В настоящее время налог на доходы физических лиц является очень действенной формой взаимоотношений между государством и его гражданами, осуществляемой на основе принудительного обязательного изъятия части их дохода для создания централизованного денежного фонда государства с целью выполнения его функций. Уровень налогообложения физических лиц оказывает непосредственное влияние на реальные личные доходы значительной части населения, особенно получающих основные доходы в виде заработной платы.
Несмотря на то, что налог на доходы физических является одним из главных источников наполнения бюджета государства, механизм его взимания имеет ряд недостатков и неопределенностей, решению которых на сегодняшний день уделяется немало внимания и применяется немало усилий по их преодолению, что обуславливает актуальность исследования.
Целью исследования является проведение комплексного анализа существующих проблем регулирования уплаты налога на доходы физических лиц, а также поиск путей их решения.
Прямые налоги являются важным инструментом государственного регулирования доходов плательщиков, инвестиций, накопления капитала, деловой активности и других важных факторов целостности, стабильности и развития общества. Одним из главных элементов налоговой системы Российской Федерации является подоходное налогообложение граждан, в частности, налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Налог на доходы физических лиц играет значительную фискальную роль, но главная проблема данного налога состоит в том, что он не является нейтральным и социально справедливым. Бедные слои населения в структуре собственных расходов платят гораздо больший объем средств, чем состоятельные. Это обусловлено тем, что для большинства граждан с невысоким состоянием единственным источником дохода является заработная плата.
Данный налог занимает одно из важных мест в доходах бюджета государства, что объясняется:
- во-первых, его фискальной ролью, то есть налог на доходы физических лиц обеспечивает наполнение доходной части бюджета;
- во-вторых, тем, что налог на доходы физических лиц выступает основным регулятором в системе регулирования доходов физических лиц.
Нормативное правовое регулирование уплаты налога на доходы физических лиц осуществляется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами [1, c. 47].
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц не выполняет своих основных функций. Его возможности эффективного влияния на экономический цикл и объем массового потребления ограничены. Кроме того, этот налог не справляется со своей стратегической задачей перераспределения доходов между слоями населения.
Наоборот, налоговая нагрузка на граждан, не имеющих высоких доходов, серьезно выросла (от 10 до 15%). Именно на эту категорию населения сейчас возложено основное бремя уплаты налога на доходы физических лиц. А вот зажиточные граждане получили очень удобные условия. Принцип равенства успешно работает в одной сфере: олигарх и работник, получающий минимальную зарплату, платят почти одинаковые налоги.
Также следует отметить, что такие негативные явления, как использование работы незарегистрированных наемных рабочих, выплата заработной платы «в конвертах», или в размере ниже законодательно установленного минимума, не теряют своей актуальности, поскольку от «теневых» расчетов теряет бюджет, а из-за неосведомленности и низкого уровня сознания весьма дорогой ценой платят за это и данные наемные рабочие [2].
Граждане, которые соглашаются получать зарплату «в конвертах», не только способствуют развитию теневых схем, но и лишают себя социальной защищенности. Однако сознание работодателей относительно уплаты причитающихся сумм налогов в бюджет, в частности налога на доходы физических лиц по заработной плате, все еще остается на низком уровне.
Основными факторами, обусловливающими незаконную минимизацию уплаты налога на доходы физических лиц, являются:
- несовершенство законодательства по вопросам оплаты труда и возможность его несоблюдения;
- высокое налоговое давление;
- значительная доля вторичного рынка труда, где преобладают низкооплачиваемые работы, не требующие значительной подготовки;
- неосведомленность работников, желающих получать заработанные деньги, при этом не особо задумываясь над будущим.
Характерной особенностью современного налогообложения доходов граждан является массовое уклонение от уплаты налогов населением, причиной которого выступает отсутствие доверия к государственным институтам [3, c. 39].
Именно доверие к правительству или ощущение социальной солидарности побуждает людей платить налоги, даже если рациональным поведением было бы уклонение от их уплаты. С другой стороны, низкое качество государственных услуг, прежде всего тех, что касаются жизнеобеспечения граждан и предоставляются учреждениями здравоохранения, образовательными организациями и прочее.
С целью формирования эффективной системы налогообложения доходов граждан, которая должна сделать невозможным дальнейшее развитие вышеперечисленных проблем, необходимо следующее.
Во-первых, перейти на прогрессивное обложение доходов граждан, но, в свою очередь, прогрессия должна быть рассчитана таким образом, чтобы учесть реальный, имеющийся в настоящее время диапазон доходов граждан. И при этом, при любом доходе, изыматься в виде налога может только часть дохода, которая идет на накопление (инвестирование), и ни в коем случае не затрагивать средства, что тратятся на потребление. Такая мера сняла бы социальное напряжение в обществе и уровень налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения [4, c. 105].
Во-вторых, необходимо расширить диапазон доходов граждан, позволяющий получать налоговую социальную льготу. Такая мера станет благоприятной для уменьшения количества «заработных плат в конвертах», ведь размер уплачиваемого работающим гражданином налога на доходы физических лиц будет компенсироваться за счет получения налоговой социальной льготы.
В-третьих, значительно упрощенное изложение законов в сфере налогообложения и более понятная налоговая отчетность сделает их доступными для каждого налогоплательщика на доходы физических лиц.
Это положительно повлияет на эффективную и плодотворную деятельность государственных налоговых органов, ведь вместо разъяснений налогового законодательства и предоставления консультаций по порядку заполнения налоговых деклараций они смогут тратить свое время, например, для проведения налогового контроля за налогоплательщиками.
В-четвертых, необходимо повысить уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины налогоплательщиков, то есть каждый гражданин должен понимать, что уплата налога не имеет целью отнятия средств у людей, а она объединяет в себе нашу обязанность перед страной, которая потом вернет нам эти средства в виде разнообразной социальной помощи и оказании различных услуг [5, c. 743].
Таким образом, система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и, как следствие, на повышение роли данного налога в налоговых доходах бюджетов.