Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника

Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семейное воспитание
эмоциональное развитие
эмоциональное благополучие

Аннотация статьи

В статье вскрыты проблемной современной семьи, ошибки и просчёты родителей.

Текст статьи

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, являясь важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. Огромно значение эмоций в познавательной сфере, приобретении навыков учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и родителями, обретении уверенности в себе и своих возможностях, развитии потребности в успехе. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление [1].

Нарушение эмоций способствует возникновению расстройств и психических заболеваний, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению социальных контактов.

К наиболее распространенным патологиям эмоций у детей относятся депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Депрессия и эйфория в дошкольном возрасте атипичны, рудиментарны, стерты. Очень часто даже у самых маленьких детей наблюдается эмоциональная неадекватность. Важную проблему представляют собой невротические состояния, детские неврозы, депривация, гиперактивность, аутизм [1].

Эти нарушения эмоционального благополучия и психического здоровья детей являются сегодня острейшими детскими проблемами.

Чаще всего приобретаются эти проблемы в довольно раннем возрасте в семье, в незначительных на первый взгляд семейных ситуациях и ошибках родителей, которые оказываются в итоге источником психической травмы ребенка.

Семья служит духовным укрытием человека от жизненных невзгод. Она укрепляет силы и волю к жизни. Воспитание ребенка в семье с первых дней его жизни закладывает основу личности, подготавливает ту почву, на которую в дальнейшем будут ложиться воспитательные воздействия школы и влияния окружающей среды.

На сегодняшний день трудности современного семейного воспитания, заключаются в недостатке свободного времени родителей. Они мало рассказывают о себе, редко интересуются жизнью сына или дочери, их делами, самочувствием, увлечениями. А между тем дефицит общения приводит от родителей, лишает взрослых возможности активно влиять на жизнь ребенка [3].

Большинству не хватает терпения, культурных, педагогических и психологических знаний. Родители не контролируют режим дня детей, их развитие, не умеют организовывать детский труд и отдых, меняет жизнь дошкольников эмоционально и духовно.

Часто родители ожидают, что все негативные эмоции маленьких детей с возрастом исчезнут. Однако опоздание в принятии решений, упование на то, что, когда ребенок подрастет, он поумнеет и исправиться, как правило, не оправдываются и влекут за собой возникновение педагогической запущенности, требующей перевоспитания.

В последнее время педагоги все чаще поднимают вопрос о несогласованности действий родителей с системой общественного дошкольного образования или разногласиях с ней. Как следствие у ребенка возникает и растет недоверие к взрослым, негативизм, неприятие окружающих, ведущих к девиантному поведению, педагогической запущенности [2].

Это самые серьезные причины эмоциональных отклонений и недостатков семейного воспитания. Как исправит ситуацию?

Общение с ребенком позволит избавиться от стрессов и негативных эмоций, лучше разобраться в ситуации, оценить себя и свои поступки, найти правильное решение. Нужно лишь уметь принять своего ребенка, постараться понять, услышать его суждения и оценить, увидеть мир его глазами. Нужно просто быть рядом с ребенком. И не только физически и везде должен чувствовать, что он любим и принят безусловно, ведь дети, в свою очередь, любят всегда и в любых обстоятельствах. Эмоциональное принятие заключается в безусловном положительном отношении к тому, что происходит в жизни ребенка.

Родители должны уважать и ценить самые первые проявления личности ребенка, поддерживать и развивать его «Я», помогать и объяснять ему, что хорошо и плохо. При этом важно помнить, что право выбора остается за ребенком.

Посмотрите, чем занят ребенок? Что привлекает его внимание, вызывает положительные эмоции? Эмоции оказывают огромное влияние на деятельность. Они проявляются в игре и учении, поведении ребенка, выражаются в особенностях его речи, мимике и моторике. Роль эмоций значительно возрастает, когда они не только сопровождают деятельность, но и предшествуют ей. Задача взрослых – предоставить ребенку широкие возможности для разнообразных игр, занятий, общения и отдыха, наполнить их богатыми впечатлениями [3].

Привлекая ребенка к совместной со взрослыми деятельности, предлагая новые знания, вещи, игрушки, условия жизни, родители сформируют эмоции престижности.

Часто взрослые заставляют ребенка действовать по образцу, инструкции. А слыша ответ, выносят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выполнил задание». В результате самостоятельности и творчество не развиваются. Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повысить уровень его самостоятельности? Взрослые должны чаще говорить малышу: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим…» Такое общение изменит отношение ребенка к ситуации: с его мнение читаются, могут выслушать, разобраться. У него появится интерес к познавательной деятельности, желание рассуждать, находить правильное решение, доказывать, спорить, а не только запоминать и воспроизводить [4].

Семья должна дать ребенку первые эмоции, связанные с преодолением трудностей, достижением успеха, обретением уверенности в себе и своих силах. В случаях неуверенности типа «Я не знаю!», «Не могу!» важно получить согласие ребенка на участие в деятельности и перевести его негативные высказывания в позитивные: «Я стараюсь, но у меня ничего не получается…» Можно даже е обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, разговоры, отвлечения. Предложите ребенку сменить вид деятельности, проведите релаксационную динамическую паузу, расскажите подходящую к случаю притчу, сказку, загадайте загадку, научите новой игре. В отдельных случаях можно даже позволить ребенку покинуть комнату, заняться другим, более интересным ему делом. Однако о том, что не получилось и не было достигнуто, нужно помнить и обязательно вернуться к этому через определенный промежуток времени, когда ребенок будет к этому готов.

В семье ребенок должен получить первые эмоции, связанные с познанием нового, необычного, своими первыми открытиями. Все это невозможно без искусства взрослых подбирать интересные задания, организовывать игру, занятие, прогулку с ребенком, создавать положительный эмоциональный настрой.

Каждый эпизод обращения взрослого к ребенку – дошкольнику должен быть эмоционально окрашен позитивным отношением к его суждениям и впечатлениям, формирующимся нравственным нормам и правилам, проступкам и неудачам. Обращаться к ребенку следует по имени, ласково и доброжелательно, подчеркивая свое участие и поддержку [3].

Для того чтобы ребенка разговорить, нужно посмотреть ему в глаза, верхняя часть туловища при этом наклонена в сторону ребенка, взрослый поддерживает беседу, создает положительный эмоциональный фон. Как правило, такая беседа сопровождается выразительными жестами, тактильными поглаживаниями, выразительной мимикой взрослого. В общении с ребенком следует развивать наблюдательность, помогать фиксировать позитивные самоощущения, а также все хорошее, что происходит с другими.

Результат отношений с детьми состоит в том, что взрослый использует только позитивные установки и инструкции: «Будь здоров!», «Будь внимателен!», вместо «Не отвлекайся!» «Не крутись!», «Не болтай!». Даже самые маленькие дети слово «Нельзя!» воспринимают как определенный психологический барьер и часто действуют вопреки запретам взрослого. Психологи предлагают заменить эту запретную форму обращения к ребенку словом «Опасно!».

Если ребенок затрудняется в выражении своих чувств и опыта, взрослым стоит перевести диалог с ним в форму фантазий, придумать про себя историю «Если б это было так…», рассказать о себе, своих чувствах и эмоциях.

Не стоит бояться отрицательных эмоций: во-первых, они неизбежны и, во-вторых, должны присутствовать наряду с положительными. Не нужно захваливать ребенка, искусственно изолировать, излишне опекать: могут возникнуть легкомысленность, потребительство, эмоциональный инфантилизм. Отрицательные эмоции поддерживают устойчивую мотивацию избегания. Они обязательно должны смениться положительными, составить вместе с ними широкую эмоциональную палитру, создать атмосферу эмоционального комфорта [2].

Родителям вместе с детьми нужно учиться быть счастливыми и благополучными, показывать ребенку, что значит быть здоровым и успешным, добиться равновесия и гармонии. Важно и полезно учиться у детей их непосредственному восприятию мира, принять точку зрения ребенка. Для этого просто стоит чаще задавать себе вопросы: «Чему я научил своего ребенка?», «Чему я у него научился?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Чему я еще хочу научиться?», «А что можно изменить?».

Трудно всю жизнь подчинить интересам ребенка, но следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 365 с.
  2. Виноградова Н.А. Основы семейного воспитания. – М.: Академия, 2018, – 175 с.
  3. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, – М.: Просвещение, 2020, – 160 с.
  4. Давидович Л.Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии, – М.: НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014, – 216 с.

Поделиться

1098

Лященко И. Ю. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/5113-semejnoe-vospitanie-kak-faktor-emotsionalnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря