Перспективная модель портового тягача на водородной энергии

Научный руководитель

Секция

Технические науки

Ключевые слова

водородная энергетика
портовый тягач
модернизация
экологичность

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена идея водородного транспорта. Представлены и проанализированы результаты расчётов по модернизации портового тягача. Приведена сравнительная таблица технических характеристик силовых установок портового тягача на двигателе внутреннего сгорания, электродвигателя на аккумуляторах и электродвигателя на водородной энергетической установке. Описана перспективная модель водородного тягача.

Текст статьи

В 2022 году более 80 процентов всего объема грузоперевозок приходиться на водный транспорт. С каждым годом мировой грузооборот растет, и, как следствие, растет потребность в передовом портовом оборудовании. Все больше внимания уделяется экологичности и высоким грузовым характеристикам. Перспективным и экологически чистым решением является использование водородных силовых установок. В данной статье будет предложена модель портового тягача на водородной энергии.

В условиях современного рынка перегрузочного оборудования нецелесообразно проектировать портовые тягачи с нуля. Гораздо дешевле, быстрее и надёжнее, используя существующие узлы, агрегаты, силовые конструкции и платформу, на их базе сконструировать новый продукт с учётом замены ДВС и электробатарей на водородные топливные элементы и новейшие гидридные баллоны. За основу будет взят серийный электротягач YT203-EV, также существует дизельная версия YT193 / YT223. Такие тягачи отлично зарекомендовали себя во многих портах России [1, с. 1].

Рис. 1. Электротягач YT203-EV

Расчет водородного тягача YT предусматривает полную модернизацию и перевод на водородные агрегаты. При этом существующие конструктивные параметры серийного образца должны остаться неизменными или быть улучшены.

Рис. 2. Упрощённая схема водородного тягача YT

Расчёт параметров аккумулирующих баллонов. Основополагающим в расчёте является выбор состояния водорода в баллоне. Существует три основных типа состояния: газообразный, жидкий, водород в гидриде их характеристики приведены в таблице.

Таблица 1

Условия и способы хранения водорода

Состояние водорода

Газообразный водород

Жидкий водород

Водород в гидриде

Давление, атм.

700

1

1

Температура, К.

300

20

300

Расстояние H2–H2 или H–H, нм.

0,45

0,36

0,21

Концентрация атомов, ат./см3

2,3·10224,2·102210,7·1022

Схема расположения молекул или атомов водорода

Также существуют варианты аккумуляции водорода в материалах и химически связанных состояниях, однако для извлечения водорода из них необходимы химические реакции и специальное оборудование, поэтому в рамках портового тягача данные решения реализовывать не целесообразно. Наиболее перспективным вариантом хранения водорода является гидроидное состояние в баллоне. Гидрид – это соединение водорода с металлом, где молекулы водорода расположены между молекулами металла. Основная проблема – это выбор подходящего металла. В расчете выбран палладий, он способен вместить в себя 900 объемов водорода и не подвержен окислению. В результате для тягача достаточно двух баллонов с гидридом палладия, характеристика расчётного баллона приведена в таблице.

Таблица 2

Условия и способы хранения водорода

Гидрид

Объем (л.)

Вес (кг.)

Цена (руб.)

Палладий

100

86

1 762 334

В итоге система из двух баллонов весит примерно в три раза меньше, чем бак с дизелем, и в восемь раз меньше, чем вес электробатарей. Такой водородный бак достаточно долговечный, однако основным его минусом является высокая себестоимость [2, с. 21].

Расчёт водородных ячеек. Для преобразования водородного топлива в электроэнергию используют водородные топливные элементы (ячейки). Принцип их действия: водородное топливо поступает к анодным пластинам с одной стороны, с другой стороны к катодным пластинам поступает кислород. Далее на аноде катализатор вызывает распад водорода на ионы и электроны. При этом полимерная мембрана позволяет проходить только ионам к катоду, а электроны в свою очередь проходят через внешнюю цепь, создавая электрический ток. В итоге реакции получаем электрический ток, а также воду как продукт реакции ионов водорода и кислорода. Приемлемым вариантом системы водородных ячеек является использование уже существующих ячеек фирмы UTC Power. Данная компания разрабатывает водородные ячейки для многих автопроизводителей таких как: Hyundai, Nissan, Thor Industries, Irisbus и другие). Мощность водородных ячеек UTC Power способна обеспечить необходимые характеристики для электродвигателей водородного тягача [3, с. 13].

