Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Практика управления строями взвода

Практика управления строями взвода

Автор(-ы):

Медведев Тимофей Владимирович

Секция

Военное дело

Ключевые слова

взвод
построение
методика

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению практических аспектов управления строями взвода.

Текст статьи

Актуальность. Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная деятельность военного института направлена на формирование у курсантов, как будущих командиров, методических навыков руководителя при проведении занятий по различным дисциплинам, в том числе по строевой подготовки. Строевая подготовка является одним из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость. Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно отрабатывать многократным повторением.

Направленность данной темы заключается в развитии у курсантов, как у будущих офицеров (командиров), навыков и умений в организации проведения занятия по строевой подготовке со взводом на высоком методическом уровне, в ознакомлении курсантами со строями взвода (порядок перестроения и движения в целом в составе взвода), совершенствовании их личной строевой обученности, ознакомлении с методикой проведения занятий со взводом. А также она имеет направленность на то, чтобы дать практику обучаемым в проведении и организации занятий по строевой подготовке, движения и перестроения взвода на месте и в движении, правильной подачи сигналов для управления строя или машины. Воспитывать у личного состава командирские качества, уважение к строю и самой строевой подготовке в целом.

Совершенствовать практические навыки в управлении строями взвода, при помощи различных сигналов и команд, подаваемых командиром взвода, а также правильной организации самой методики проведения данных занятий со своим личным составом. При этих задачах важно также брать на учёт все учебные вопросы, которые стоит поднимать командиру в начале занятия при проведении строевой подготовки в составе взвода. Умение выделять цели занятия, которые направлены на достижение и получения опыта при проведении строевой подготовки.

Правильно подводить итоги с личным составом в конце занятия, указывать лучшие и худшие стороны занятия, а также военнослужащих, которые отличились в ходе проведения занятия.

Методика в проведения занятия на тему: «Практика управления строями взвода»

При проведении занятия командир взвода должен полностью организовать все задачи, которые ему предстоит сделать перед проведением практического занятия со взводом. А в первую очередь это подготовить правильно собранный материал в виде конспекта, в котором должно иметься содержание и сама направленность проведения данного практического занятия. В том числе, какие учебные вопросы будут при проведении занятия и как будет оформляться сама методика проведения занятия, то есть в целом первоначальная подготовка той материальной базы, которая необходима командиру при проведении данного практического занятия и непосредственно с самими военнослужащими (курсантами), которые тоже должны осуществлять подготовку к данному занятию по команде командира взвода. Она заключается в изучении самого задания, повторения строевых приёмов, а точнее подготовка к занятию.

Рис. 1. Строевой шаг в движении и на месте

С началом построения отделений командир взвода выходит из строя и следит за выстраиванием взвода. Подать команду: «Взвод, в две шеренги – СТАНОВИСЬ». Приняв строевую стойку и подав команду, командир взвода становится лицом в сторону фронта построения; отделения выстраиваются левее командира.

При проведении вводной части занятия руководитель занятия принимает доклад от заместителя командира взвода о готовности к занятию, проверяет в целом учебно-материальную базу к проведению занятия, наличие личного состава, внешний вид курсантов, кратко опрашивает личный состав по знанию положений строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации. После чего объявляет тему и цели занятия, а также те учебные вопросы, которые будут отработаны в ходе данного практического занятия. В журнале учёта учебных занятий взвода записывает тему занятия и отсутствующих лиц.

Также при проведении занятия командир взвода может назначать несколько учебных точек с целью того, чтобы на каждом учебном месте донести определённую информацию и затратить на это меньше времени. Подать команду: «Взвод, в колонну по три (по четыре), шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»). По этой команде первое отделение обозначает шаг на месте, остальные отделения, выйдя на линию первого, также обозначают шаг на месте до команды командира взвода «ПРЯМО» или «Взвод – СТОЙ». Эта команда может использоваться командиром взвода при проведении занятия, чтобы развести личный состав по учебным местам может назначать руководителей-курсантов и при этом его задача состоит в том, чтобы следить за правильностью подачи команд курсантами и при необходимости оказывать им помощь в проведении практического тренажа или занятия на своём учебном месте.

Руководитель занятия по окончанию проведения и отработки учебного вопроса должен подводить итоги занятия и указывать как недостатки при отработке учебного вопроса, так и положительные стороны. Эти действия осуществляются для того, чтобы подчинённые командиры взяли на свой контроль те учебные вопросы, которые требуют дополнительной подготовки в составе взвода.

В период проведения занятия каждый курсант взвода должен получить практику в управлении строями взвода голосом. В целях рационального использования времени занятия и охвата в качестве руководителей занятия всего личного состава взвода.

Целесообразно назначать руководителем занятия курсанта и назначать ему определённый объём команд для управления подразделением, после чего можно назначать очередного руководителя-курсанта. В случае выявления каких-либо неточностей в подаче команд курсантом, останавливать и исправлять его, после чего курсант может продолжать вести занятие на своём учебном месте.

Руководитель занятия (командир взвода) должен добиваться точного и полного исполнения команд как со стороны руководителя-курсанта, так и со стороны чёткого исполнения команд взводом.

Руководитель занятия на учебном месте обязан следить за личным составом, в плане правильности выполнения всех указанных строевых приёмов от обучаемых на учебном месте, после каждой подачи команд и при наблюдении выполнении данных строевых приёмов руководитель-курсант останавливает занятие и указывает на недостатки, которые он заметил в ходе тренировке и после указывает на повтор выполнения строевого приёма. При этом командир взвода в совместно с командирами отделений обязаны контролировать сам ход занятия, подачи команд и самых действий курсантов. В ходе проведения данных занятий каждый курсант должен быть оценён командиром взвода, с целью того, чтобы курсанты уяснили, как и каким образом они должны проводить все методические занятия на учебных местах и как правильно методически преподнести информацию до личного состава.

Командир взвода сможет добиться определённых результатов в своей практической деятельности по обучению, если избежит ошибок перед началом обучения военнослужащих он возьмёт в учёт их психолого-педагогические особенности каждого из них. Изучив его анкетные данные и повседневно наблюдая за ним в процессе его учебной деятельности, жизни и быта. Это поможет командиру установить контакт с подразделением и каждым военнослужащим в отдельности, правильно определить содержание учебного материала для обучаемых и объём заданий для самостоятельной работы, своевременно оказать помощь в ликвидации пробелов в строевом обучении, правильно выбрать основные процессы воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Убедившись, что обучаемые уяснили данный учебный вопрос последовательно переходить к отработке следующего учебного материала. При переходе на отработку следующего учебного материала командир, в первую очередь указывает руководителю-курсанту на допущенные ранее ошибки его предшественника и обращает внимание на правильность отработки материала и строевой стойки при подаче команд голосом и жестами.

Командир должен постоянно работать над совершенствованием своего профессионального, интеллектуального, духовного, нравственного и физического уровня развития, поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку, владеть культурой мышления и речи. Всё это должен выполнять командир взвода, чтобы быть примером для своего личного состава и взвода в целом, так как курсанты непременно при их воспитании и формировании у них навыков в проведении методики по строевой подготовке должны обращать к тому образцу, который им наиболее подходит и имеет наиболее нравственный характер.

Рис. 2. Правильность выполнения строевой стойки

При проведении строевых занятий на разных учебных местах командир взвода должен указывать личному составу на соблюдение и выполнение требований безопасности, так как при проведении строевой подготовки военнослужащие при несоблюдении каких-либо малых норм могут повлечь к тому, что курсант сам приносит себе повреждения по своей же неосторожности и невнимательности за, что несёт ответственность командир взвода.

В зависимости от того, какая тема занятия имеет значение, так как построение и организация занятия будет строиться на основе заданной темы и иметь то направление, которое было задано определёнными учебными вопросами.

