Что такое театрализованная деятельность для ребёнка – прежде всего игра. В этой игре можно нарядиться в разные костюмы, попробовать себя в разных ролях. В игре ребёнок познает мир, а различные театрализованные постановки помогают ему разобраться в той или иной жизненной ситуации и учат ребёнка житейской мудрости. Исследования И.Б.Эльконина, Л.С.Выготского хорошо раскрыли как формируется личность ребенка в процессе театрализованных игр и постановок детского театра. Проявляются творческие навыки, развивается детская фантазия, память, а самое главное на мой взгляд формируются коммуникативные способности. Особенное внимание хочется обратить на развитие детского воображения. Ведь развитое воображение помогает ребёнку в дальнейшем правильно мыслить – ставить перед собой определённые задачи и просчитывать наперёд своё поведение в той или иной ситуации. А к чему мы подводим процесс воспитания в детском саду и школе как не к умению ориентироваться в жизненных ситуациях и определению правильного поведения в обществе.
В детском учреждении музыкальный руководитель формирует музыкальную культуру ребёнка. И делает он это не только на занятиях, а в то числе и в театрализованной деятельности.
Воспитывать умного, культурно развитого человека – одна из основных наших задач. А как сказал Б.А. Сухомлинский: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Многие родители не считают музыкальные занятия серьёзным видом деятельности ребёнка – поэтому на примере музыкальных спектаклей можно доказать и показать на деле, каких результатов добиваются дети.
С чего я сама начинала театрализованную деятельность в ГДОУ?... Конечно, сначала это были небольшие сценки, инсценировка песен, стихов, пантомима. Затем, небольшие спектакли – постановки с детьми старшего возраста и по началу не всегда это было удачно, ведь все умения приходят к нам с опытом работы. В то время, когда я начинала работать, не было достаточного количества литературы, музыкального материала, сценариев, песен – приходилось обходиться только художественным материалом, подбирая или сочиняя музыку самим.
Хочется рассказать о первом опыте коллективного творчества, который состоялся в самом начале моей работы. В проекте была постановка музыкального спектакля по мотивам стихотворения С.Я. Маршака – «Сказка о глупом мышонке». Когда дети познакомились со стихотворением, хорошо знали сюжет и мы вместе с воспитателем проводили занятие, где дети сами подсказывали нам как должен говорить, двигаться тот или иной герой, один из детей вдруг сказал, что он не хочет, чтобы сказка так заканчивалась: «Почему кошка съест мышонка?». Мы стали обсуждать эту ситуацию, но дети все как один утверждали, что хотят поменять конец сказки. Вот тут и проявилась воображение и фантазия детей:
- пусть наш мышонок будет осторожным
- пусть мышонок убежит от кошки
- спрячется от кошки
- мама мышка не должна плакать.
Так появилось новое окончание у этого спектакля и дети были очень довольны, ведь они были не просто артистами, они САМИ придумали и исполнили то, что придумали. Ну, а я помогла им воплотить их мысли в стихотворный текст:
– Мама плачет, слёзы льёт:
– «Где мой маленький сынок?»
– «Мама, мамочка, я здесь... дай мне что-нибудь поесть...»
– «Где ж ты был?»
– «От кошки злой, я сбежал...»
– «Мой дорогой!!!»
– «Мне не надо няню звать,
– Я большой, сам лягу спать»
В то время я не называла ещё наши спектакли мюзиклами, хотя уже тогда к каждому герою подбиралась музыка, сочинялись слова песен. Вот пример из того же спектакля «Сказка о глупом мышонке»:
«Колыбельная кошки»
Баю-баю, спи сынуля,
Пусть во сне приснится сыр...
И батончик шоколада...
И мороженое пломбир!
Спи, мой маленький,
Я – рядом!
Никуда я не уйду.
Ну, а если будет надо
Няню я тебе найду...
«Песня жабы.»
Здравствуй, глупенький мышонок!
К тебе пришла на помощь тётя,
я прискакала из далёка,
Живу за лесом на болоте...
Тебе спою такую песню...
И не захочешь, а уснёшь...
Заквакаю -цветы завянут,
Иголки растопырит ёж!
«Песня кошки»
Я ваша добрая соседка,
Меня зовут Мур-Мяу-Киска,
Меня просила посидеть
мамаша мышь за две сосиски...
Какой хорошенький мышонок,
Какой ты мягонький совсем,
Закрой, закрой скорее глазки.....
…................................................
а я возьму тебя и съем!!!!
В своё время мне очень понравилась статья А.Н. Бурениной «Берегите музыкального руководителя», где автор очень хорошо раскрыла само понятие "музыкальный руководитель", сколько надо освоить и вмещать в себя что бы действительно овладеть этой профессией. Итак – педагог, сценарист, музыкант, хореограф, звукорежиссёр, композитор (в какой-то мере), костюмер, портной… и др. Так вот для создания мюзикла, все эти профессиональные знания просто необходимы.
А что такое мюзикл? Прежде всего это музыкальный спектакль, в котором сочетаются и переплетаются – диалоги, музыка, песни, танцы (общие и индивидуальные). Всё это действо объединено общей сюжетной линией.
Первый детский мюзикл я увидела, проходя очередные курсы повышения квалификации в одном из детских садов Петродворцового района. Это был незамысловатый сюжет и очень содержательная и красивая музыка, песни, танцы. С удивлением я узнала, что написал эту пьесу, с музыкальным сопровождением преподаватель музыкального училища, которое я закончила, О.О. Юргенштейн. К сожалению, он очень мало печатался и посоветовать к работе могу только одну его книгу и сборник замечательных песен:
- Юргенштейн Олег Песни-сценки к театру Ступеньки. Астерион. 2008.
- Юргенштейн Олег «Магия детского театра». Музыкально-драматические этюды. Санкт-Петербург. Творческое объединение, 1998.
Начинать работу над мюзиклом необходимо с планирования. Здесь следует отметить, что работу над спектаклем ведут несколько педагогов – воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф (если таковой имеется в штате). А также посильную помощь оказывают родители, которых непременно надо вовлекать в процесс подготовки спектакля, это может быть пошив костюмов, изготовление декораций, и даже исполнение каких то ролей. Задачи по ознакомлению с художественным произведением(сценарием) выполняют воспитатели, включая эту тему в план занятий по ознакомлению с художественными произведениями. Музыкальный руководитель на фронтальных и индивидуальных занятиях разучивает необходимый музыкальный материал. Далее следует включать в работу такие формы работы как этюды («Кто как ходит», «Как разговаривает этот герой», «Опиши характер героя» и т. д.), пантомимы, обсуждения, занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему данного художественного произведения. Всё это делается для того, чтобы дети хорошо ориентировались в данном материале и сами создавали образ героев произведения. Далее идут занятия по сценам и в конце собирается общий музыкальный спектакль. Постановка детского спектакля имеет ещё свои особенности. Мы не можем репетировать как во взрослом театре...детям должно быть интересно. Поэтому многие сцены не показывают всем детям и они видят их только при показе мюзикла. Это могут быть роли, которые исполняют взрослые или выпускники детского сада. Например, при постановке мюзикла «Муха-цокотуха» роль паука у нас исполняла воспитатель старшей группы. То, что она появится в спектакле, знали только исполнители главных ролей Муха-Цокотуха и Комарик, так как у них были общие диалоги и общий танец. Для остальных детей – это было сюрпризом. Вот такие сюрпризные моменты надо непременно продумывать, чтобы сам спектакль был для детей ПРАЗДНИКОМ!!!!
В нашем ГДОУ мы стараемся каждую весну показать работу по театрализованной деятельности в виде мюзикла. Сценарии либо придумываются нами, как например «Мистер Твистер» по мотивам стихотворения С.Я. Маршака или это переработанные готовые сценарии: «Стрекоза и муравей» Юргенштейна, «Ухти – тухти» музыка Г.Портнова, «Красная шапочка» Юргенштейна, «Котята-поварята» Тиличеевой и др. Или готовые мюзиклы, которые вы можете найти в программе «Ладушки» Новоскольцевой и Каплуновой.
А также нам на помощь приходит интернет, где можно найти и музыку, и сценарии в помощь в работе по театрализации.
Очень хочется, чтобы педагоги нашего поколения изменяли стереотипы педагогического мышления в поиске таких форм работы по воспитанию и обучению, которые способствовали бы раскрепощению в развитии детей и обращали бы больше внимания на эмоциональную сферу дошкольника. Именно такой формой работы, по моему мнению, и является театрализация в виде музыкальных спектаклей-мюзиклов. Где можно показать всё, чему обучаются дети на занятиях в ГДОУ.
Таким образом, театрализованная деятельность в виде музыкального спектакля-мюзикла помимо развития творческих способностей помогает детям осваивать коммуникативные навыки и правила поведения в обществе. А это в свою очередь помогает нам создавать будущее поколение людей: вежливых, воспитанных, коммуникативных, любознательных, добрых.