Современные проблемы вредных выбросов предприятий металлургии

В статье говориться о том, что на большинстве металлургических предприятий России оборудование по очистке вредных выбросов устарело и не в полной мере выполняет возложенные на него функции. В связи с этим наносится непоправимый вред как окружающей среде, так и здоровью человека. Но в связи с грядущими изменениями в законодательстве руководителям предприятий придется произвести модернизацию системы очистки, чтобы избежать наложения немалых штрафных санкций.

Аннотация статьи
вредные выбросы
автоматические средства измерения
комплексное экологическое разрешение
системы очистки
металлургия
Ключевые слова

В последние годы вопросы вредных выбросов предприятий металлургии приобретают все большую проблемность. Особую тревогу вызывает состояние систем очистки выбросов сталеплавильных печей, о чем говорят рост жалоб жителей прилегающих территорий к предприятиям и последними замерами, сделанными специальным оборудованием. Это обусловлено недостатками в нормативно-технической базе, а также несовершенством и выработкой своих ресурсов старых систем очистки.

Сегодня в соответствии с п.16 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельным законодательным актам Российской Федерации» объектам I категории установлено требование по получению комплексного экологического разрешения (КЭР) - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти только организации или предпринимателю, осуществляющему ту или иную деятельность на объекте, оказывающею вредное воздействие на природу, и содержит неукоснительные для выполнения инструкции в области охраны окружающей среды.

Таких предприятий в России очень много и по новому законодательству, вступающему в силу с 01.03.2023 года данное комплексное экологическое разрешение предприятиям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду, требуется получить до 01.03.2023 года.

Цель данной работы довести до руководителей предприятий информацию о том, к чему и как им готовиться в ближайшее время, чтобы добиться снижения вредных выбросов в атмосферу от своих предприятий. А это в свою очередь внесет большой вклад в сохранение окружающей среды и уменьшение негативного влияния на здоровье человека.

 Внедрение нового оборудования очистки выбросов от сталеплавильных печей, отвечающего требованиям наилучших доступных технологий (НДТ)(п.2 ст.23 Федерального закона № 7-ФЗ) с последующим оснащением подводящих газоходов к дымовым трубам сталеплавильных печей автоматизированными системами отслеживания вредных выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами регистрации и передачи информации в госреестр (на основании Федерального закона об Охране окружающей среды № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (ред. от 29.07.2018г.) ст. 67 п. 9) будет служить основанием для владения комплексным экологическим разрешением.

Механические средства контроля и регистрации показателей вредных выбросов и сбросов загрязняющих веществ должны быть сделаны в строгом соответствии с требованиями Российского законодательства по обеспечению единства измерений и гарантировать передачу данных о показателях вредных выбросов и сбросов загрязняющих веществ по интернет сетям в соответствии с тем форматом передачи данных, который установлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в средства фиксации и передачи полученных данных в государственный реестр объектов, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

В свою очередь автоматические средства измерения делятся на автоматические средства определения показателей вредных выбросов и сбросов загрязняющих окружающую среду веществ. В нашем случае на предприятиях металлургии необходимы автоматические средства определения показателей вредных выбросов загрязняющих веществ, которые должны гарантировать измерение, а также учет процента скапливания загрязняющих веществ в мг/м, объемного потребления отходящих газов, давления отходящих газов, средней температуры отходящих газов, процент содержания кислорода и влажности в отходящих газах.

Также автоматические средства измерения обязаны обеспечить и сохранить максимальный предел измерения не меньше 2,5-кратного значения показателя вредных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, определенного для конкретного источника выбросов и сбросов вредных веществ в природу комплексным экологическим разрешением, измерение и перемещение в технические средства фиксации, данных о результатах замеров выбросов вредных веществ, в средних значениях за каждые 30 минут, измерение и перемещение в технические средства фиксации, сведений об итогах замеров сбросов вредных веществ, в средних значениях за каждые 3 часа, сбор результатов измерений вредных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, работать при сбоях и отключениях в системе энергоснабжения, возникновении экстренных ситуаций и аварий, неисправностях в технологическом процессе, сохранность данных при проблемах в системе энергоснабжения.

Если вести речь о технических средств регистрации и перемещения информации о показателях вредных выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр предприятий, которые оказывают отрицательное воздействие на природу, то они содержат в себе программу и технические средства юридического лица или предпринимателя, осуществляющего ту или иную деятельность на объекте I категории, у которого стационарные источники снабжены автоматическим оборудованием измерения и учета показателей вредных выбросов загрязняющих веществ, а также техническим оборудованием фиксации и передачи данных и программные средства реестра.

Также технические средства учета и передачи информации обязаны обеспечивать прием данных, получаемых от автоматических приборов измерения, передачу данных по результатам измерений вредных выбросов загрязняющих веществ, со средним значением за каждые 30 минут, перемещение в реестр данных по результатам измерений сбросов загрязняющих природу веществ, со средним значением за каждые 3 часа, сохранность информации, получаемой и перемещаемой в реестр при скачках подачи электроэнергии как от внешних, так и внутренних источников, в срок не менее одного года, сохранность переданных данных с регистрацией времени и даты приостановки и возвращения к работе автоматических приборов измерения в случае прекращения их функционирования, распознавание и активацию производственных объектов и каждого источника вредных сбросов и выбросов загрязняющих веществ в реестре, достоверность и точность приема, а также передачи данных, предотвращение возникновения ошибки. Программные средства реестра обязаны вести прием и учет данных, полученных от автоматических приборов измерения, а также в течение не менее 7 лет обеспечить ее сохранность и защиту.

Подводя итог выше сказанному и беря в учет нынешнее удручающее состояние на большинстве предприятий систем очистки не способных дать показатели, отвечающие современным требованиям, многим предстоит провести большой объем работы и вложить в нее не мало средств. Подойти к решению этого вопроса надо с осознанием того, что экология наше все, и экономить на ней нельзя.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 207.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Хаустов, А.П. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика / А. П. Хаустов. - М.: Издательство РУДН, 2006 г. С. 128-134.
  3. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России/В.Ф. Протасов. - М.: 1999 г. С. 114-125.
  4. Шимова, О. С. Основы экологии и экономика природопользования/ О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - Мн.: БГЭУ, 2002 г. С. 358-367.
Список литературы