Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Интернет-технологии как инструмент реализации государственной молодежной политик...

Интернет-технологии как инструмент реализации государственной молодежной политики

Научный руководитель

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

государственная молодёжная политика
молодёжь
интернет-технологии

Аннотация статьи

В статье обоснована необходимость использования интернет-технологий в качестве инструмента для реализации государственной молодежной политики; обосновывается значимость служб по связям с общественностью органов государственной власти «на местах» в планировании и реализации мер молодежной политики посредством применения интернет-технологий.

Текст статьи

В современном мире актуализированы демократические тенденции общественного развития. Государственная политика, направленная на создание условий для формирования гражданского общества, должна постоянно совершенствоваться. При этом особое внимание необходимо обращать на молодежь, поскольку именно молодые люди являются носителями потенциала развития страны. В России, как отмечает А.А. Малькевич, молодежь представляет собой «демографическое меньшинство» [2, с. 42], что значительно увеличивает значимость последовательной молодежной политики.

Наиболее полное определение понятия «молодежная политика», на наш взгляд, содержится в работе А.И. Ковалевой и В.А. Лукова: «молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющих целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это на будущее состояние общества» [1].

Значимой составляющей социализации современной молодежи являются интернет-технологии, влияние которых во многом определяет и политическую социализацию. Формирование у молодых людей политических ценностей, взглядов, интересов и симпатий к тем или иным политическим партиям и политикам осуществляется в процессе постоянного использования интернет-технологий. В отличие от традиционных СМИ (например, телевидения), интернет предоставляет большую свободу в выборе источника, открывает возможности для интерактивного общения и делает доступной новую информацию в режиме реального времени.

Интернет-технологии прочно укоренились в повседневности молодежи, что может рассматриваться как потенциальная угроза (человек может попасть под воздействие негативной или опасной информации). Однако практика запретов и ограничений, наложенных на интернет-пространство силами государственных органов, может привести к негативным последствиям. Интернет динамично «обновляется», на смену заблокированным ресурсам приходят новые. Любой пользователь, обладающий минимальными навыками поиска в «сети» (а таковых много среди молодого поколения), без особых затруднений найдет «зеркало» заблокированного сайта или альтернативу ему. Более эффективным способом защиты молодежи от недостоверной информации представляется развитие культуры потребления медиаконтента.

Интернет-технологии, при разумном использовании, могут служить эффективным инструментом коммуникации государства с молодежью. Так, пользователи социальных сетей и специально созданных интернет-площадок могут обращаться к представителям власти и их помощникам напрямую, участвовать в обсуждении значимых общественных вопросов на всех уровнях (от муниципального до федерального), высказываться по поводу принятия тех или иных административных решений. Таким образом, интернет-технологии позволяет вовлекать молодежь в политическую жизнь, пространство политических дискуссий, не ограниченных «сверху».

Размышляя об интернет-технологиях как инструменте создания двухстороннего канала коммуникации между государством и молодежью, исследователи обращают внимание на следующие возможности реализации молодежной политики:

  • Посредством социальных сетей и блогов молодые граждане могут общаться с представителями органов государственной власти, что сокращает время реагирования государственных служащих и политиков на обработку актуального запроса, а также позволяет получать обратную связь – реакцию на уже реализованные инициативы;
  • Интернет-технологии обеспечивают присутствие органов муниципальной, региональной и федеральной власти в интернет-пространстве, тем самым деля их «видимыми» для молодежной аудитории. Это в свою очередь способствует прозрачности деятельности органов государственной власти и повышает уровень доверия к их деятельности в молодежной среде;
  • Интернет-площадки могут использоваться для повышения информированности молодежной аудитории о реализуемых в рамках молодежной политики программах, конкурсах, мероприятиях, что так же способствует повышению уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь.

Понимание интернета как пространства возможностей для реализации молодежной политики отражено в государственных программах. Например, программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» интернет-технологии понимаются как инновационные и высокотехнологичные инструменты, для воспитания гражданской сознательности и патриотизма. Также можно проследить историю проекта «Бессмертный полк», который за годы своего существования был значительно развит благодаря использованием интернет-технологий.

Среди преимуществ интернет-технологий стоит выделить интерактивность – характеристику, которой традиционные СМИ не обладают. Интернет-технологии позволяют создать ощущение прямого участия в процессе или сопричастности к тем или иным событиям. Из этого следует, что чем выше качество интернет-площадок, созданных для целей государственной молодежной политики, тем эффективнее будут достигаться эти цели.

На сегодняшний день в России формально признана необходимость грамотного использования интернет-ресурсов для выстраивания отношений между государством и обществом. В документе «Основы государственной молодежной политики до 2025 г.» информационно-телекоммуникационная сеть Интернет рассматривается в качестве инструмента реализации молодежной политики.

Важно отметить, в процессе реализации молодежной политики на местах значимо требование учета существующих традиций политической культуры, практики предыдущего взаимодействия и целей взаимодействия, поскольку это может позволить специалистам, задействованным в обеспечении коммуникации между политическими силами и гражданами, предсказать реакцию на принимаемые решения и курс в целом, а также принять превентивные меры для снижения градуса возможных конфликтов и негативных реакций. Важную роль в этих процессах играют службы по связям с общественностью в органах государственной власти.

Представляя связи с общественностью как функционально-организационную структуру, необходимо учитывать, что для выполнения функций требуются набор определенных качеств. Мы будем использовать разработанную А.Ю. Русаковым классификацию, которая позволит нам выделить структуры, необходимые связям с общественностью для функционирования как полноценного института [5, с. 41-45]:

  • Информационно-аналитическая структура, в которую включены институты и индивиды, которые задействованы в функционировании аналитической подсистемы. В качестве институтов могут выступать аналитические центры, фонды общественных мнений и отдельные исследователи, которые проводят работу по оценке общественных настроений, собирают статистику по различным переменным, готовят доклады и рекомендации на основе полученных данных, разрабатывают предложения по тем переменным, которые представляют интерес государственной власти.
  • Информационно-коммуникативная структура, которая нацелена на работу системы коммуникации при необходимости взаимодействия со средствами массовой информации, выступающими посредником между органами государственной власти и населением. В основе деятельности данной структуры лежит требование к подготовке информации как для определенной целевой аудитории, так и всего населения с позиции органа власти и трансляция этой информации.

Структура, нацеленная на работу с партиями и объединениями. Эта структура обычно выполняет несколько задач, обеспечивая представителей государственной власти каналами связи с политическими партиями или их отделениями, а также возможностями для налаживая отношений с общероссийскими и локальными организациями. Данная структура также предоставляет доступ представителям партий и организаций к участию в различных мероприятиях, организованных властью по каким-либо вопросам.

Структура, направленная на руководство подсистемами в рамках общей системы связей с общественностью, обеспечивающих деятельность органов государственной власти на разных уровнях. Данная структура координирует работу и преобразует подсистемы в случае их неэффективности

Таким образом, связи с общественностью в органах государственной власти представляют собой комплекс соподчиненных подсистем, образующих сложную структуру. В зависимости от подхода можно выделить множество функций связей с общественностью в органах государственной власти, однако к числу основных можно отнести: коммуникативную, информационно-аналитическую, организационно-практическую, консультативно-методическую и регулятивную.

Как правило, именно PR-специалисты обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного применения интернет-технологий во взаимодействиях с целевыми аудиториями и «адаптации» концепций и инициатив, закрепленных в нормативных документах федерального уровня, к локальному социально-политическому контексту.

Список литературы

  1. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999
  2. Малькевич А.А. Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, № 4, 2020, С. 38-49.
  3. Максимов А.М. Трансформация системы связей с общественностью в региональных органах государственной власти в Российской Федерации: дис ... канд. полит, наук. Архангельск, 2011. – 202 с.
  4. Русаков Л. Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб.: Изд-вo Михайлова В. Л., 2006. – 224 с.

Поделиться

1522

Никитин А. А., Комарова К. С. Интернет-технологии как инструмент реализации государственной молодежной политики // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/5146-internet-tekhnologii-kak-instrument-realizats

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января