Переход к гуманистической парадигме образования приводит к изменению всей традиционной системы образования. Необходимы новые технологии, новые модели, методы обучения, которые способствовали бы развитию каждого человека в образовательном процессе. Одним из путей решения этой проблемы является использование новых информационных технологий в учебном процессе школы.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе диктуется требованиями современной жизни. Использование только средств новых информационных технологий не обеспечивает полноценного усвоения знаний, так как их использование ограничено во времени санитарно-гигиеническими нормами (при длительном использовании они отрицательно влияют на здоровье обучаемых). Однако программой по технологии предусмотрено изучение целого ряда процессов и свойств, которые важно представить наглядно, что успешно можно осуществить с помощью традиционных технических средств, без использования сложной техники.
Использование ТСО в сочетании с новыми информационными технологиями будет способствовать развитию у обучаемых наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества знаний обучаемых и уровня сформированности умений использовать информацию, получаемую с помощью средств новых информационных технологий и традиционных ТСО. Это обусловлено тем, что при использовании средств новых информационных технологий и традиционных ТСО обеспечивается более полное восприятие изучаемых объектов и более четкое выделение в них существенных свойств, сторон, взаимосвязи изучаемых явлений и процессов.
Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. ТСО вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес обучаемых к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фотохроники и фонозаписи голосов из прошлого.
О том, что современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и преподавателя, и обучаемых, говорилось и в этой главе. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.
Высокая информационная емкость дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации обучаемыми. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ТСО нельзя.
Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Кроме того, ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни.
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.
В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь преподавателям могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если преподаватель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.
В настоящее время технические средства обучения, применяемые в процессе боевой подготовки войск, подразделяются на следующие категории и группы:
Системы автоматизированного управления войсками:
- Аппаратное и программно-техническое обеспечение автоматизированных систем управления и передачи данных
- Аппаратура передачи данных
- Оборудование автоматизированных рабочих мест
Полигонное оборудование, тренажеры и учебно-тренировочные средства:
Бронетанковой техники:
- Учебно-действующие стенды
- Тренажеры огневой подготовки экипажа
- Динамические тренажеры вождения танка, БТР, БМП
- Тренажеры огневой подготовки наводчика-оператора БМП
- Тренажеры механика-водителя БМП
- Тренажеры огневой подготовки наводчика БТР
- Динамические компьютерные тренажеры экипажей
- Комплекты лазерных имитаторов стрельбы и поражения мишеней
- Стрельбищное и полигонное оборудование
- Оборудование огневых городков танков и БМП
Ракетных систем и артиллерии:
- Оборудование директрисы для стрельбы артиллерии
- Тренажеры оператора противотанковых ракетных комплексов
- Учебно-тренировочные средства для РСЗО
- Оборудование учебных классов комплексов средств автоматизированного управления стрельбой
- Тренажеры для обучения расчетов самоходных гаубиц
- Полигонная измерительная аппаратура и оборудование
Противовоздушной обороны:
- Тренажеры операторов ЗРК и ЗРС
- Тренажеры ПЗРК
- Тренажеры механиков-водителей гусеничных машин ЗРК и ЗРС
- Экспериментально-испытательное и полигонное оборудование
Для качественного усвоения материала и практической отработки полученных знаний по боевой подготовке в наши дни актуально использование ТСО, которые позволяют улучшить качество усвоения материала, а также прививают военнослужащему живой интерес в получении знаний.
Таким образом, использование технических средств обучения в различных формах обучения способствует повышению качества усвоения полученного материала, а также формирует живой интерес обучаемых к получению знаний.
Разделение технических средств обучения на категории и виды означает о дальнейшем развитии данного направления в будущем.
Технические средства обучения позволяют развивать методические навыки преподавателя и обеспечивают формирование знаний, умений и навыков.
Один из главных плюсов технических средств обучения – экономия времени и расходных материалов, а также минимализация рисков повреждения военного имущества.
Роль технических средств обучения в повышении качества обучения личного состава является одной из главных, так как на современном этапе развития технологического процесса, имеется возможность компьютеризации и информатизации личного состава
Правильное использование технических средств обучения позволяет достигать более качественной отработки материала и уделять больше времени на вопросы, вызывающие трудности.