Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского универс...

Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского университета

Автор(-ы):

Фомичева Галина Михайловна

Научный руководитель

Сединина Наталья Степановна

Секция

Медицина, фармация

Ключевые слова

стресс
стрессоустойчивость
студенты
развитие устойчивости к стрессу
медицина

Аннотация статьи

В данном исследовании проведено изучение распространенности расстройств эмоционального состояния и внимания студентов медицинского университета путем анкетирования для оценки качества физического развития, уровня эмоционального напряжения, влияние стрессоустойчивости на успеваемость студентов и их общее состояние.

Текст статьи

Актуальность. Стресс (стресс-реакция) (от англ. stress – напряжение, давление, нажим) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Трудно представить человека, который бы не подвергался факторам, провоцирующим возникновения стресса. Более того, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой стороны, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на такие психофизиологические функции, как восприятие, внимание и мышление, улучшают умственную работоспособность, способствуя решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи [1, с. 170]. Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходят аналогичные показатели студентов не спортивных. Студенты-спортсмены имеют более высокий уровень умственной работоспособности, лучшую концентрацию внимания [2, с. 100; 3, с. 246].

Выявлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному [6, с. 30; 4, с.423].

Целью исследования стало изучение корреляции распространенности нарушения стрессоустойчивости среди студентов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера, ее взаимосвязи с учебным процессом и успеваемостью.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в данном исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Составить вопросы для создания анкеты;
  2. Провести анкетирование среди студентов-медиков разных курсов;
  3. Найти и изучить литературные источники по данной проблеме;
  4. Проанализировать и обобщить полученные данные;
  5. Сделать выводы на основе полученных результатов.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, из которых 8 юношей (23,5%) и 26 девушек (76,5%) в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 21 год). Было проведено онлайн-анкетирование среди студентов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера. Ссылка на анкетирование была разослана студентам 1-6 курсов лечебного факультета. Опрос состоял из нескольких частей, первая из них – введение (сбор общих данных о студенте), затем собственно комплексный тест, состоящий из 30 вопросов, направленных на выявление субъективной оценки стрессоустойчивости, ее связи с учебным процессом, успеваемостью, влияние на самочувствие, работоспособность и коммуникабельность. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета программы Excel.

Результаты исследования и обсуждение. По данным анкетирования, 73,5% опрошенных считают, что физическая активность помогает достичь уравновешенного состояния. Результат на рис. 1.

Рис. 1

На вопрос «Как бы Вы оценили свои физические способности (тренированность, спортивные навыки)?» около 38,2% ответили «достаточно спортивные», 35,3% ответили – «умеренно спортивные», и «неспортивные» – 26,5%.

Было также предложено оценить состояние своего физического развития по 10-балльной шкале, где 1 – совершенно неспортивный, 10 – нахожусь в хорошей физической форме. Результат на рис. 2.

Рис. 2

У 52,9 % студентов прослеживается положительное влияние на самочувствие после физической активности, причем большинство из них указали, что отмечают лучшую концентрацию внимания после физической нагрузки.

Отмечается корреляция между занятиями физической культурой и курсом обучения студента: 1 и 2 курс (24,2 % всех студентов) отмечают частые вспышки гнева в 41,2 % случаев, студенты 3-го курса отмечают высокую учебную нагрузку, и частота нарушений самочувствия в виде раздражения на неприятные события в 32,4%, большинство отмечают, что долго переживают неприятности. Большинство студентов старших курсов (69,7%) отмечают целеустремленность, уравновешенность и легкость работы в команде. Около 69,7% студентов старших курсов отмечают после физической нагрузки повышение стрессоустойчивости, самочувствия, и связывают ее с некоторым облегчением учебного процесса и наблюдается улучшение запоминания учебного материала.

Недостаток физической активности влияет и на развитие соматических нарушений: 20,6% студентов, у которых есть проблемы с совмещением учебного процесса и занятиями спортом, имеют проблемы с чувством страха и беспокойства, а 73,5% чувствуют себя разбитыми, вялыми и апатичными, 23,6% отмечают у себя повышение артериального давления.

Студенты с низким уровнем успеваемости по результатам отметок за сессию те, которые не занимаются спортом. Высокий уровень успеваемости у студентов с нарушениями стрессоустойчивости составляет лишь18 %. Таким образом, студенты, занимающиеся в секциях, имеют лучшие показатели эмоционального состояния.

Заключение. Данное исследование показало, что среди студентов медицинского университета достаточно распространены нарушения в виде ответной реакции на стресс.

Анкетируемые по-разному оценивают свою стрессоустойчивость, однако в общих чертах отмечается тенденция к недостатку в занятиях спортом. Наблюдается зависимость нарушения реакции на стресс от курса обучения студента: наибольший уровень расстройств и психоэмоционального напряжения выявлен у студентов младших курсов, что сказывается на успеваемости, а также является фоном для развития соматических нарушений.

Выводы:

  1. Более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся физической культурой.
  2. Высокие значения устойчивости внимания характерны для студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом.
  3. Студенты, занимающиеся физической культурой и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.

Список литературы

  1. Грязева Е.Д. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов и др. // Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – Вып. 11. – 72 с.
  2. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 423-425.
  3. Мельникова О. А. Влияние занятий физической культурой на психофизиологическое состояние студентов / О.А. Мельникова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. – 2015. – № 3 (139). – С. 170–172.
  4. Мельникова О. А. Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 99–105.
  5. Миндубаева Ф.А. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов/ Ф.А.Миндубаева, Н.М. Харисова, Е.Г. Комкина и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 244-248.

Поделиться

522

Фомичева Г. М. Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского университета // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.I.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/5139-issledovanie-stressoustojchivosti-studentov

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня