Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Актуальность данной темы заключается в важности дошкольного возраста как периода интенсивной социализации, которая является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Аннотация статьи
инновационные формы
взаимодействие
Ключевые слова

Благодаря стремительным трансформациям в динамично меняющемся мире все более очевидной становится и роль информационных технологий в дошкольном образовании. Информационные технологии в образовательном процессе с дошкольниками обогащают их знания, обеспечивают всестороннее развитие личности дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

Поэтому именно с целью создания в дошкольной организации условий для изменения подходов к взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду была успешно реализована инновационная деятельность по теме: «Взаимодействие с родителями воспитанников дошкольной организации посредством создания и реализации образовательных проектов».

В её рамках были разработаны образовательные проекты, в реализации которых родители принимали самое непосредственное участие. Оно заключалось не только в оказании помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды и роли зрителей на праздниках и развлечениях, но родители являлись носителями информации по темам проектов.

Таким образом, в каждом проекте был гость группы, который участвовал в проведении образовательных мероприятий в различных формах. При этом решались задачи не только познавательного характера, но формировались социально-нравственные чувства (уважение к труду, людям труда, гордость за профессию своих родителей или дедушек и бабушек). По окончанию работы над темой инновационной деятельности, она была продолжена в направлении – систематизации образовательной деятельности с участием гостей группы.

Цель технологии – реально включить родителей в жизнь детского сада через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов.

Задачи, которые позволяют достигнуть этой цели, зависят от возраста воспитанников, потребностей и интересов детей и их родителей и от содержания дошкольного образования образовательных программ, разработанных и утвержденных в детском саду.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с данной технологией социализации дошкольников зависит от возраста детей и комплексно-тематического планирования в группах. А так как работа родителей, их увлечения, интересы связаны с жизнью района и региона, то реализация технологии «Гость группы» способствует более эффективной реализации региональных парциальных программ, указанных в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы детского сада, программ проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»). К примеру, проанализируем часть комплексно-тематического планирования в подготовительной к школе группе.

Наиболее интересными, на наш взгляд являются формы бесед с гостями, мастер-классов, фотовыставки, презентация и др.

При составлении тематического планирования учитываются памятные даты и профессиональные и государственные праздники.

В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.

Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоять из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками – подписями). К примеру, для инспектора ДПС это – регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходим к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок – самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагаем ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно из важных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.

Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Текст статьи
  1. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – С. 28.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 70 с.
  3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – С.13.
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – С. 37.
  5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)
Список литературы