Командир во время обучения личного состава должен находиться на том месте, откуда ему удобнее подавать команды, видеть действия всех обучаемых, а все обучаемые могут видеть его при показе им изучаемых приёмов.

Командир взвода также должен смотреть за правильным выстраиванием взвода, а также за правильность их действий и указывает на допущенные недостатки. При построении взвода командиром взвода, командиры отделений команды не подают, личный состав должен занимать свои места в строю самостоятельно, по команде командира взвода.

Рис. 3. Из чего состоит строй

После отработки всех учебных вопросов следует сразу разобраться, полностью ли поняли обучаемые пройденный материал и путём постановки ряда вопросов по пройденному материалу и убедиться, что цели занятия были достигнуты.

Напомнить цели учебные вопросы занятия и степень их достижения. Также отметить недостатки отдельных обучаемых и отличившихся на занятии и при этом объявить оценки за занятие, а также оценки за проверку знаний предыдущего занятия. Всё это делается с проверкой и учётом знаний по пройденным материалам и проверкой того, насколько хорошо они усвоили все пройденные материалы. Дать задание к следующему занятию, указать, что должно быть выучено наизусть, что стоит повторить и законспектировать в рабочей тетради и вопросы ответить на все вопросы обучаемых.

Но прежде всего при проведении методики и строевых приёмов необходимо правильно подавать команды голосом и с соблюдением правильной и поставленной интонации. Например: необходимый перечень команд для управления строем:

Подать команду: «Взвод, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ».

Приняв строевую стойку и подав команду, командир взвода становится лицом в сторону фронта построения; отделения выстраиваются левее командира. С началом построения отделений командир взвода выходит из строя и следит за выстраиванием взвода.

Подать команду: «Взвод, напра-ВО»; «На ре-МЕНЬ»; «В колонну по одному (по два), шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»). Это и есть примеры как стоит грамотно и правильно подавать команды с интонацией и точным пониманием команд подчинённым личным составом.

Заключение

Таким образом, стоит добавить к основной мысли и актуальности то, что строевые приёмы, в первую очередь, направлены на строевую подтянутость и подготовленность взвода, а также формирование у них такого качества как выносливость.

Необходимо также учитывать те аспекты, что проведение любой строевой тренировки невозможно без литературы и определённой материальной базы для проведения данного занятия. Так как материальная база и позволяет организовывать, такие занятия и позволяет выполнять их в той последовательности, которая будет наиболее эффективна.

Соответственно можно выделить один из наиболее важных моментов при проведении строевой подготовки со взводом то, что она полностью слаживает взвод, его действия, организацию, построение, что в любом случае положительно влияет на сам личный состав взвода и его внутреннюю составляющую.

Стоит отметить то, что офицер войск национальной гвардии Российской Федерации должен постоянно развиваться и оказывать этими действиями и примерами развитие своего личного состава, в том числе можно выделить как физическую и умственную подготовку, так и строевую, так как при управлении взводом нужно иметь все вышеперечисленные навыки, чтобы грамотно и со стороны педагогического воздействия более точно и последовательно распределять весь материал так, чтобы каждый мог усвоить этот материал в краткие сроки и в дальнейшем смог преподнести это своему личному составу.

При этом всём уметь проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а также с подразделением. Так как проводить строевую подготовку нужно уметь со всеми категориями военнослужащих независимо от должностей и воинского звания, так как это показывает уровень управления как взводом, так и другими категориями военнослужащих и это достойно уважения.

В заключении стоит добавить то, что строевая подготовка – это есть неотъемлемая часть военной службы, так как она формирует красоту строя, так и саму дисциплину в подразделении и поэтому эти занятия были и будут иметь место в повседневной деятельности военной службы.

Поделиться

220

Медведев Т. В. Практика управления строями взвода // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.I.С. 21-25. URL: https://apni.ru/article/5112-praktika-upravleniya-stroyami-vzvoda

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая