Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Театрализация в детском саду как средство воспитания художественно-эстетического...

Театрализация в детском саду как средство воспитания художественно-эстетического вкуса дошкольника

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

театрализация
детский сад
воспитание
игра

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения технологий театрализации в процессе воспитания художественно-эстетического вкуса дошкольника.

Текст статьи

Что такое театрализованная деятельность для ребёнка – прежде всего игра. В этой игре можно нарядиться в разные костюмы, попробовать себя в разных ролях. В игре ребёнок познает мир, а различные театрализованные постановки помогают ему разобраться в той или иной жизненной ситуации и учат ребёнка житейской мудрости. Исследования И.Б.Эльконина, Л.С.Выготского хорошо раскрыли как формируется личность ребенка в процессе театрализованных игр и постановок детского театра. Проявляются творческие навыки, развивается детская фантазия, память, а самое главное на мой взгляд формируются коммуникативные способности. Особенное внимание хочется обратить на развитие детского воображения. Ведь развитое воображение помогает ребёнку в дальнейшем правильно мыслить – ставить перед собой определённые задачи и просчитывать наперёд своё поведение в той или иной ситуации. А к чему мы подводим процесс воспитания в детском саду и школе как не к умению ориентироваться в жизненных ситуациях и определению правильного поведения в обществе.

В детском учреждении музыкальный руководитель формирует музыкальную культуру ребёнка. И делает он это не только на занятиях, а в то числе и в театрализованной деятельности.

Воспитывать умного, культурно развитого человека – одна из основных наших задач. А как сказал Б.А. Сухомлинский: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Многие родители не считают музыкальные занятия серьёзным видом деятельности ребёнка – поэтому на примере музыкальных спектаклей можно доказать и показать на деле, каких результатов добиваются дети.

С чего я сама начинала театрализованную деятельность в ГДОУ?... Конечно, сначала это были небольшие сценки, инсценировка песен, стихов, пантомима. Затем, небольшие спектакли – постановки с детьми старшего возраста и по началу не всегда это было удачно, ведь все умения приходят к нам с опытом работы. В то время, когда я начинала работать, не было достаточного количества литературы, музыкального материала, сценариев, песен – приходилось обходиться только художественным материалом, подбирая или сочиняя музыку самим.

Хочется рассказать о первом опыте коллективного творчества, который состоялся в самом начале моей работы. В проекте была постановка музыкального спектакля по мотивам стихотворения С.Я. Маршака – «Сказка о глупом мышонке». Когда дети познакомились со стихотворением, хорошо знали сюжет и мы вместе с воспитателем проводили занятие, где дети сами подсказывали нам как должен говорить, двигаться тот или иной герой, один из детей вдруг сказал, что он не хочет, чтобы сказка так заканчивалась: «Почему кошка съест мышонка?». Мы стали обсуждать эту ситуацию, но дети все как один утверждали, что хотят поменять конец сказки. Вот тут и проявилась воображение и фантазия детей:

  • пусть наш мышонок будет осторожным
  • пусть мышонок убежит от кошки
  • спрячется от кошки
  • мама мышка не должна плакать.

Так появилось новое окончание у этого спектакля и дети были очень довольны, ведь они были не просто артистами, они САМИ придумали и исполнили то, что придумали. Ну, а я помогла им воплотить их мысли в стихотворный текст:

– Мама плачет, слёзы льёт:

– «Где мой маленький сынок?»

– «Мама, мамочка, я здесь... дай мне что-нибудь поесть...»

– «Где ж ты был?»

– «От кошки злой, я сбежал...»

– «Мой дорогой!!!»

– «Мне не надо няню звать,

– Я большой, сам лягу спать»

В то время я не называла ещё наши спектакли мюзиклами, хотя уже тогда к каждому герою подбиралась музыка, сочинялись слова песен. Вот пример из того же спектакля «Сказка о глупом мышонке»:

«Колыбельная кошки»

Баю-баю, спи сынуля,

Пусть во сне приснится сыр...

И батончик шоколада...

И мороженое пломбир!

Спи, мой маленький,

Я – рядом!

Никуда я не уйду.

Ну, а если будет надо

Няню я тебе найду...

«Песня жабы.»

Здравствуй, глупенький мышонок!

К тебе пришла на помощь тётя,

я прискакала из далёка,

Живу за лесом на болоте...

Тебе спою такую песню...

И не захочешь, а уснёшь...

Заквакаю -цветы завянут,

Иголки растопырит ёж!

«Песня кошки»

Я ваша добрая соседка,

Меня зовут Мур-Мяу-Киска,

Меня просила посидеть

мамаша мышь за две сосиски...

Какой хорошенький мышонок,

Какой ты мягонький совсем,

Закрой, закрой скорее глазки.....

…................................................

а я возьму тебя и съем!!!!

