Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Сказка как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Сказка как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

сказка
игра
драматизация
эмоциональность
персонаж
дошкольник

Аннотация статьи

В данной статье мы рассказываем о влиянии сказки на эмоциональность дошкольников, отмечаем, что сказка остается одним из самых доступных методов для развития ребенка.

Текст статьи

Детство – это сказочный период в жизни человека. Более того, сказки родились во время детства всего человечества. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В XXI веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о «коврах-самолетах», «сапогах-скороходах», «гуслях-самогудах», но сказка осталась. Ею наполнены телевизионные сериалы, детские программы. Почему сказка жива? Может быть потому, что она разительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах? Сказка – это творчество, которое не знает ограничений. И, тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и семьи, а значит, и из жизни ребенка. Взрослые спешат – родителям нужно работать, воспитателям – выполнять задачи программы, а ребенок... в лучшем случае смотрит мультфильмы. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка – это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку научиться понимать окружающий мир и создать собственный, испытать себя и преодолеть свои страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, разыграть, спеть, в ней можно прожить не один день, было бы только желание. Широта возможностей позволяет всем, и большим, и маленьким, найти свое «призвание».

А. В. Запорожец, объясняя механизм процесса понимания сказки, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».

Он придавал огромное значение воспитанию личности ребенка средствами искусства. Ему и его сотрудникам (Д.М. Арановской, В.Е. Хоменко, О.М. Концевой и другим) удалось обнаружить некоторые конкретные «каналы», по которым осуществляется влияние искусства на личность, и разработать педагогические приемы, усиливающие такое влияние. Выделив три основные формы художественной деятельности: восприятие, исполнение и творчество, А.В. Запорожец и сотрудники сконцентрировали свое внимание преимущественно на изучении художественного восприятия (хотя на ранних этапах развития ребенка эти три формы неразделимы).

А.В. Запорожец отмечал: «Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет его пережить вместе с героями сказки такие чувства, прийти к таким новым представлениям, которые окажут влияние на его последующую жизнь».

А.В. Запорожец отмечал еще одну важную особенность восприятия сказки: если в игре обстоятельства – воображаемые, а действия – реальные, то при восприятии сказки и обстоятельства, и действия ребенка – воображаемые. По-видимому, такой полный отход от внешней формы действия (которая неизбежна в игре и продуктивной деятельности), впервые происходящий при восприятии сказки, дает ребенку уникальную возможность сосредоточиться при слушании сказки исключительно на внутренней активности, что способствует его быстрому формированию.

Сказка – это целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дети обожают сказки в период своего самого интенсивного развития. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Сказка – это и инструмент развития, и интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Психологическое влияние сказки можно объяснить тем, что метафоры и образы – это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре. Сказка сопровождает человека всю жизнь, но с возрастом сказки на людей действуют по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей.

Сказки учат. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. Также Сказка дает возможность учиться на чужих ошибках, имея силу внушения. Сказка готовит к взрослению.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, сохраняются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы детей происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Таким образом, восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных методов для развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги, и родители.

Список литературы

  1. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника // Ребёнок в детском саду, 2001. – №3. – С.80-83.
  2. Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 315с.
  3. Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособ. для практич. Работ. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160с.
  4. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: «Линка-пресс», 2002. – 200с.

Поделиться

1113

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Сказка как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/5110-skazka-kak-sredstvo-emotsionalnogo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря