Вся военная система Армии России претерпевает какие-либо изменения в своей структуре, с течением времени меняются люди, меняется структура, меняется система военного образования и подготовки профессиональных кадров, меняется подход к личному составу, и, следовательно, необходимо внедрение новых, более современных и универсальных методов воспитания военнослужащих, позволяющие поддерживать высокий уровень боевой готовности и морально-психологического состояния.
Объектом исследования выступает концепция воспитания военнослужащих в РФ.
Предметом исследования являются методы современного военного образования в РФ.
Для наиболее правильной организации воспитательного процесса требуется проведение комплексного анализа личности военнослужащего. Профессор А.П. Шарухин приводит следующее определение воспитания: «воспитание – это комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего в соответствии с потребностями общества, государства, практики деятельности войск национальной гвардии и его индивидуальных потребностей». По мнению О.Ю. Ефремова, воспитание – это «целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил России по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства». В рамках понятия воспитание военнослужащих целесообразно также раскрыть понятие готовности. Под готовностью следует понимать «особое функциональное состояние психики военнослужащего, характеризующееся сформированностью и мобилизованностью всех компонентов». В связи с реформированием воинские подразделения войск национальной гвардии оснащены современной техникой и специальными средствами для выполнения служебно-боевой деятельности и нуждаются в высококвалифицированных специалистах.
Важнейший системообразующий структурный элемент процесса воспитания – его цель. Это определяется тем, что она пронизывает весь процесс, определяет его направленность и тесно связана со всеми другими элементами. Цель воспитания служит исходным началом, выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, состав каждого элемента воспитательного воздействия и конечным его результатом. Под ней понимается желаемая, запланированная личность военнослужащего с соответствующими качествами.
В подходах к рассмотрению целевых установок воспитания российских граждан и воинов в науке и практике пока нет единства. Приемлемым с теоретической и прикладной точки зрения представляется предложение считать целью воспитания всестороннее развитие личности. Это идеал, к которому надо стремиться. Также правомерно полагать ею всестороннее развитие личности военнослужащего, обладающего высокими морально-боевыми качествами.
Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности.
Достижение целей воспитания включает комплексное решение следующих задач – с офицерами:
- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;
- развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
- развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;
- повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
- формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей.
Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.
Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания военнослужащих определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
Центральные элементы процесса воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – это его субъекты и объекты.
Если субъект представляет собой ведущую сторону воспитательного процесса, то объект – главную.
Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов воспитания на индивидуальном и групповом уровне, но и предполагает активные контакты с другими социальными институтами.
Анализ теории и практики воспитательной деятельности позволяет определить систему принципов воспитания военнослужащих:
- целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий;
- гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитательной деятельности;
- гуманизм и демократизм в решении задач воспитания;
- воспитание в различных видах деятельности военнослужащих (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.);
- воспитание в воинском коллективе и через коллектив;
- проявление в процессе воспитания единства высокой требовательности, уважительного отношения к личности военнослужащего, постоянного внимания к его нуждам, запросам, потребностям;
- индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе и коллективу;
- обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
- обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;
- целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности;
- комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех его элементов.
Таким образом, в педагогической деятельности офицера важен каждый аспект (элемент) воспитательного процесса, так как он проводит работу с подчинёнными, имеющими специальные права с повышенным риском для жизни. Воспитательный процесс в подразделении (части) должен быть по своей сущности, содержанию и методам адекватным и единым. Реализация методов всеми субъектами воспитания ориентируется на решение собственно воспитательных задач, а также на проникновение во все сферы жизнедеятельности армейской организации для достижения ее социально значимой ценности и оптимального состояния.