В своё время мне очень понравилась статья А.Н. Бурениной «Берегите музыкального руководителя», где автор очень хорошо раскрыла само понятие "музыкальный руководитель", сколько надо освоить и вмещать в себя что бы действительно овладеть этой профессией. Итак – педагог, сценарист, музыкант, хореограф, звукорежиссёр, композитор (в какой-то мере), костюмер, портной… и др. Так вот для создания мюзикла, все эти профессиональные знания просто необходимы.

А что такое мюзикл? Прежде всего это музыкальный спектакль, в котором сочетаются и переплетаются – диалоги, музыка, песни, танцы (общие и индивидуальные). Всё это действо объединено общей сюжетной линией.

Первый детский мюзикл я увидела, проходя очередные курсы повышения квалификации в одном из детских садов Петродворцового района. Это был незамысловатый сюжет и очень содержательная и красивая музыка, песни, танцы. С удивлением я узнала, что написал эту пьесу, с музыкальным сопровождением преподаватель музыкального училища, которое я закончила, О.О. Юргенштейн. К сожалению, он очень мало печатался и посоветовать к работе могу только одну его книгу и сборник замечательных песен:

  1. Юргенштейн Олег Песни-сценки к театру Ступеньки. Астерион. 2008.
  2. Юргенштейн Олег «Магия детского театра». Музыкально-драматические этюды. Санкт-Петербург. Творческое объединение, 1998.

Начинать работу над мюзиклом необходимо с планирования. Здесь следует отметить, что работу над спектаклем ведут несколько педагогов – воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф (если таковой имеется в штате). А также посильную помощь оказывают родители, которых непременно надо вовлекать в процесс подготовки спектакля, это может быть пошив костюмов, изготовление декораций, и даже исполнение каких то ролей. Задачи по ознакомлению с художественным произведением(сценарием) выполняют воспитатели, включая эту тему в план занятий по ознакомлению с художественными произведениями. Музыкальный руководитель на фронтальных и индивидуальных занятиях разучивает необходимый музыкальный материал. Далее следует включать в работу такие формы работы как этюды («Кто как ходит», «Как разговаривает этот герой», «Опиши характер героя» и т. д.), пантомимы, обсуждения, занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему данного художественного произведения. Всё это делается для того, чтобы дети хорошо ориентировались в данном материале и сами создавали образ героев произведения. Далее идут занятия по сценам и в конце собирается общий музыкальный спектакль. Постановка детского спектакля имеет ещё свои особенности. Мы не можем репетировать как во взрослом театре...детям должно быть интересно. Поэтому многие сцены не показывают всем детям и они видят их только при показе мюзикла. Это могут быть роли, которые исполняют взрослые или выпускники детского сада. Например, при постановке мюзикла «Муха-цокотуха» роль паука у нас исполняла воспитатель старшей группы. То, что она появится в спектакле, знали только исполнители главных ролей Муха-Цокотуха и Комарик, так как у них были общие диалоги и общий танец. Для остальных детей – это было сюрпризом. Вот такие сюрпризные моменты надо непременно продумывать, чтобы сам спектакль был для детей ПРАЗДНИКОМ!!!!

В нашем ГДОУ мы стараемся каждую весну показать работу по театрализованной деятельности в виде мюзикла. Сценарии либо придумываются нами, как например «Мистер Твистер» по мотивам стихотворения С.Я. Маршака или это переработанные готовые сценарии: «Стрекоза и муравей» Юргенштейна, «Ухти – тухти» музыка Г.Портнова, «Красная шапочка» Юргенштейна, «Котята-поварята» Тиличеевой и др. Или готовые мюзиклы, которые вы можете найти в программе «Ладушки» Новоскольцевой и Каплуновой.

А также нам на помощь приходит интернет, где можно найти и музыку, и сценарии в помощь в работе по театрализации.

Очень хочется, чтобы педагоги нашего поколения изменяли стереотипы педагогического мышления в поиске таких форм работы по воспитанию и обучению, которые способствовали бы раскрепощению в развитии детей и обращали бы больше внимания на эмоциональную сферу дошкольника. Именно такой формой работы, по моему мнению, и является театрализация в виде музыкальных спектаклей-мюзиклов. Где можно показать всё, чему обучаются дети на занятиях в ГДОУ.

Таким образом, театрализованная деятельность в виде музыкального спектакля-мюзикла помимо развития творческих способностей помогает детям осваивать коммуникативные навыки и правила поведения в обществе. А это в свою очередь помогает нам создавать будущее поколение людей: вежливых, воспитанных, коммуникативных, любознательных, добрых.

Поделиться

1050

Федорова Е. В. Театрализация в детском саду как средство воспитания художественно-эстетического вкуса дошкольника // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 102-104. URL: https://apni.ru/article/5141-teatralizatsiya-v-detskom-sadu-kak-sredstvo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января