Сравнительный анализ социального предпринимательства и некоммерческих организаций

В статье проводится сравнительный анализ социального предпринимательства и некоммерческих организаций. Деятельность, осуществляемая социальными предпринимателями, и деятельность НКО имеют различия и сходства. Из-за наличия общих признаков часто возникают недопонимания в трактовке данных терминов.

Аннотация статьи
социальное предпринимательство
социальный предприниматель
НКО
некоммерческие организации
СП
Ключевые слова

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что сфера социального предпринимательства стремительно развивается и привлекает все больше внимания. Вместе с этим из-за новизны данного явления как для России, так и для всего мира, а также из-за отсутствия достаточной нормативно-правовой базы возникают дискуссии и недопонимания в отношении разграничения определений социального предпринимательства и некоммерческих организаций, т.к. между ними существуют значительные сходства.

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества, называется социальным предпринимательством [1, с. 4].

В России для того, чтобы предприниматель считался социальным предпринимателем, он должен соответствовать одному или нескольким следующим критериям:

  1. Обеспечение трудоустройства уязвимых групп населения.
  2. Реализация производимых гражданами из социально незащищенных слоев товары.
  3. Производство товаров и оказание услуг для указанных категорий граждан.
  4. Осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем.

Эти виды деятельности также закреплены в российском законодательстве. К ним относится оказание следующих услуг:

  • социально-бытовых;
  • социально-медицинских;
  • психологических;
  • социально-педагогических и т.д.

В российском законодательстве нет ограничений по выбору организационно-правовой формы для СП. Это могут быть ИП, ООО, АО и т.д.

Государство оказывает поддержку социально ориентированному бизнесу в качестве налоговых льгот (освобождение от НДС, нулевая процентная ставка по налогу на прибыль таких организаций, более низкие процентные ставки при использовании УСН и т.д.), предоставлении грантов для реализации проекта.

Некоммерческая организация (НКО) – это юридическое лицо, которое создается для решения общественных проблем, достижения общественно полезных целей. [2, с. 5] НКО не ставят перед собой получение прибыли как основную задачу деятельности. НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если она является дополнительным способом достижения поставленных целей. Такие организации, в отличие от социального бизнеса, существуют за счет пожертвований, членских взносов и грантов. Также, участники НКО не распределяют полученные доходы между собой. Масштабы деятельности некоммерческих организаций имеют свои четкие границы, и такие организации упраздняются, когда выполняется их ранее поставленная общественная задача.

Некоммерческие организации могут осуществлять деятельность следующих видов:

  • в сфере социального обслуживания;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и пр.;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана и содержание объектов, имеющих культурное, историческое значение и т.д.

НКО тоже могут рассчитывать на государственную поддержку в виде грантов, субсидий, налоговых послаблений (взносы и пожертвования не облагаются налогом, социальный вычет НДФЛ для спонсоров НКО и т.д.).

Также, для финансирования своей деятельности НКО имеют право создавать дочерние компании, которые могут иметь статус социально ответственных. Прибыль таких компаний рассчитана на покрытие расходов по основному виду деятельности НКО. Но на практике такое встречается редко.

Социальное предпринимательство в свою очередь считается бизнесом, для которого получение прибыли является способом достижения своей социальной миссии.  М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина проводят грань между социальным предпринимательством и НКО на основе целевого назначения деятельности, приносящей прибыль. Для компенсации затрат на некоммерческую деятельность НКО могут использовать свои разовые доходы, например, регистрационные взносы на конференции, плаза за билеты на мероприятие. Социальные предприниматели используют прибыль [3, с. 5].

Исследователи Х. Хох и П. Трейси напротив заявляют, что в современном мире социальное предпринимательство принимает формы социально ориентированного и социально ответственного бизнеса и некоммерческих организаций, т.е. НКО следует рассматривать как подвид социального предпринимательство, а не как отдельный вид организации [4, с. 5].

В результате мы видим, что грань между социальным предприятием и некоммерческой организацией очень тонкая, поэтому среди исследователей до сих пор возникают дискуссии по воду того, следует ли разграничивать эти понятия. НКО и СП имеют очевидные сходства:

  • оба выполняют общественную миссию;
  • пользуются поддержкой государства;
  • отсутствуют ограничения в выборе организационно-правовой формы;
  • направления деятельности также похожи.

Главное отличие социального предпринимательства от НКО состоит в том, что СП существует за счет прибыли, НКО – за счет пожертвований, взносов и грантов, т.к. НКО не может получать прибыль.

Текст статьи

 

  1. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 N 245-ФЗ (принят Государственной Думой 11 июля 2019 года: одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года) [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 101.1996 N 7-ФЗ (принят Государственной Думой 11 июля 2019 года: одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
  3. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Московская А. А. ; Высш. шк. экономики, нац. исслед. ун-т. – Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. – 282, [1] с.; ISBN 978-5-7598-0883-1 : 600 экз.
  4. Кикал Дж. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше / Джилл Кикал, Томас Лайонс; пер. с англ. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 201 – 304 с.
Список литературы