Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Технические средства обучения и методика их использования руководителем занятия ...

Технические средства обучения и методика их использования руководителем занятия в различных формах обучения

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

технические средства обучения
методы обучения
образовательный процесс
новые информационные технологии
активизация обучения
автоматизация

Аннотация статьи

Одним из важнейших направлений совершенствования современного военного образования является его информатизация – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Текст статьи

Переход к гуманистической парадигме образования приводит к изменению всей традиционной системы образования. Необходимы новые технологии, новые модели, методы обучения, которые способствовали бы развитию каждого человека в образовательном процессе. Одним из путей решения этой проблемы является использование новых информационных технологий в учебном процессе школы.

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе диктуется требованиями современной жизни. Использование только средств новых информационных технологий не обеспечивает полноценного усвоения знаний, так как их использование ограничено во времени санитарно-гигиеническими нормами (при длительном использовании они отрицательно влияют на здоровье обучаемых). Однако программой по технологии предусмотрено изучение целого ряда процессов и свойств, которые важно представить наглядно, что успешно можно осуществить с помощью традиционных технических средств, без использования сложной техники.

Использование ТСО в сочетании с новыми информационными технологиями будет способствовать развитию у обучаемых наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества знаний обучаемых и уровня сформированности умений использовать информацию, получаемую с помощью средств новых информационных технологий и традиционных ТСО. Это обусловлено тем, что при использовании средств новых информационных технологий и традиционных ТСО обеспечивается более полное восприятие изучаемых объектов и более четкое выделение в них существенных свойств, сторон, взаимосвязи изучаемых явлений и процессов.

Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. ТСО вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес обучаемых к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фотохроники и фонозаписи голосов из прошлого.

О том, что современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и преподавателя, и обучаемых, говорилось и в этой главе. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.

Высокая информационная емкость дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации обучаемыми. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ТСО нельзя.

Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Кроме того, ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни.

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь преподавателям могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.

Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если преподаватель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.

В настоящее время технические средства обучения, применяемые в процессе боевой подготовки войск, подразделяются на следующие категории и группы:

Системы автоматизированного управления войсками:

  • Аппаратное и программно-техническое обеспечение автоматизированных систем управления и передачи данных
  • Аппаратура передачи данных
  • Оборудование автоматизированных рабочих мест

Полигонное оборудование, тренажеры и учебно-тренировочные средства:

Бронетанковой техники:

  • Учебно-действующие стенды
  • Тренажеры огневой подготовки экипажа
  • Динамические тренажеры вождения танка, БТР, БМП
  • Тренажеры огневой подготовки наводчика-оператора БМП
  • Тренажеры механика-водителя БМП
  • Тренажеры огневой подготовки наводчика БТР
  • Динамические компьютерные тренажеры экипажей
  • Комплекты лазерных имитаторов стрельбы и поражения мишеней
  • Стрельбищное и полигонное оборудование
  • Оборудование огневых городков танков и БМП

Ракетных систем и артиллерии:

  • Оборудование директрисы для стрельбы артиллерии
  • Тренажеры оператора противотанковых ракетных комплексов
  • Учебно-тренировочные средства для РСЗО
  • Оборудование учебных классов комплексов средств автоматизированного управления стрельбой
  • Тренажеры для обучения расчетов самоходных гаубиц
  • Полигонная измерительная аппаратура и оборудование

Противовоздушной обороны:

  • Тренажеры операторов ЗРК и ЗРС
  • Тренажеры ПЗРК
  • Тренажеры механиков-водителей гусеничных машин ЗРК и ЗРС
  • Экспериментально-испытательное и полигонное оборудование

Для качественного усвоения материала и практической отработки полученных знаний по боевой подготовке в наши дни актуально использование ТСО, которые позволяют улучшить качество усвоения материала, а также прививают военнослужащему живой интерес в получении знаний.

Таким образом, использование технических средств обучения в различных формах обучения способствует повышению качества усвоения полученного материала, а также формирует живой интерес обучаемых к получению знаний.

Разделение технических средств обучения на категории и виды означает о дальнейшем развитии данного направления в будущем.

Технические средства обучения позволяют развивать методические навыки преподавателя и обеспечивают формирование знаний, умений и навыков.

Один из главных плюсов технических средств обучения – экономия времени и расходных материалов, а также минимализация рисков повреждения военного имущества.

Роль технических средств обучения в повышении качества обучения личного состава является одной из главных, так как на современном этапе развития технологического процесса, имеется возможность компьютеризации и информатизации личного состава

Правильное использование технических средств обучения позволяет достигать более качественной отработки материала и уделять больше времени на вопросы, вызывающие трудности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (РЕД. от 01.07.2021) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
  2. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 20.04.2021 года № 132 «Об утверждении Наставления по организации в войсках национальной гвардии Российской Федерации военно-политической (политической) работы».
  3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. – 364 с.
  4. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. – 168 с.
  5. Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М.: Высшая школа, 1988. – 231 с.
  6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

Поделиться

1541

Голиков М. Я. Технические средства обучения и методика их использования руководителем занятия в различных формах обучения // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.I.С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/5121-tekhnicheskie-sredstva-obucheniya-i-metodika

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря