Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Причины и коррекция агрессии

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Причины и коррекция агрессии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
агрессия
коррекция

Аннотация статьи

В статье перечислены причины повышенной агрессивности детей дошкольного возраста. Приведены примеры коррекции агрессии.

Текст статьи

Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста [5].

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.

Агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Он происходит от латинского слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus – шагad – на, то есть, получается «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [2, c. 225].

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть самыми разными. Быть агрессивными дети учатся в окружающем их мире.

Они черпают знания о моделях поведения как нужно себя вести в той или иной ситуации, в том числе, что нужно быть агрессивными, из трех источников.

Первый источник – это семья.

Второй источник – агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками (агрессивное поведение во время игр).

Третий источник – содержит в себе следующее: дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических (сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, агрессивные компьютерные игры).

Несмотря на то, что выделяются три основные причины возникновения агрессии у детей, главным источником живых примеров агрессивного поведения является семья. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят [2. c. 115].

Коррекция агрессии у дошкольников

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям [3].

Не реагировать на незначительную агрессию детей.

Если ребёнок проявляет агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделать вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • показать, что понимаете детские чувства, произнести фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробовать переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложить заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что хочет донести ребенок. Кроме того, не забывать, что ребенку в возрасте 5-6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

Оценивать поведение ребенка, а не его личность.

Сохранить спокойствие, разговаривать твердым, доброжелательным голосом. Важно показать ребенку, что не против него, а против его агрессивного поведения. Не делать акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользоваться следующими фразами:

«Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – показываете свои чувства;

«Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;

«Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудить поведение и агрессию, попробовать вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

Держать собственные негативные эмоции под контролем.

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что взрослый человек способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное невозможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не нужно повышать голос, кричать, нужно контролировать собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегать оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытаться читать нотации, и конечно, не применять физическую силу.

Позаботится о репутации ребенка.

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постараться не осуждать его публично, не показывать окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, необходимо идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5-6 лет – это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей.

Мы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, мы должны пересилить себя, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживать паузу, нe спорить, нe перебивать. Помнить, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражать спокойствие [4].

Дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Можно ускорить процесс, помочь ребенку 5-6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Можно отдать ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это отвлечет ребенка от злости.

Если придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей [5].

Список литературы

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст] // – М., 1986 – 200 с.
  2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон – СПб: Издательство «Питер», 1997 – 336 с.
  3. Галкина, Г.А.  Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии [Электрон. ресурс]: Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-profilaktika-agresivnogo-povedenija-doshkolnikov-v-dou-s-pomoschyu-pesochnoi-terapi.html – 03.11.2020.
  4. Дмитриева, Л.В.  Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников [Электрон. ресурс]: Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-profilaktike-i-preodoleniyu-agresivnogo-povedenija-starshih-doshkolnikov.html – 03.11.2020.
  5. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] // –М.: ВЛАДОС, 2010. 49 с.

Поделиться

2214

Лященко И. Ю. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Причины и коррекция агрессии // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/5114-agressivnoe-povedenie-detej-doshkolnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января