Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Диагностика речи у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистическ...

Диагностика речи у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор(-ы):

Ларина Инесса Павловна

Семина Юлия Алексеевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

номинативный словарь
расстройство аутистического спектра
умственная отсталость

Аннотация статьи

В статье рассматривается диагностика номинативного словаря у детей младшего школьного возраста с РАС и УО, а также приводятся полученные результаты при изучении сформирванности номинативного словаря.

Текст статьи

Речь играет ключевую роль в жизни любого ребенка. Качественное формирование речи способствует наиболее быстрой и успешной социализации и коммуникации в социуме. Но если дети, имеющие нормальное развитие в состоянии сделать это самостоятельно или с минимальной помощью взрослого, то детям, имеющим ОВЗ, требуется серьезная помощь педагога в формирование речи.

Формирование речи обеспечивает базу для усвоения учебного материала. Младшие школьники с расстройством аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью постепенно учатся понимать самого себя и окружающих. По мере формирование речи повышается интеллектуальное и коммуникативное развитие ребёнка. Одним из самых сложных составляющих обучение является формирование импрессивной и экспрессивной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями.

Словарный запас, которыми владеют обучающиеся с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью, может сказать об их особенностях, потому как он более однотипен, беден, может проявляться частыми повторами одних и тех же слов.

У детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения [1, с. 142].

Анализ специальной литературы, касающейся проблемы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью (УО), свидетельствует о недостаточности исследований особенностей формирования номинативного словаря у данной категории детей в условиях инклюзивного образования.

Экспериментальное исследование осуществлялось в сентябре 2022 года на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГПУ.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение сформированности номинативного словаря у младших школьников с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью.

В рамках данного исследования приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью 7–8  лет, обучающиеся по АООП Вариант 8.3 и 8.4.

В рамках проведения констатирующего этапа исследования нами использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической документации (дневники наблюдения и заключения ПМПК), направленное наблюдение, которое проводилось во внеурочное время; проведение экспериментальных методик и заданий, направленных на формирование номинативного словаря; качественный и количественный анализ полученных результатов.

С целью диагностического обследования, ориентированного на сформированность номинативного словаря детей младшего школьного возраста с РАС и УО экспериментальной группы, была сделана опора на методические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря».  Они удобны в применении, не требуют длительной собой подготовки и могут быть основой для детей с расстройством аутистического спектра и нарушением интеллекта.

В ходе проведения констатирующего эксперимента детям были предложены практические задания, подборка иллюстративного и словесного материала, понятного по содержанию младшему школьному возрасту.

Выявить степень сформированности номинативного словаря y обучающихся младших классов c РАС и УО можно через следующие задания:

  • пассивного словаря (дети показывают изображение названного экспериментатором предмета);
  • активного словаря (дети называют предметы, изображенные на картинках);
  • лексической системности номинативного словаря (дети называют обобщающие понятия) [4, с. 60].

Обследование включает в себя: самостоятельность выполнения задания; адекватность речевых действий поставленной задаче; соответствие ответа ребёнка языковой (семантической) норме.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком, учитывая особенности психофизического развития детей, результаты направленного наблюдения.

Так как в исследовании принимали участие дети, не пользующиеся речью как основным средством коммуникации, имеющие трудности понимания речи вне бытовой тематики, к каждому заданию были подобраны наглядные материалы (картинки и реалистичные рисунки).

При ответе на некоторые вопросы, учащиеся могли использовать указательный жест пальцем, рукой. Выбор предлагался не менее чем из 3 изображений, каждый вопрос был задан не менее двух раз (в разные дни обследования), чтобы проверить стойкость представлений и исключить элемент угадывания при выполнении задания учащимися.

С целью подсчета ответов детей в каждом виде диагностики нами применялась следующая методика: за каждый верный ответ ребенок получал 1 балл, неверные ответы не оценивались. Общее число верных ответов стало исходной точкой для анализа сформированности номинативного словаря детей и планирования последующей логопедической работы c детьми. [2]

0 – 11 баллов – низкий уровень сформированности номинативного словаря

12 – 23 баллов – средний уровень сформированности номинативного словаря

24 – 36 баллов – высокий уровень сформированности номинативного словаря

Для проведения диагностики «Обследование номинативного словаря» были подготовлено задания, объединенные в следующие группы:

  • слова, обозначающие предметы (4 заданий);
  • слова, обозначающие действия (1 задание, с разными словами);
  • обобщающие понятия (2 задания);
  • слова-антонимы (1 задание, с разными словами).

Следующие задания были предложены для диагностики умения детей правильно называть / показывать предметы:

а) показать / назвать предметы, изображенные на картинках;

б) показать / назвать животных и их детёнышей (курицы, собаки, кошки, лошади, козы);

в) показать / назвать предметы по описанию;

г) показать / назвать предметы уменьшительно-ласкательной формы по картинкам: дом – домик, мяч – мячик, машина – машинка и т.д.

Для диагностики умения показывать / называть действия предлагалось задание: покажи, где спит, ест и т.д.

Для оценки сформированности умения находить общее название изучали через выполнение детьми следующих заданий:

а) назови / покажи «что это?» (овощ или фрукт);

б) дополнить тематический ряд слов: лук помидор, морковь, …; лимон, апельсин, яблоко…; шкаф, диван, стол…; чашка, кастрюля, тарелка…

Оценка умения детей подбирать слова-антонимы проводилась на основании заданий: покажи где: чистый-грязный, белый-черный и т.д.

Диагностика «Обследование понимания речи» была проведена по следующим составляющим:

I. Обследование понимания номинативной стороны речи.

II. Обследование понимания грамматических форм.

Исследуя понимания номинативной стороны речи детям, было предложено 3 задания.

1. Называние окружающих предметов.

Задание: назови / покажи окружающие предметы (по картинкам).

2. Узнавание предметов по описанию.

Задание: покажи: а) чем едят, б) чем рисуют, в) чем чистят зубы (ребенку предлагались рисунки, на которые он указывал уже после прослушивания описания предмета), к примеру, покажи предмет, которым можно кушать суп, его держат в руках (ложка) и т.д.

3. Понимание слов, обозначающих признаки.

Задание: (детям предлагаются парные картинки) сравни картинки и покажи, где маленький, а где большой мишка.

Обследованию понимания грамматических форм речи было предложено выполнить задания.

Определи формы единственного и множественного числа существительных.

Задание: показать / назвать предметы по картинкам «один – много» [3].

Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников с РАС и умственной отсталостью фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.

Анализ психолого-педагогической документации показало, что у 6 обучающихся была отмечена умеренная степень интеллектуальных нарушений и у 4 обучающегося легкой степень интеллектуальных нарушений. У 10 детей экспериментальной группы в анамнезе выявлено расстройства аутистического спектра отмечены особенности поведения, выражающиеся стереотипными действиями и нарушением коммуникативных возможностей, трудности в эмоционально-волевой сфере, которые свидетельствовали о нарушениях социального взаимодействия обучающихся с окружающими взрослыми и сверстниками.

Обследование проводилось в свободное время по критериям, позволяющим оценить сформированность номинативного словаря. Результаты обследования представлены в таблице и на рисунке (рис. 1).

Таблица

Результаты обследований номинативного словаря, понимания речи и грамматических форм речи

ФИО

Обследование номинативного словаря

Обследование понимание речи

Обследование грамматических форм речи

Общее кол-во баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

 

 

1

Ученик 1

3

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

13

2

Ученик 2

2

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

8

3

Ученик 3

3

1

0

2

0

0

2

2

1

2

1

2

16

4

Ученик 4

1

2

0

0

0

1

1

2

1

2

1

1

12

5

Ученик 5

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

9

6

Ученик 6

2

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

2

11

7

Ученик 7

2

0

1

1

1

0

0

1

1

2

1

2

12

8

Ученик 8

1

0

1

1

0

0

0

1

1

2

1

1

9

9

Ученик 9

2

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

9

10

Ученик 10

2

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

7

Рис. 1. Результаты обследований номинативного словаря, понимания речи и грамматических форм речи

По результатам обследования зафиксированных в таблице, можем наблюдать следующий результат: обучающиеся плохо ориентируются в названиях животных и их детёнышах, испытывают трудности в показе предметов по описанию и действиях, при выполнении заданий на обобщение.

Так же можно наблюдать, что y 3 обучающихся исследуемой группы наблюдаются проблемы в понимании номинативной стороны речи. Итоговые результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребёнка.

В таблице 1 по результату диагностик понимания речи, можно констатировать, что дети обследуемой группы имеют проблемы в понимании номинативной стороны речи, поэтому им необходима четко организованная адресная коррекционная работа по формированию и развитию номинативного словаря и грамматических форм речи.

По итогам обследования у 6 обучающихся низкий уровень сформированности номинативного словаря, а у 4 обучающихся средний уровень сформированности номинативного словаря.

Результаты обследования в процентном соотношении представлены на рисунке (рис. 2).

Рис. 2. Результаты обследований номинативного словаря в процентном соотношении

По итогам диагностики мы видим, что только у троих детей (40%) средний уровень сформированности номинативного словаря. У остальных детей (60%) низкий уровень сформированности номинативного словаря. У этих детей плохо сформировано понимание номинативной стороны речи. Лучше всего дети выполнили задания на определение уровня сформированности пассивного словарь. Диагностика проводилась с помощью визуальных подсказок, все задания предъявлялись с помощью отдельных карточек. Двое (20%) не воспринимали такую подачу материала, так как у них низкая концентрация внимания и усидчивости.

Констатирующий эксперимент показал, что при оценке результатов сформированности речи у детей с РАС и УО, обучающиеся по варианту (8.3 и 8.4) большинство экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности номинативного словаря, что сказывается на способности к речевой коммуникации.

Диагностика уровня сформированности номинативного словаря показала, что у большинства детей с РАС и УО наблюдаются трудности в понимании обращенной речи из-за ограниченности словаря и сенсорных особенностей, чаще всего они выражают свою просьбу указательным жестом, либо из-за неумения выражать свои желания дети переходят в агрессию или самоагрессию.  Всё выше сказанное приводит к недостаточности сформированности речи.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что необходимо разработать комплект заданий, которые позволили бы специалистам повысить уровень сформированности номинативного словаря у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью.

Список литературы

  1. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберг, Т. Питерс; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. – М.: Владос, 2005. – 144 с.: ил., табл. – (Коррекционная педагогика). – Библиогр.: С. 142–144.
  2. Критерии диагностики. Электронный ресурс. URL: https://contact-autism.ru/autism/diagnosis
  3. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  4. Шаргородская, Л.В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) / Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2. № 2. С. 60-73.

Поделиться

734

Ларина И. П., Семина Ю. А. Диагностика речи у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 76-80. URL: https://apni.ru/article/5143-diagnostika-nominativnogo-slovarya-u-detej-ml

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня