Главная
АИ #49 (128)
Статьи журнала АИ #49 (128)
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование инновацион...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование инновационных здоровьесберегающих технологий

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

моторика
здоровьесберегающие
технологии
сбережение

Аннотация статьи

В статье раскрыты пути использования технологии через развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование инновационных здоровьесберегающих технологий для повышения уровня развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Я считаю, что на первом этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, его действия, которые он выполняет самостоятельно. Дети, которые плохо владеют мелкой моторикой рук, неправильно держат карандаш и за чего многое плохо получается, т.е. в дальнейшем это влияет на написание текста, оценки в школе, и многое другое. Им бывает трудно собирать мазанку, листать книгу, шнуровать кроссовки. Отсутствие мелкой моторики очень затрудняет детям жизнь с самого раннего детства.

Таким образом, возможности узнать мир становится очень трудно. Дети часто чествуют себя замкнутыми, не самостоятельными, неуклюжими. Что сильно влияет на их психическое состояние.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению школе», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Одним из навыков, который должен быть сформирован к школьному обучению – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Уже давно доказано, что одним из основных показателей физического и психологического развития детей является умение работать руками, т.е развитие мелкой моторики. Очень главная проблема здоровья и как его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, что может быть еще важнее, приоритеты данной проблемы является, обезопасить и защитить ребенка сохранив его здоровье.

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • создание положительного эмоционального настроя.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности.

В работе нашего дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дорожки здоровья, динамические паузы, кинезиологические игры и упражнения, подвижные и спортивные игры и т. д.;
  • технологии обучения здоровому образу жизни: оздоровительная гимнастика, игры-релаксации, точечный массаж, привитие детям гигиенических навыков, физкультминутки во время занятий, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги;
  • коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, тестопластика и т. д. Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.

Что такое здоровье? Отсутствие болезней и физических дефектов? Не только. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Для нас, педагогов и родителей, на первом месте всегда остается здоровье наших детей!

Одна из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психологического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за своё здоровье.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий– обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, а также словарный запас. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с первой младшей группы и до подготовительной к школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.

Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта для детей с ОВЗ. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой (мелкой) моторики.

Список литературы

  1. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011.
  2. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 2017. – 152 с.
  3. Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2020. – 96 с.
  4. Сидорчук Т.А., Семенова Н.В. Обучение дошкольников способам работы с проблемами. – АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2021. – 160 с.
  5. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. – АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2015. – 136 с.
  6. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М., 2001. – 42 с.
  7. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с.
  8. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 94с.

 

Поделиться

804

Старокожева Е. В. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование инновационных здоровьесберегающих технологий // Актуальные исследования. 2022. №49 (128). Ч.II.С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/5158-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-rannego-vozr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября