в пространстве.
2 этап: Обучение правилам дорожного движения.
3 этап: Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На первом этапе дети рассматривают и изучают схемы и карты улиц города: здания школ, детских садов, магазинов, домов, дороги, газоны. На втором этапе мы изучаем с детьми дорожные знаки, где ставятся знаки на дороге, изучаем дороги с разными видами разметок. На третьем этапе в разных организационных формах детям предлагаются логические задачи, проблемные ситуации, развивающие игры, дидактические упражнения, упражнения с включением практических и игровых приёмов на формирование умений и отработку навыков поведения на дороге, например, умения реагировать на сигнал светофора или дорожные знаки.
- предметно-схематическое моделирование, в котором существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов (различные алгоритмы последовательности действий при различных сигналах светофора и т.п.
- графическое моделирование (графики, схемы и т.п.) условно (обобщенно) передает признаки, связи и отношения предметов и явлений, а также их частей (схема микрорайона, дорожных знаков, пешеходного перехода, светофора, карточки природных зон, модели классов животных и объектов живой природы). Среди графических моделей особое место занимают мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Мнемотаблицы обеспечивают не только эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, но и формируют умение ее систематизировать и обобщать.
- плоскостное моделирование – это построение на плоскости изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов и т.д. Плоскостное моделирование – это один из видов познавательного развития и является средством развития не только творческого мышления дошкольников, но и связанной речи и памяти.
- метод моделирования проблемных игровых ситуаций.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению найти выход из любой дорожной ситуации [8].
В процессе ознакомления дошкольников с моделями можно выделить несколько этапов.
Первый этап – предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов, условными обозначениями.
Второй этап – осуществляется замещение предметно схематической модели. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:
- Начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений – в этом случае форма модели совпадает с типом отображенного в ней содержания, затем следует переходить к моделированию временных отношений, и наконец –к моделированию других типов отношений;
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а затем приступать к построению моделей, имеющих обобщенный смысл;
- Следует начинать с иконических моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений;
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем следует их построение.
Система работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге с применением технологии игрового моделирования:
- Организованная образовательная деятельность;
- Режимные моменты;
- Индивидуальная деятельность;
- Досуговая деятельность.
Элементарные представления о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста включают в себя знания правил безопасного поведения на дороге, умение действовать в различных проблемных дорожных ситуациях, осознанно относиться к жизни и здоровью.
У детей возраста 4-5 лет формирование понятий о различных видах транспорта, о назначении светофора и всех его цветов, о назначении дорожных знаков, о безопасном поведении на дорогах города.
С детьми 5-6 лет знакомство с правилами передвижения пешеходов и автотранспортных средств, с устройством улицы, с профессиями «водитель», «инспектор ГИБДД», систематизация знаний о дорожных знаках, формирование основ о безопасном маршруте «дом – детский сад – дом», закрепление представлений о безопасном поведении на дорогах города.
К семи годам дети способны анализировать, моделировать дорожные ситуации, осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия на основе сформированных элементарных представлений о правилах поведения на улицах города.
Благодаря использованию в работе технологии игрового моделирования дети научатся:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применять графические и символические аналогии, видеть главное, систематизировать полученные знания.