Расположение водородной установки. Предполагается интегрировать водородные баллоны на место топливных баков (электробатарей), электродвигатель на место ДВС, а водородные топливные элементы на место коробки передач (на место третей опциональной батареи). Также в проекте водородного тягача YT необходимо учесть электробатарею для работы электрических и пневмонических систем, возможности рекуперативного торможения и аккумуляции остаточных реакций на водородном элементе. Такая система из двух батарей общей мощностью 74 кВтч будет расположена в отдельном отсеке под водородными баллонами. Внедрение компонентов водородной энергоустановки не должно изменить конструкцию тягача, так как новые компоненты занимают меньший объём и имеют меньшую массу по сравнению с аналоговыми компонентами тягача на базе ДВС, при этом устойчивость не нарушается.

Эксплуатационные характеристики. При использовании водорода необходимо учесть меры безопасности: изолировать корпус тягача от статического электричества, проводить комплексную проверку оборудования, не реже одного раза в пять лет, оснастить отсек с водородными баллонами средствами по отводу высоких температур, установить датчики утечки водорода и многое другое. Данный комплекс мер обеспечит безопасную и долгую службу оборудования. В целом эксплуатационные характеристики при соблюдении мер безопасности остаются неизменными, единственное значительно повышается температурный диапазон использования тягача, от +50℃ до -90℃. Как следствие тягач возможно эксплуатировать в самых холодных регионах мира.

Ресурс и ремонтопригодность водородного тягача. Водородный баллон на основе гидрида палладия при соблюдениях условий эксплуатации может использоваться практически вечно. Водородные элементы в свою очередь обладают ресурсом в среднем 375 000–450 000 км. и выше. Также водородные элементы достаточно ремонт пригодные, при необходимости возможно заменить одну или несколько водородных ячеек, а не весь элемент в целом, что значительно удешевляет ремонт и продляет срок службы водородной установки.

Себестоимость продукта. По приблизительным расчетам цена новой водородной версии будет выше на 30 % в сравнении с версией тягача с двигателем внутреннего сгорания. Однако стоит учесть, что водородное топливо в использовании дешевле дизеля примерно на 20%, поэтому водородный тягач достаточно быстро окупается, что является большим преимуществом с учетом постоянного роста цен на дизельное топливо [4, с. 51].

Вывод. Для структурирования всех вышеперечисленных технических характеристик силовых установок портового тягача YT приведена сравнительная таблица.

Таблица 3

 

Электродвигатель на водородной энергетической установке

ДВС

Электродвигатель на аккумуляторах

Грузоподъёмность [т]

65,5

35

65

Круизная скорость [км/ч]

22

22

20

Температурный диапазон эксплуатации [℃]

От -90 до +50

От -65 до +60

От -30 до +50

Время полной заправки (зарядки) [мин]

10 - 30

15 - 20

 66 - 900

Стоимость тягача [$]

460 000

373 000

301 000

Остальные характеристики соответствуют заводским Terberg Yard/Terminal Tractors

В результате исследования расчётной модели портового водородного тягача YT необходимо выделить следующие достоинства: экологичность, энергоэффективность, ремонтопригодность, высокий ресурс, быстрая заправка и расширенный температурный диапазон эксплуатации. На основании этого можно сделать однозначный вывод, что за водородными силовыми установками будущее всех портовых мобильных тягачей.

Список литературы

  1. YT193 / YT223 // Terberg special vehicles URL: https://www.terbergspecialvehicles.com/en/vehicles/terminal-tractors/ (дата обращения: 01.12.2022).
  2. Tarhan C., Çil M. A. A study on hydrogen, the clean energy of the future: Hydrogen storage methods // Journal of Energy Storage. – 2021. – Т. 40. – С. 102-676.
  3. Singla M. K., Nijhawan P., Oberoi A. S. Hydrogen fuel and fuel cell technology for cleaner future: a review // Environmental Science and Pollution Research. – 2021. – Т. 28. – №. 13. – С. 15607-15626.
  4. Guo H., Ni S. Scheduling Optimization Model for Highway Port Network Tractor and Semitrailer Dispatching Considering Time Window under Unbalanced Demand // Forest Chemicals Review. – 2021. – С. 1129-1153.
  5. Li Y., Li J., Li H. Study on influencing factors of energy consumption and energy efficiency evaluation methods of port mobile machinery //4th International Symposium on Power Electronics and Control Engineering (ISPECE 2021). – SPIE, 2021. – Т. 12080. – С. 1037-1043.

Поделиться

882

Горобец А. Г., Шаров Д. Д., Лобушко Е. Ю. Перспективная модель портового тягача на водородной энергии // Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 16-20. URL: https://apni.ru/article/5134-perspektivnaya-model-portovogo-tyagacha-na-vo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января