Существование латентной преступности обуславливает объективную криминологическую закономерность. Латентная преступность существует практически во всех странах и Российская Федерация не является исключением. В данной статье приводятся основные меры противодействия латентной преступности с учетом имеющихся знаний о факторах, детерминирующие рассмотренные данные преступные деяния.
Как отмечают отдельные исследователи, латентная преступность имеет такие же количественно – качественные показатели, что и зарегистрированная, в связи с чем существует неоднозначность в постановке задачи профилактики латентной преступности. Абсолютные показатели, которые определяют состояние латентной преступности, превышают практически в 5 раз аналогичные показатели зарегистрированной преступности. Однако количество зарегистрированных преступных деяний может снижаться, когда как латентных наоборот возрастать, и наоборот - увеличиваться число зарегистрированных преступлений, при этом не меняться динамика латентной преступности. Данные показатели имеют негативные последствия, поскольку вычисление конкретных показателей латентной преступности невозможно, в связи с чем существуют обманчивые суждения о показателях скрытой преступности.
Криминологи в данной сфере отмечают, что условия, в которых находится правоохранительная система нашей страны, имеют неблагоприятную динамику криминальной активности населения, очень большую нагрузку на сотрудников правоохранительных органов, существенно осложняют профилактику данного вида преступности [2].
Вместе с тем, устранить латентную преступность полностью не представляется возможным, в связи с чем в данной статье предложены одни из основных направлений, которые если не устраняют скрытую преступность, то, по крайне мере, ее контролируют.
Также некоторыми учеными предлагаются задачи, направленные на профилактику данной категории преступности:
1) выработка конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, позволяющие регистрировать и учитывать заявления, сообщения, обращения граждан и организаций обо всех произошедших событиях, содержащих признаки преступных деяний, в том числе такие, которые не представляют повышенной общественной опасности и не предполагают при наличии определенных обстоятельств постановку вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, однако, подлежат обязательному учету;
2) искоренение убежденности в безнаказанности правонарушителей. Следует отметить, что данная проблема непосредственно влияет на уровень правосознания и правовой культуры в целом. Необходимо также взаимодействие со средствами массовой информации, мнение которых также является значительным для общества в целом;
3) стимулирование граждан взаимодействовать с правоохранительными органами в сфере противодействия скрытой преступности, а также принятия государственных мер реагирования по минимизации криминальной активности населения с учетом показателей преступности в целом.
По мнению ученых, меры противодействия латентной преступности должны отвечать двум основным критериям:
– экономичности. Их количество должно соответствовать условиям разумной достаточности и не должно игнорировать социальное развитие;
– эффективность. Они должны быть наделены способностью влиять на объект, который отличается такими качествами, как скрытность, неясность и неочевидность [1].
В заключении необходимо сказать, что скрытая преступность в настоящее время является одной из самых актуальных и проблемных областей в криминологии. На такое явление, как латентная преступность невозможно воздействовать, без учета специфики латентности скрытой и скрываемой преступности, в тоже время следует учитывать различные причины этих видов латентной преступности.