Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и другими видами деятельности военно-учебного заведения, отражает интересы военно-профессиональной подготовки обучающихся.
Воспитательная работа планируется, организуется и проводится под руководством начальника военно-учебного заведения.
Центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися являются подразделения слушателей (курсантов). Командиры подразделений слушателей (курсантов) непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют проведение воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений, а также взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) по работе с личным составом вуза, кафедрами.
Главным критерием состояния воспитательной работы в военно-учебном заведении является уровень и качество военно-профессиональной подготовки выпускников вуза, степень привития им морально-боевых, психологических и нравственных качеств, умения обучать и воспитывать подчиненных. Центральными элементами системы воспитательной работы в военно-учебном заведении являются субъекты и объекты.
Субъектами воспитательной работы в вузе выступают: командиры и начальники всех степеней; отделы, службы, другие органы управления вуза; органы воспитательной работы; учебно-научные, научные коллективы; учреждения культуры; общественные организации, действующие в вузе; семьи и близкие родственники военнослужащих.
Объектами воспитательной работы в вузе являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики (мичманы); проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; коллективы курсантов (слушателей).
Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как сложное, многоуровневое и многоплановое социально-педагогическое явление. Субъекты в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
Основные задачи информационно-пропагандистской работы в вузе:
- укрепление убежденности курсантов (слушателей) в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, формирование у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу страны, ее армии и флота, верности военной присяге и воинскому долгу;
- повышение боевой готовности подразделений курсантов (слушателей), укрепление воинской дисциплины и правопорядка информационными средствами;
- формирование у курсантов (слушателей) личной ответственности за выполнение поставленных задач;
- воспитание курсантов (слушателей) на героических традициях Отечества и его Вооруженных Сил;
- всестороннее и своевременное информирование курсантов (слушателей).
В целях проведения информационно-пропагандистской работы и информирования курсантов (слушателей) в военно-учебном заведении создается информационно-пропагандистская группа.
На курсах (в ротах и им равных), во взводах, в учебных группах (отделениях) начальником вуза назначаются нештатные помощники начальников (командиров) по информированию личного состава, а также и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных курсантов (слушателей). Основными формами их работы в подразделении являются групповые и индивидуальные беседы, коллективное чтение и обсуждение материалов из газет и журналов, комментарии в ходе прослушивания и просмотра радио- и телепередач. Руководство их деятельностью осуществляет заместитель начальника вуза по воспитательной работе.
За время обучения преподаватели кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, психологии и педагогики обязаны вооружить курсантов (слушателей) философскими, историческими, социологическими, правовыми, экономическими, культурологическими знаниями, сформировать у них научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения, совместно с командирами, офицерами органов воспитательной работы сформировать у них навыки и умения обучения и воспитания подчиненных, проведения воспитательных мероприятий.
Формирование у курсантов (слушателей) правовой культуры и правового сознания, стремления к беспрекословному выполнению приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности, навыков и умений укрепления правопорядка и воинской дисциплины – приоритетное направление деятельности командования вуза, факультетов, кафедр, преподавателей, офицеров подразделений курсантов (слушателей).
Военно-социальная работа в вузе – это деятельность государственных органов, органов военного управления, должностных лиц вуза по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, членов их семей и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.
Индивидуально-воспитательная работа немыслима без постоянного и всестороннего изучения курсантов (слушателей), глубокого знания тех, с кем она ведется. Эта емкая и многоплановая работа имеет свою систему: каждое должностное лицо факультета (курса) изучает курсантов (слушателей) индивидуально в объеме, определенном Уставом внутренней службы Вооруженных Сил. К изучению курсантов (слушателей) активно привлекается профессорско-преподавательский состав кафедр, ведущий занятия на данном факультете (курсе), в объеме, определенном его должностными обязанностями.
Индивидуально-воспитательная работа требует целеустремленности, прежде всего, в теоретической подготовке курсантов (слушателей), овладении знаниями, совершенствовании профессионального и методического мастерства, участии в общественной жизни вуза и факультета, укреплении воинской дисциплины.
Большую пользу приносят общественные поручения, если они даются продуманно, с учетом индивидуальных особенностей курсанта (слушателя), его увлечений и наклонностей.
Деятельность в рамках индивидуально-воспитательной работы зависит не только от содержания и методики ее проведения, но и от того, как она сочетается на практике с уставным порядком, организацией учебно-воспитательного процесса и требовательностью к курсантам (слушателям).
Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины подводятся: в вузе (институте, филиале) – за учебный год и семестр; на факультете, в батальоне (дивизионе) – ежемесячно и за семестр; в роте (батарее) и на курсе – еженедельно.
Таким образом, важнейшим условием успешной индивидуально-воспитательной работы является высокая педагогическая культура самих воспитателей, их профессиональное мастерство, примерность в службе, личном поведении, умение творчески применять на практике положения теории педагогики и психологии.