Для анализа показателей эксплуатационной работы службы автоматики и телемеханики необходимо учитывать:
1. Суммарное количество отказов устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
2. Отказы устройств ДИСК, КТСМ.
3. Нарушение энергоснабжения.
4. Внешние воздействия.
5. Нарушение технологии производства работ электромеханиками.
6. Отказы в линиях связи (от постового до станционного оборудования).
7. Неисправности без вины работников ОАО «РЖД».
8. Другие причины: фитинг, солнечное излучение, горячий груз.
9. Срабатывания устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС) и контрольно-габаритных устройств (КГУ):
– системы контроля схода подвижного состава и контроля нижнего габарита – «ложное срабатывание» или «не срабатывание»;
– контрольно-габаритные устройства – всё, кроме «повреждение подвижным составом».
10. Осложнения оперативной работы эксплуатационного штата дистанций СЦБ.
В таблице 1 приведены данные анализа отказов для службы автоматики и телемеханики одной из железных дорог ОАО «РЖД» за определенный промежуток времени года (в верхней строке число отказов за текущий год, в нижней – за прошедший).
Таблица 1
Анализ отказов для службы автоматики и телемеханики железной дороги
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Всего по службе, отказ |
23 |
10 |
5 |
15 |
18 |
16 |
7 |
28 |
15 |
137 |
21 |
11 |
10 |
20 |
18 |
13 |
18 |
24 |
9 |
144 | |
Изменение, % |
9,5 |
-9,1 |
-50 |
-25 |
0 |
23,1 |
-61,1 |
16,7 |
66,7 |
-4,9 |
в т. ч. по устройствам СЦБ |
21 |
10 |
5 |
13 |
18 |
16 |
7 |
26 |
14 |
130 |
21 |
11 |
10 |
20 |
18 |
12 |
16 |
24 |
9 |
141 | |
Изменение, % |
0 |
-9,1 |
-50,0 |
-35,0 |
0,0 |
33,3 |
-56,3 |
8,3 |
55,6 |
-7,8 |
из них по рельсовым цепям, отказ |
8 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
17 |
5 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
4 |
5 |
1 |
20 | |
Изменение, % |
60,0 |
-100 |
0,0 |
-50,0 |
100 |
-100 |
-50,0 |
-60,0 |
100,0 |
-15,0 |
в т. ч. УКСПС |
2 |
|
|
2 |
|
0 |
0 |
2 |
1 |
7 |
0 |
|
|
0 |
|
1 |
2 |
0 |
0 |
3 | |
Изменение, % |
200 |
|
|
200 |
|
-100 |
-200 |
200 |
100 |
133,3 |
в т. ч. по кражам, порчам |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
3 |
3 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
0 |
3 | |
Изменение, % |
|
|
|
|
|
-100 |
-200 |
|
300 |
0,0 |
Уменьшение количества отказов, связанных с неисправностью устройств СЦБ и рельсовых цепей, вызвано внедрением на станциях и перегонах железных дорог современных систем автоматики, а также тональных рельсовых цепей, которые обладают лучшими показателями работы по надежности и безопасности.
Анализ суммарной продолжительности всех законченных отказов по службе автоматики и телемеханики показан в таблице 2.
В таблице 3 приведены данные анализа отказов для других служб железной дороги за определенный промежуток времени года.
Таблица 2
Анализ суммарной продолжительности всех законченных отказов по службе автоматики и телемеханики железной дороги
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Продолжительность отказов по службе Ш, чч:мм |
25:58 |
9:08 |
2:39 |
11:29 |
12:12 |
19:22 |
4:36 |
24:43 |
14:15 |
124:22 |
15:42 |
11:07 |
10:25 |
12:47 |
13:56 |
15:34 |
11:57 |
28:30 |
6:38 |
126:36 | |
Изменение, % |
65,4 |
-17,8 |
-74,6 |
-10,2 |
-12,4 |
24,4 |
-61,5 |
-13,3 |
114,8 |
-1,8 |
Суммарная продолжительность всех законченных отказов по службе Ш сокращается за счет модернизации систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), введения современных систем технической диагностики и мониторинга, более четкой организации процесса обслуживания устройств.
Таблица 3
Анализ отказов по службам железной дороги
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Отказы по службе пути (П), отказов |
41 |
11 |
8 |
12 |
36 |
12 |
22 |
18 |
6 |
166 |
37 |
11 |
6 |
9 |
20 |
9 |
5 |
13 |
1 |
111 | |
Изменение, % |
10,8 |
0,0 |
33,3 |
33,3 |
80,0 |
33,3 |
340,0 |
38,5 |
500,0 |
49,5 |
Отказы по службе электроснабжения (Э), отказов |
3 |
2 |
|
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
17 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 | |
Изменение, % |
0,0 |
-33,3 |
|
|
-50,0 |
100,0 |
200,0 |
0,0 |
200,0 |
6,3 |
Отказы по дирекции ремонта пути (ДРП), отказов |
0 |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
2 |
|
5 |
2 |
|
|
0 |
4 |
|
0 |
0 |
|
6 | |
Изменение, % |
-200 |
|
|
100 |
-75,0 |
|
100 |
200 |
|
-16,7 |
Прочие, отказов |
7 |
5 |
3 |
6 |
4 |
3 |
2 |
8 |
4 |
42 |
14 |
5 |
3 |
8 |
3 |
7 |
2 |
2 |
4 |
48 | |
Изменение, % |
-50,0 |
0,0 |
0,0 |
-25,0 |
33,3 |
-57,1 |
0,0 |
300,0 |
0,0 |
-12,5 |
Согласно данным, получаемым из автоматизированных систем управления, можно сделать вывод, что количество отказов по службе П и Э возросло, по сравнению со службой Ш.
Одним из серьезных отказов является перекрытие сигнала перед приближающимся поездом.
Последствия данного вида отказа:
– корпоративный брак: перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на перегоне);
– особые случаи брака в работе: перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции);
– перекрытие поездного светофора без проезда.
Анализ отказов, связанных с перекрытием сигнала по службам железной дороги, приведен в таблице 4.
Анализ случаев отказов, при которых прием и отправление поездов осуществляется при запрещающих показаниях светофоров, т.е. пропуск поездов производится по дополнительным средствам, приведен в таблице 5.
Таблица 4
Перекрытие сигнала
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Всего перекрытий сигналов, отказов |
19 |
4 |
3 |
8 |
13 |
6 |
13 |
14 |
11 |
91 |
14 |
3 |
4 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
60 | |
Изменение, % |
35,7 |
33,3 |
-25,0 |
14,3 |
85,7 |
-14,3 |
85,7 |
133,3 |
120,0 |
51,7 |
По службе Ш, отказов |
6 |
|
1 |
6 |
3 |
1 |
2 |
5 |
6 |
30 |
2 |
|
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
2 |
2 |
18 | |
Изменение, % |
200,0 |
|
0,0 |
200,0 |
200,0 |
-50,0 |
-66,7 |
150,0 |
200,0 |
66,7 |
По службе П, отказов |
9 |
4 |
1 |
1 |
8 |
4 |
9 |
7 |
2 |
45 |
9 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
31 | |
Изменение, % |
0,0 |
100,0 |
-50,0 |
-80,0 |
166,7 |
0,0 |
800,0 |
75,0 |
100,0 |
45,2 |
По службе Э, отказов |
2 |
|
|
|
|
0 |
|
1 |
2 |
5 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
0 |
0 |
2 | |
Изменение, % |
100,0 |
|
|
|
|
-100,0 |
|
100,0 |
200,0 |
150,0 |
Другие службы, отказов |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
9 | |
Изменение, % |
0,0 |
-100 |
0,0 |
100,0 |
-33,3 |
100,0 |
200,0 |
100,0 |
-50,0 |
22,2 |
Таблица 5
Прием и отправление поездов при запрещающих показаниях светофоров
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Прием и отправление поездов при запрещающих показаниях светофоров |
34 |
19 |
5 |
12 |
24 |
7 |
17 |
26 |
12 |
156 |
34 |
10 |
6 |
14 |
20 |
10 |
8 |
17 |
5 |
124 | |
Изменение, % |
0,0 |
90,0 |
-16,7 |
-14,3 |
20,0 |
-30,0 |
112,5 |
52,9 |
140,0 |
25,8 |
По службе Ш, отказов |
11 |
8 |
2 |
5 |
8 |
5 |
4 |
14 |
8 |
65 |
11 |
4 |
3 |
10 |
10 |
3 |
7 |
9 |
3 |
60 | |
Изменение, % |
0,0 |
100,0 |
-33,3 |
-50,0 |
-20,0 |
66,7 |
-42,9 |
55,6 |
166,7 |
8,3 |
По службе П, отказов |
21 |
6 |
2 |
5 |
13 |
2 |
10 |
6 |
2 |
67 |
17 |
3 |
0 |
2 |
6 |
4 |
1 |
4 |
1 |
38 | |
Изменение, % |
23,5 |
100,0 |
200 |
150,0 |
116,7 |
-50,0 |
900,0 |
50,0 |
100,0 |
76,3 |
По службе Э, отказов |
1 |
1 |
0 |
|
0 |
|
3 |
0 |
0 |
5 |
1 |
0 |
1 |
|
2 |
|
0 |
2 |
1 |
7 | |
Изменение, % |
0,0 |
100 |
-100 |
|
-200 |
|
300 |
-200 |
-100 |
-28,6 |
Другие службы, отказов |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
|
|
6 |
2 |
19 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
2 |
0 |
19 | |
Изменение, % |
-80,0 |
33,3 |
-50,0 |
0,0 |
50,0 |
|
|
200,0 |
200 |
0,0 |
Количество отказов за службой Ш, связанных с задержкой поездов, показано в таблице 6.
Таблица 6
Количество отказов с задержкой поездов
Показатели эксплуатационной работы |
ШЧ-3 |
ШЧ-4 |
ШЧ-5 |
ШЧ-7 |
ШЧ-9 |
ШЧ-11 |
ШЧ-14 |
ШЧ-15 |
ШЧ-16 |
Всего |
Количество отказов с задержкой поездов, отказов |
21 |
10 |
5 |
7 |
5 |
8 |
4 |
10 |
8 |
78 |
15 |
5 |
5 |
13 |
10 |
6 |
8 |
15 |
5 |
82 | |
Изменение, % |
40,0 |
100,0 |
0,0 |
-46,2 |
-50,0 |
33,3 |
-50,0 |
-33,3 |
60,0 |
-4,9 |
Сокращение количества отказов в устройствах ЖАТ вызвано осуществляющейся модернизацией систем с применением современной элементной базы, а также внедрением СТДМ, которые позволяют обнаруживать предотказные состояния аппаратуры и вовремя их устранять. Необходимо отметить важную роль применения методологии управления рисками, ресурсами и анализа надежности систем железнодорожной автоматики (УРРАН), способствующей правильно управлять сложным хозяйством на железнодорожном транспорте.