Главная
Конференции
Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика
Виды художественной детали и их роль в произведении О. де Бальзака «Гобсек»

Виды художественной детали и их роль в произведении О. де Бальзака «Гобсек»

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

художественная деталь
виды художественной детали

Аннотация статьи

Данное исследование велось на основе произведения О. Бальзака «Гобсек». На примере этого произведения можно почувствовать важность даже малейшей детали в художественном произведении. Одно лаконичное действие или описание иногда способно дать больше информации, чем множество подробностей.

Текст статьи

Художественная деталь – один из важнейших аспектов любого произведения, формирующий его целостность и подчеркивая уникальный стиль автора. Но явление все еще недостаточно изучено, так как нет четкого определения его специфики и границ, хотя к использованию детали писатели активно прибегали еще в XIX в., в эпоху раннего реализма. О. де Бальзак, один из основоположников данного литературного направления, был уверен, что «…искусство романиста заключается в правдивости всех деталей» [2, c. 301]. Поэтому в его произведениях можно наткнуться на множество мелких деталей, что делает происходящие события максимально реалистичными и приближенными к эпохе.

Само слово «деталь» происходит от французского detail, что означает «подробность», «мелочь». Перевод дает примерное объяснение, но не раскрывает полностью содержание понятия [5, c. 31].

По В. Ф. Путнину, художественная деталь – это «выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью» [3, c. 267]. К детали может относиться любой элемент быта, пейзажа или портрета. Но Путнин не указывает конкретных способов ее выражения и ограничений, при которых можно с уверенностью заявить, что перед читателем находится именно художественная деталь. Он лишь упоминает, что «детали менее экспрессивные и менее характерные называют просто «подробностями» [3, c. 268].

Е. С. Добин более углубленно изучает вопрос различий художественной детали и подробности. Часто их определяют как синонимичные понятия: обе придают произведению глубины и дают читателю более яркое представление о происходящем в произведении. Разница заключается в том, что «деталь – интенсивна. Подробности – экстенсивны» [2, c. 305]. Деталь лаконична, она заменяет сразу несколько подробностей и маленькими штрихами раскрывает авторский стиль писателя. Она отражает в себе целое и одновременно сливается с ним. При этом Добин отмечает, что отличия между деталью и подробностью не абсолютны, и между ними существует переходная ступень. Таким образом, точных признаков художественной детали и подробности нельзя определить.

Отечественные литературоведы разработали большое число классификаций художественных деталей. В. А. Кухаренко приводит четыре вида деталей в зависимости от выполняемых функций.

Изобразительная деталь, как правило, используется в качестве элемента описания природы или портрета героя [4, c. 113]. В тексте она используется единично, и благодаря ей подчеркивается уникальность обстановки и внешности человека. Так, в «Гобсеке» деталями наполнен портрет главного героя. В начале рассказа Бальзак постоянно сравнивает его внешность с драгоценными металлами: «…его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота…», «черты лица, неподвижные, бесстрастные… казались отлитыми из бронзы» [1, c. 11]. Такое описание лишь подчеркивает фанатичное отношение Гобсека к деньгам, будто они стали частью его самого. Сама фамилия героя переводится с голландского, как «живоглот», что тоже подчеркивает его жадность и ненасытность, которая с каждым годом становится все более всеобъемлющей [1, c. 14].

Уточняющая деталь призвана сделать преподносимую информацию более достоверной за счет указания какого-либо исторического или географического факта. Когда героя окружают существующие в реальности места, то во взаимодействии с обстановкой его образ приобретает правдивость [4, c. 113-114]. К примеру, Бальзак рассказывает, что виконтесса де Гранлье вернулась из эмиграции вместе с королевской семьей Людовика XVIII, но за время отсутствия Республика продала все ее владения [1, c. 9]. Таким образом, персонажи Бальзака не живут в вакууме: исторические события того времени оказывают на них непосредственное влияние.

Характерологический тип делает прямой акцент на характере персонажа, в отличие от изобразительной и уточняющей детали. Детали разбросаны по всему тексту и преподносятся автором, как нечто обыденное и давно известное [4, c. 116]. Гобсек изображен как принципиальный человек, который никогда не отступается от своих идеалов, что подтверждают его реплики («Если бы сам король был мне должен, графиня, и не уплатил бы в срок, я бы подал на него в суд еще скорее, чем на всякого другого должника») [1, c. 25].

Имплицирующий тип детали чаще всего изображает внутреннее состояние героя, его отношение к происходящему [4, c. 115]. Она придает действию глубинный смысл и наделяет его контекстом, давая читателю возможность по-своему интерпретировать поступки персонажа и лучше понять мысль автора. В сцене, где графиня Анастасиз просит Гобсека отсрочить платеж, и их разговор прерывает ее муж, ростовщик понимает, что она стала его «рабой». Он мог выдать Анастасиз графу, сообщив, что жена растрачивает его состояние, и получить крупную сумму денег. Но вместо этого он лишь «вытащил из кармана угол сложенного векселя», когда де Ресто отвернулся [1, c. 26]. Деньгам он предпочел подчеркнуть свое властное положение над графиней, или, если выражаться его словами, «дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости» [1, c. 22]. Одно это действие добавляет характеру Гобсека многогранности и глубины и проливает свет на то, как герой относится к должникам.

Таким образом, на примере произведения О. де Бальзака можно почувствовать важность даже малейшей детали в художественном произведении. Одно лаконичное действие или описание иногда способно дать больше информации, чем множество подробностей. Она приковывает читателя, заставляя его задуматься над происходящим. И так как автор не дает деталям четкой трактовки, читатель волен интерпретировать ее по-своему и частично обретает независимость от авторского мнения.

Список литературы

  1. Бальзак О. де. Гобсек: повесть, роман / Оноре де Бальзак; пер. с фр. Н. Немчиновой, Б. Грифцова. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 416 с.
  2. Добин, Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л. Издательство «Советский писатель», 1981. – 430 с.
  3. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 9: Аббасзадэ – Яхутль. – 1978. – Стб. 267–268.
  4. Кухаренко В. А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  5. Шарафутдинова К. Р. Художественная деталь как жанровый компонент экспозиции во французском романе конца 1850-х – начала 1860-х гг. М., 2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: avtoref.mgou.ru

Поделиться

848

Алтухова Н. Г., Захарова О. К. Виды художественной детали и их роль в произведении О. де Бальзака «Гобсек» // Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/5117-vidi-khudozhestvennoj-detali-i-ikh-rol-v-proi

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа