Одна из актуальных проблем нынешнего времени, которую обсуждают в обществе и в СМИ – это домашнее насилие. Нередко тема домашнего насилия ложится в основу сюжетов для книг, художественных и документальных фильмов, она пугает своей жестокостью и возмущает безнаказанностью. Однако до сих пор она не нашла своего самостоятельного отражения в особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в доктрине уголовного права нет четкого разграничения таких видов насилия как «домашнее», «семейное» и «бытовое». Проблема отсутствия закрепленных понятий на законодательном уровне, приводит к неоднозначному их использованию на практике.
Легализованного понятия «домашнее насилие» не существует. Однако в 2016 году в Законопроекте № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» предлагалась дефиниция «семейно-бытовое насилие», которое определялось как – умышленное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние нарушает права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Также в ч. 2 ст. 3 этого Законопроекта выделялись виды семейно-бытового насилия, такие как: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое насилие, и в последующих частях той же статьи раскрывалось содержание, каждого из видов насилия [1]. К сожалению, данный законопроект был законодателем отклонен. Поэтому, сегодня, как и ранее, насилие в семье, в быту расценивается по общим нормам о насилии, предусмотренным УК РФ и КоАП РФ. В частности, сотрудники полиции, выезжая на место происшествия по факту сообщения о насилии одним членом семьи в отношении другого, чаще всего квалифицируют содеянное по статьям КоАП РФ. В результате правоприменитель ограничивается наложением административного штрафа либо административным арестом, либо обязательными работами.
Стоит заметить, что в публикациях, размещенных на официальных сайтах МВД России, домашнее насилие представляется как умышленное причинение легкого вреда здоровью, предусмотренное ст. 115 УК РФ, предполагающее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности [2].
В теоретических источниках домашнее насилие именуется по-разному, но чаще всего семейным или бытовым насилием [3], вместе с тем, полагаем, что все эти виды насилия можно разграничить.
Ключевой особенностью домашнего насилия является место его проявления, которым является среда общего проживания жертвы и правонарушителя, где они ведут общий быт, что может подразумевать дом, дачу, квартиру в многоквартирном доме. Его наиболее частыми жертвами, становятся близкие родственники: жена, дети, родители. Это подтверждается статистическими показателями. Так, согласно анонимному опросу сотрудников полиции Советского района города Рязани, общее количество выездов по сообщениям о применении домашнего насилия указанные категории потерпевших составляют 95 %, оставшиеся 5 % случаев применения домашнего насилия приходятся на сожителей и мужей. Из данного соотношения можно сделать вывод о том, что субъектами применения домашнего насилия чаще всего являются мужчины.
Психологи В.В. Козырева и С.Н. Савинкова выявили основные причины применения домашнего насилия, которые разделили на внешние и внутренние факторы. К основным внешним факторам они отнесли распространение в обществе алкоголизма, наркомании (почти половина мужчин, применяющих домашнее насилие, имеют проблемы с алкоголем). Внешние факторы они усматривают в копировании модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье [4].
Все перечисленные положения являются основным содержанием в причинах действий тиранов и насильников своих близких. Но важным моментом является также отношение к домашнему насилию со стороны самих жертв. Те, в свою очередь, быстро прощают своих тиранов, либо обвиняют во всем себя, что ставит их под еще большую угрозу. В.А. Веселова утверждает, что такое положение связано с убеждением женщин в законности происходящего. Они считают, что причиной избиений стало их аморальное поведение, нарушение внутренних норм или даже предательство по отношению к агрессору. Такое мнение поддерживается насильником до и после жестокого обращения, что способствует изоляции, закрытию жертвы и установлению контроля над ней со стороны агрессора [5].
В некоторых зарубежных странах данная проблема разрешена на законодательном уровне. Так, в Китайской Народной Республики в 2016 году вступил в законную силу «Закон о борьбе с бытовым насилием». Его целью поставлено предотвращение и пресечение бытового насилия, защита законных прав и интересов членов семьи. Сам же термин «насилие в семье», используемый в данном законе, относится к физическим, психическим и другим нарушениям, совершаемым одним членом семьи в отношении других посредством избиений, связывания, нанесения увечий, ограничений личной свободы, а также частого психологического давления и запугивания [6].
Как уже отмечалось, сегодня как в теории, так и на практике для определения схожего явления используются различные термины: «домашнее», «бытовое» и «семейное» насилие, в том числе и как взаимозаменяемые [7]. Вместе с тем, данные понятия отличаются своим содержанием.
Семейное насилие предполагает его применение к лицам, имеющим кровное или юридическое родство, что подтверждает указанный выше законопроект. Такое насилие может быть применено в любом месте (в квартире, на улице, в транспорте и т.д.). Ключевым признаком в понимании этого вида насилия следует выделить круг потерпевших и субъектов насилия. Основу семейных отношений составляют взаимная забота, уважение, доверие. Применение насилия внутри этих отношений их разрушает, усугубляет душевные страдания жертвы, поскольку исходит от лиц, которые должны помогать и защищать ее. В силу этого оно обладает для жертв такого насилия повышенной опасностью.
Для понятия бытового насилия необходимо утончить, что обозначает слово «быт». В русском языке он толкуется как сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая удовлетворение первичных и вторичных потребностей человека. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни [8]. При этом обращает на себя внимание отсутствие упоминания о лицах, осуществляющих быт. Отталкиваясь от широкого понимания быта в число лиц, ведущих совместный быт следует относить достаточно широкий круг лиц: членов семьи, лиц, ведущих общий быт, не являющихся членами семьи и даже родственниками, соседей (например, по коммунальной квартире, общежитию). Объединять их будут социальные условия места нахождения, проживания, то есть поэтому определяющим признаком этого вида насилия следует признать место и обстановку его применения. В данном случае жертвой утрачивается комфорт и состояние защищенности в своем жилище, даже наоборот, оно становится для нее местом повышенной опасности.
В термине «домашние насилие» предлагаем объединить такие признаки совершаемого насилия как состав его субъектов и потерпевших (только членов семьи или сожителей, считающих себя членами семьи) и быт (место и обстановка применения насилия). В результате его можно определить, как применение насилия одними членами или сожителями к другим членам семьи или сожителям, в том числе к лицам, связанным узами брака, кровного родства или свойства в месте проживания и (или) ведения быта любого из этих лиц. С учетом вышеизложенного такое насилие обладает повышенной опасностью, обусловленной признаками субъекта и места его совершения.
Приведенные определения представляется возможным взять за основу для разработки Законопроекта о профилактике семейного, бытового и домашнего насилия, поскольку каждый из видов такого насилия обладает повышенной опасностью и давно требует особого внимания со стороны государства.