Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского универс...

Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского университета

Научный руководитель

Сединина Наталья Степановна

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

стресс
стрессоустойчивость
студенты
развитие устойчивости к стрессу
медицина

Аннотация статьи

В данном исследовании проведено изучение распространенности расстройств эмоционального состояния и внимания студентов медицинского университета путем анкетирования для оценки качества физического развития, уровня эмоционального напряжения, влияние стрессоустойчивости на успеваемость студентов и их общее состояние.

Текст статьи

Актуальность. Стресс (стресс-реакция) (от англ. stress – напряжение, давление, нажим) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Трудно представить человека, который бы не подвергался факторам, провоцирующим возникновения стресса. Более того, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой стороны, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на такие психофизиологические функции, как восприятие, внимание и мышление, улучшают умственную работоспособность, способствуя решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи [1, с. 170]. Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходят аналогичные показатели студентов не спортивных. Студенты-спортсмены имеют более высокий уровень умственной работоспособности, лучшую концентрацию внимания [2, с. 100; 3, с. 246].

Выявлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному [6, с. 30; 4, с.423].

Целью исследования стало изучение корреляции распространенности нарушения стрессоустойчивости среди студентов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера, ее взаимосвязи с учебным процессом и успеваемостью.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в данном исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Составить вопросы для создания анкеты;
  2. Провести анкетирование среди студентов-медиков разных курсов;
  3. Найти и изучить литературные источники по данной проблеме;
  4. Проанализировать и обобщить полученные данные;
  5. Сделать выводы на основе полученных результатов.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, из которых 8 юношей (23,5%) и 26 девушек (76,5%) в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 21 год). Было проведено онлайн-анкетирование среди студентов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера. Ссылка на анкетирование была разослана студентам 1-6 курсов лечебного факультета. Опрос состоял из нескольких частей, первая из них – введение (сбор общих данных о студенте), затем собственно комплексный тест, состоящий из 30 вопросов, направленных на выявление субъективной оценки стрессоустойчивости, ее связи с учебным процессом, успеваемостью, влияние на самочувствие, работоспособность и коммуникабельность. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета программы Excel.

Результаты исследования и обсуждение. По данным анкетирования, 73,5% опрошенных считают, что физическая активность помогает достичь уравновешенного состояния. Результат на рис. 1.

Рис. 1

На вопрос «Как бы Вы оценили свои физические способности (тренированность, спортивные навыки)?» около 38,2% ответили «достаточно спортивные», 35,3% ответили – «умеренно спортивные», и «неспортивные» – 26,5%.

Было также предложено оценить состояние своего физического развития по 10-балльной шкале, где 1 – совершенно неспортивный, 10 – нахожусь в хорошей физической форме. Результат на рис. 2.

Рис. 2

У 52,9 % студентов прослеживается положительное влияние на самочувствие после физической активности, причем большинство из них указали, что отмечают лучшую концентрацию внимания после физической нагрузки.

Отмечается корреляция между занятиями физической культурой и курсом обучения студента: 1 и 2 курс (24,2 % всех студентов) отмечают частые вспышки гнева в 41,2 % случаев, студенты 3-го курса отмечают высокую учебную нагрузку, и частота нарушений самочувствия в виде раздражения на неприятные события в 32,4%, большинство отмечают, что долго переживают неприятности. Большинство студентов старших курсов (69,7%) отмечают целеустремленность, уравновешенность и легкость работы в команде. Около 69,7% студентов старших курсов отмечают после физической нагрузки повышение стрессоустойчивости, самочувствия, и связывают ее с некоторым облегчением учебного процесса и наблюдается улучшение запоминания учебного материала.

Недостаток физической активности влияет и на развитие соматических нарушений: 20,6% студентов, у которых есть проблемы с совмещением учебного процесса и занятиями спортом, имеют проблемы с чувством страха и беспокойства, а 73,5% чувствуют себя разбитыми, вялыми и апатичными, 23,6% отмечают у себя повышение артериального давления.

Студенты с низким уровнем успеваемости по результатам отметок за сессию те, которые не занимаются спортом. Высокий уровень успеваемости у студентов с нарушениями стрессоустойчивости составляет лишь18 %. Таким образом, студенты, занимающиеся в секциях, имеют лучшие показатели эмоционального состояния.

Заключение. Данное исследование показало, что среди студентов медицинского университета достаточно распространены нарушения в виде ответной реакции на стресс.

Анкетируемые по-разному оценивают свою стрессоустойчивость, однако в общих чертах отмечается тенденция к недостатку в занятиях спортом. Наблюдается зависимость нарушения реакции на стресс от курса обучения студента: наибольший уровень расстройств и психоэмоционального напряжения выявлен у студентов младших курсов, что сказывается на успеваемости, а также является фоном для развития соматических нарушений.

Выводы:

  1. Более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся физической культурой.
  2. Высокие значения устойчивости внимания характерны для студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом.
  3. Студенты, занимающиеся физической культурой и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.

Список литературы

  1. Грязева Е.Д. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов и др. // Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – Вып. 11. – 72 с.
  2. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 423-425.
  3. Мельникова О. А. Влияние занятий физической культурой на психофизиологическое состояние студентов / О.А. Мельникова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. – 2015. – № 3 (139). – С. 170–172.
  4. Мельникова О. А. Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 99–105.
  5. Миндубаева Ф.А. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов/ Ф.А.Миндубаева, Н.М. Харисова, Е.Г. Комкина и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 244-248.

Поделиться

869

Фомичева Г. М. Исследование стрессоустойчивости студентов на разных курсах медицинского университета // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.I.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/5139-issledovanie-stressoustojchivosti-studentov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа