В настоящее время банковское кредитование в развитых странах очень важно для развития реального сектора экономики. Это связано с тем, что получение кредитов (рациональное использование внешних средств) на развитие производства приводит к повышению рентабельности на собственные средства. Поэтому отношения между банками и компаниями по поводу кредитования строго регламентированы системой правовых норм и положениями отраслевого права. Исходя из этого, западная банковская практика выработала надежную систему выдачи и погашения кредитов.
Одной из проблем является сложность оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков. Кредитоспособность компании – это способность предприятия выполнять свои обязательства по погашению кредитов в полном объеме и своевременно. Экономика без кредитных отношений не может функционировать.
Источники информации об экономических показателях кредитоспособности заемщика включают:
- Информация, полученная в ходе переговоров с потенциальными заемщиками.
- Информация, полученная в ходе проверки по месту осуществления деятельности потенциального заемщика.
- Последние финансовые отчеты, предоставленные потенциальными заемщиками.
- Данные о поступлении и выдаче денежных средств на расчетные счета, открытые заемщиком в банке-кредиторе и полученные самим банком.
- Информация, полученная банками из внешних источников (кредитных бюро, СМИ, органов статистики и других организаций) [1, с. 86].
Чтобы иметь возможность оценить кредитоспособность заемщика с экономической и финансовой точки зрения, необходимо разработать соответствующие инструменты оценки и выбрать наиболее эффективный метод.
В настоящее время не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности, и коммерческие банки используют различные методы для анализа кредитоспособности заемщиков. Однако общий подход к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческих банках примерно одинаков. Это связано с объективными причинами формирования и развития практики банковского кредитования.
Методы, используемые российскими коммерческими банками при кредитовании предприятий и организаций, имеют свои нюансы при оценке возможности предоставления того или иного банковского кредита. В каждом коммерческом банке разработана собственная система определения платежеспособности предприятий-заемщиков, оценки кредитных резервов и сроков погашения.
Существует два основных метода оценки кредитоспособности: рейтинговый и не рейтинговый.
Не рейтинговый метод оценки кредитоспособности организации призван учитывать наиболее важные критерии, отражающие деятельность компании в целом. Интервал, через который компания получает кредитный рейтинг, определяется каждым критерием [2, с. 14].
Результаты оцениваются в соответствии с присвоением компании категории по каждому критерию на основе сравнения расчетного значения с заданным значением. Результаты представлены в таблице.
Таблица
Классификация коэффициентов в соответствии с категорией
Показатель |
Первая категория |
Вторая категория |
Третья категория |
---|---|---|---|
1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 и выше |
0,15 – 0,2 |
Менее 0,15 |
2. Промежуточный коэффициент ликвидности |
0,8 и выше |
0,5 – 0,8 |
Менее 0,5 |
3. Коэффициент текущей ликвидности |
2,0 и выше |
1,0 – 2,0 |
Менее 1,0 |
4. Рентабельность продукции |
0,15 и выше |
0 – 0,15 |
Нерентабельно |
Увеличение значений критериев указывает на улучшение кредитοспособности организации, в то время как снижение значений рассматривается как ухудшение.
Система весьма условна и оценивает каждую метрику независимо, без учета всех общих факторов [3, с. 511].
В отличие от вышеперечисленного метода рейтинговый метод отличаются тем, что оценивают общую кредитоспособность компании. Метод оценки является объективным и состоит из систематической оценки влияния каждого фактора, представленного баллами.
В мировой практике существует множество методов оценки кредитоспособности заемщика. При этом все без исключения имеют свои сильные и слабые стороны. В России коммерческие банки в основном используют метод ПАО «Сбербанк России. Зарубежные банки используют широко распространенные системы оценки перспектив развития заемщиков по методу CAMPARI, методу PARTS, основанному на анализе бизнес-рисков, и факторам (EBIT, EBITDA, OIBDA). Более рациональным подходом, на мой взгляд, была бы отдельная программа проверки потенциальных кредиторов с учетом конкретных мероприятий и сумм кредита.
Важным вектором совершенствования методики определения кредитоспособности организации является включение в методику меры, характеризующей способность компании покрывать свою текущую задолженность доходами. Экономическое значение коэффициента долга состоит в том, чтобы отразить, какая часть дохода от реализации товаров приходится на краткосрочную задолженность в рублях.
Коэффициенты долга позволяют идентифицировать заемщиков в категориях «хороший», «средний» и «плохой». При этом могут быть определены пять категорий кредитного качества заемщика: 5-хорошие, 4-нормальные, 3-удовлетворительные, 2-проблемные и 1-плохие. Представленная методика позволит выявить качественные факторы для оценки кредитоспособности заемщика.