Главная
Конференции
Человек в современном мире: актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований
Определение проблем и перспектив развития олимпиад и конкурсов профессионального...

Определение проблем и перспектив развития олимпиад и конкурсов профессионального мастерства

Автор(-ы):

Матвеева Дина Александровна

Калашникова Наталья Ивановна

Кононыхина Лариса Николаевна

Трухачёва Лариса Викторовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессиональные конкурсы
профессиональная компетенция

Аннотация статьи

Профессиональные конкурсы необходимы для выявления наиболее подготовленных в творческом и профессиональном плане обучающихся. Конкурсы повышают творческий потенциал обучающихся, повышают их профессиональный уровень. При проведении конкурса профессионального мастерства определяются проблемы в подготовке и адаптации конкурсантов в новой для них среде.

Текст статьи

Профессии и специальности, связанные с образовательными организациями востребованы на современном рынке труда. Современные работодатели предъявляют к своим потенциальным сотрудникам все больше и больше требований. Работодатели готовы брать на работу профессионально подготовленных выпускников, творческих, инициативных, умеющих легко адаптироваться в новой для них обстановке. Все более высокие требования предъявляются к качеству подготовки специалистов.

Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и обучающихся, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию. Компетентностный подход в профессиональном образовании позволяет обучающимся овладевать различными видами профессиональной деятельности. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся способствует их социальной адаптации. По мнению академика РАО А.М. Новикова «профессиональная компетентность» подразумевает помимо технологической подготовки, профессиональной, целый ряд других компетенций, имеющих в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это в первую очередь, такие качества как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение постоянно учиться и обновлять свои знания.

Информационное общество выдвигает основное требование к современному специалисту – способность к профессиональному развитию. Сегодня высокая квалификации работника, а также его востребованность и успешность определяются не только и не столько обладанием базовым набором знаний, умений, навыков, сколько готовностью постоянно дополнять и применять его в изменяющихся условиях.

Благодаря участию в конкурсах профессионального мастерства обучающиеся смогут расширить свои компетенции, получить практический опыт.

Цель любого конкурса профессионального мастерства – повышение престижа рабочих профессий, развитие профессиональной и творческой деятельности у обучающихся. Профессиональные конкурсы проводятся на различных стадиях обучения – первый этап – конкурсы внутри учебных заведений. Этот этап очень важен и для преподавателей и обучающихся. Требования в таких конкурсах к обучающимся такие же, как на городских конкурсах. Конкурсанты должны показать не только свои профессиональные навыки в работе, но и показать свои теоретические знания. Благодаря этому этапу преподаватели выявляют лучших обучающихся, которые смогли хорошо выступить на этом этапе, а обучающиеся получают первый опыт в самостоятельной и творческой работе. На таких конкурсах преподаватели видят будущий потенциал претендентов на победы, создают «резерв» претендентов на участие во всероссийской олимпиаде профессионального мастерства и WorldSkills.

Далеко не все обучающиеся могут участвовать в конкурах, у некоторых обучающихся недостаточно уверенности в себе, присутствует закомплексованность, боязнь выступления на публике с одной стороны, а хорошие профессиональные качества с другой стороны. Цель преподавателей в данных ситуациях больше уделять внимание таким обучающимся, которые сомневаются в себе. В этих конкурсах участвуют яркие, творческие, стремящиеся к развитию обучающиеся, увлеченные, с собственной позицией и отношением к будущей профессии или специальности. Участие в конкурсах ставят обучающихся перед необходимостью искать и принимать быстрые решения. В подготовке обучающихся к конкурсам активную и лидирующую роль занимают преподаватели специальных дисциплин. Подготовка к профессиональным конкурсам требует дополнительные умственные, физические и психологические нагрузки для преподавателей. Для судейства в таких конкурсах в нашем колледже приглашаются незаинтересованные профессионалы – методисты и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций и учителя городских школ. Такое независимое и незаинтересованное жюри очень полезно для нас, так как мнение практикующих профессионалов очень важно для нас.

Второй этап в конкурсном движении - это конкурсы областные. Это очень важный этап. Обучающимся бывает очень интересно попробовать свои силы именно на этом этапе, выступать перед профессиональным жюри, показывать свои достижения и увидеть работы других конкурсантов. Участие в таких конкурсах помогает обучающимся получить профессиональный опыт, заводить новые знакомства или просто пообщаться с новыми людьми, имеющими такие же увлечения. Участие в областных конкурсах - это способ самосовершенствования, способность подниматься на ступень выше в своем развитии.

Особо хочется отметить олимпиады профессионального мастерства. Олимпиады направлены на повышение качества среднего профессионального образования в интересах развития личности, обеспечение профессиональной мобильности выпускников, достижение высокого профессионального мастерства. На протяжении трех лет ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» является региональной площадкой для проведения регионального этапа всероссийской олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей СПО 44.00.00 Образование и педагогические науки. Студенты всех педагогических специальностей демонстрируют высокий уровень не только теоретических знаний, но и сформированность общих и профессиональных компетенций.

Задачи олимпиад:

– выявление качества профессиональной подготовки будущих специалистов;

– проверка способности обучающихся самостоятельно и эффективно решать задачи профессиональной деятельности;

– развитие творческого потенциала;

– развитие конкурентной среды, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в сфере профессионального образования;

– критически оценивать свои достижения и недостатки;

– умение работать в команде;

– активизация роли работодателей в решении проблемы качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Особое внимание хотелось бы уделить чемпионату WORLDSKILLS. Россия впервые участвовала в чемпионате WORLDSKILLS на мировом первенстве в 2013 г. в Германии в г. Лейпциг. Результаты оказались далеко не самыми лучшими: 45-е место из 54 возможных.

Похоже, что потерпев поражение, россияне сделали для себя очень серьезные выводы. Участие в такого вида соревнованиях это, прежде всего, престиж учебного заведения, который готовит участников соревнований.

Подготовка рабочих кадров в соответствии с мировыми стандартами является одним из приоритетных направлений системы профессионального образования, поэтому неслучайно, что российская федерация вошла в состав движения WORLDSKILLS INTERNATIONAL, цель которого – популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки.

Участие в чемпионатах WORLDSKILLS и всероссийских олимпиадах профессионального мастерства – это хорошая проверка профессионализма, как преподавателей, так и их подопечных – участников конкурсов. Участие в профессиональных конкурсах – это очень трудная работа для участников, сильнейшее напряжение требует от конкурсантов не только высокой профессиональной, но и хорошей психологической подготовки. Все эти задачи поставлены перед педагогами и обучающимися. Предстоит большая и кропотливая работа по повышению своего профессионального мастерства, поиску новых технологий и методик. Только высококвалифицированные и творческие преподаватели могут готовить обучающихся для выступлений на чемпионатах WORLDSKILLS и всероссийских профессиональных олимпиадах.

Хотелось бы подчеркнуть значимость олимпиадного движения в повышении качества профессионального образования. Передовой опыт педагогов аккумулируется в рамках подготовки и организации олимпиад, выявляется творческий потенциал участников, формируется бесценный по значимости опыт профессионального общения всех участников: обучающихся, педагогов, работодателей.

Поделиться

1784

Матвеева Д. А., Калашникова Н. И., Кононыхина Л. Н., Трухачёва Л. В. Определение проблем и перспектив развития олимпиад и конкурсов профессионального мастерства // Человек в современном мире: актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 марта 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 48-52. URL: https://apni.ru/article/516-opredelenie-problem-i-perspektiv-razvitiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля