Сущность военно-педагогического процесса состоит в передаче знаний, социального, служебного и боевого опыта командирами (начальниками) и усвоении их подчиненными посредством взаимодействия. При этом передаваемый опыт трансформируется во внутренние черты, идеалы и личные качества военнослужащего, в его военно-профессиональную обученность, культуру и нравственный облик, в способности, умения, навыки, привычки.
Характер целей и задач военно-педагогического процесса во многом определяет его структуру, основными составными частями которой являются обучение и воспитание. Процесс обучения военнослужащих реализуется в ходе боевой подготовки. Боевая подготовка – это система организационно-методических, учебно-воспитательных и специальных мероприятий, направленных на достижение и поддержание необходимого для выполнения боевых задач уровня знаний, навыков, умений и иных качеств личного состава, боевой слаженности войск.
Главное предназначение военно-педагогического процесса в мирное время состоит в обеспечении боевой готовности частей (кораблей). Его важнейшей задачей является формирование у личного состава воинского мастерства, высокой всесторонней подготовленности, организованности, дисциплины, патриотизма, верности конституционному долгу и др.
Многообразие педагогических задач и способов их разрешения характеризует специфику деятельности воинов в ходе военно-педагогического процесса. Внутренним содержанием этого процесса выступает активная коллективная (групповая) познавательная и практическая деятельность воинов. Её характер определяется не только содержанием тех идей, норм и принципов поведения, военно-научных положений, образцов техники и вооружения, способов решения учебно-боевых задач, которыми овладевают военнослужащие, но и организацией занятий, их методикой и материально-техническим обеспечением, а также нравственным, социально-психологическим климатом, который складывается в воинских коллективах (группах). Здесь особенно благоприятны общая заинтересованность, устремленность к поиску, дух состязания, доброжелательность и взаимная требовательность.
Важнейшей особенностью субъектов военно-педагогического процесса – командиров, офицеров органов воспитательной работ и штабов, общественных организаций - является их высокая ответственность за организацию всех видов деятельности воинов: учебной, служебной, общественной, внеслужебной (отдых и досуг). Офицер, как военный педагог, сочетает в себе функции учителя, воспитателя подчиненных, руководителя и организатора учебно-воспитательной работы. Особые ответственность и права офицера накладывают свой отпечаток на характер взаимоотношений начальника с подчиненными. Суть их определена воинскими уставами, которые составляют основу содержания и организации военно-педагогического процесса. При этом воинские уставы предусматривают, что в процессе воспитания и обучения являются ведущими не административные, а педагогические отношения между начальниками и подчиненными.
Организации военно-педагогического процесса в воинской части (корабля), происходит под руководством командира, им принадлежит особая роль. Являясь прямым начальником всего личного состава полка (корабля), командир-единоначальник отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, естественно, за состояние и качество военно-педагогического процесса. Офицеры органов воспитательной работы поддерживают уставные действия командиров и помогают им непрерывно совершенствовать боевую и общественно-государственную подготовку военнослужащих.
Военно-педагогический процесс имеет свои особенности:
- практический характер учебно-воспитательной работы, ее тесная связь со служебной деятельностью;
- органическое единство теоретической и практической подготовки военнослужащих;
- полевая, морская и воздушная выучка личного состава как практическая основа военно-педагогического процесса;
- высокая техническая оснащенность;
- напряженный характер учебно-воспитательной работы, проведение ее в обстановке, приближенной к боевой;
- осуществление военно-педагогического процесса в строгом соответствии с требованиями общевоинских и боевых уставов, наставлений;
- единство индивидуальной и коллективной (групповой) подготовки военнослужащих;
- многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер;
- ведущая роль командиров (начальников) в подготовке и осуществлении военно-педагогического процесса;
- непосредственная зависимость научного, организационного и методического уровней военно-педагогического процесса от психолого-педагогической подготовленности и педагогической культуры офицерского состава.
Одна из специфических закономерностей военно-педагогического процесса заключается в соответствии учебно-воспитательных действий командиров, заместителей командиров по работе с личным составом, штабов, общественных организаций характеру деятельности подчиненных, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени слаженности воинского коллектива (группы). Данная закономерность выражает направленность действий всех организаторов военно-педагогического процесса в полку (на корабле), их стремление в полной мере учесть внутренние силы военнослужащих в решении задач боевой и общественно-государственной подготовки.
Следующей специфической закономерностью военно-педагогического процесса является моделирование (воссоздание) в процессе боевой и общественно-государственной подготовки воинов условий боевой деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь военно-педагогический процесс в части (на корабле) соответствовал требованиям военной доктрины, особенностям современного боя, а вся подготовка личного состава осуществлялась с учетом их действий в бою. При моделировании боя, как свидетельствует войсковая практика, особое внимание уделяется созданию сложной и напряженной обстановки, приближенной к боевой, преодолению условностей, упрощенчества на занятиях и учениях.
Военно-педагогический процесс протекает в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основными циклами является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из 2-х периодов - зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки солдата (матроса) и подготовку подразделений, частей (кораблей). В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых, с учетом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений, решаются соответствующие педагогические задачи.
Интенсификация военно-педагогического процесса наиболее эффективна, когда она проводится в рамках оптимизации, т. е. такого выбора содержания, организации, методики и необходимых средств, которые в данных условиях могут обеспечить максимально возможную эффективность учебно-воспитательного труда при рациональных затратах времени и усилий воинов. Оптимальный вариант обучения и воспитания является лучшим вариантом для данных конкретных условий.
В совершенствовании военно-педагогического процесса в полку (на корабле) первостепенная роль принадлежит командирам, офицерам органов воспитательной работы. Одним из центральных направлений их деятельности является повышение теоретического и методического уровня учебно-воспитательной работы, обеспечение высокой научности и целеустремленно целеустремленности в военно-педагогическом процессе, что предполагает оценку явлений педагогической практики с позиций современных требований, предъявляемых к обучению и воспитанию военнослужащих.
Таким образом, военно-педагогический процесс является динамичным, развивающимся процессом, который требует постоянного проявления усилий по его совершенствованию со стороны командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных организаций в полку (на корабле).