Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Автор(-ы):

Грибовская Наталья Егоровна

Прийма Ирина Викторовна

Мирошниченко Наталья Павловна

Печагина Мария Михайловна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

ранняя профориентация
профессиональное самоопределение
социальное партнёрство
сотрудничество

Аннотация статьи

В статье рассматриваются условия, которые должны быть созданы в дошкольном учреждении для ранней профориентации дошкольников, изложены принципы и формы работы по ранней профориентации.

Текст статьи

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что профориентационную мотивацию необходимо закладывать в детском саду.

Что такое профессиональная ориентация детей дошкольного возраста? Это «начальный этап» подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.

Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Играя, дети чаще всего подражают взрослым: обычно играют в профессии. Данная деятельность может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников в ДОУ

1. Образовательный процесс профориентационной направленности

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий. В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной.

2. Трудовое воспитание в семье

Большую роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятное условие для воспитания трудолюбия в семье – успешный труд родителей по своей специальности. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, исполнительными, проявляют желание оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии.

3. Правильно созданная предметно-развивающая среда

Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группах целесообразно оформить специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

  • углубить практические знания и умения воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игровых сюжетов.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме ранней профориентации.

Введение новых проектов, требует от педагогов повышения квалификации по программам, содержащим темы профориентационной направленности. Также необходимо участие педагогов в обучающих и методических конкурсных мероприятиях разного уровня и форм, содержащих темы профориентации воспитанников.

5. Социальное партнёрство с образовательными и культурными учреждениями обогащает систему работу по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях. Социальное партнёрство предполагает использование следующих форм работы: организация экскурсий, встречи с представителями разных профессий, досуговая деятельность привлечением организаций-партнёров.

6. Сотрудничество с семьями воспитанников предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту. Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Яркие впечатления, полученные в процессе исследовательской деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

7. Немаловажным условием осуществления профориентационной деятельности является использование в работе средств и методов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания путем восприятия предметов, при общении с воспитателем, а также при участии в практической деятельности.

Деятельность по созданию условий ранней профориентации дошкольников должна строиться с соблюдением следующих принципов:

  1. Учёт индивидуальных особенностей ребенка, отношение к нему как к полноправному члену воспитательного процесса.
  2. Принцип непрерывности развития личности, который объясняет механизмы развития личности. Данный принцип обосновывает положение о ведущей роли обучения в развитии и определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» В эпоху цифровизации этот принцип остается основополагающим в определении развития. Образование должно ориентироваться на те психические функции, которые еще не созрели – зону ближайшего развития.
  3. Принцип доступности. Все материалы, которыми оперирует дошкольник понятны ему в соответствии с принципом доступности.
  4. Принцип научности. Дошкольник получает достоверные ответы на возникающие вопросы.
  5. Принцип открытости. Ребенок принимает участие в каком-либо мероприятии по желанию.
  6. Принцип диалогичности. Воспитанник проявляет активность и коммуникабельность при выполнении какой-либо трудовой задачи. Образовательный процесс происходит в форме диалога, который рассматривается как социокультурное явление, позволяющее ввести ребенка в социальный мир.
  7. Принцип наглядности предполагает создание оптимальных условий для организации восприятия детьми окружающего мира с помощью разных органов чувств.
  8. Принцип связи образования с жизнью. Данный принцип обязывает педагогов к проектированию содержания образования в соответствии с современными научными представлениями об окружающем мире (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей) и подразумевает точность понятий и терминов (слов), отражающих не архаичный, а современный мир профессий, его технологизацию, а также ориентацию на профессии будущего
  9. Принцип рефлексивности. Ребенок проявляет осознанность в социальном окружении.

Формы работы по ранней профориентации дошкольников:

  • экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми;
  • рассказы воспитателей и родителей, беседы;
  • организованная образовательная деятельность;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • фотовыставки, выставки репродукций и работ детей;
  • занятия по интересам;
  • продуктивная деятельность.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создание предложенных условий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.

Список литературы

  1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2009. – №6. – С. 66-70.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2014. – №9. – С. 52-58.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
  4. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. – №1. – С. 82-92.
  5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
  6. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2011. – 192 с.
  7. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3.

Поделиться

2218

Грибовская Н. Е., Прийма И. В., Мирошниченко Н. П., Печагина М. М. Создание условий для ранней профориентации дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/5133-sozdanie-uslovij-dlya-rannej-proforientatsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля