Работа групп дополнительного образования является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Для социализации и профессионального самоопределения у детей с ОВЗ в группах дополнительного образования создается психолого-педагогическая комфортная среда для детей и подростков, имеющих разные стартовые возможности для развития.
Цель работы по профессиональному самоопределению не определить, кем будет выпускник в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у воспитанников психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Однако, выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных факторов: отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов; неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности; неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.
Профессиональное самоопределение личности – это процесс формирования личностью своего отношения к окружающему его миру, к профессионально-трудовой среде и способ самореализации.
Школа нацелена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что обучающийся правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д.
Программа воспитания группы составлена в соответствии с нормативно-правовой базой организации воспитательного процесса на основе Программы воспитания школы. Одной из этих подпрограмм является «Программа профессионального самоопределения «Ориентир».
Цель программы воспитания: создать условия для формирования духовно развитой творческой, нравственно и физически здоровой личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. Одной из задач является создание условий для развития интересов и склонностей учащихся, их творческих способностей.
Формы воспитательной работы:
- выставки художественно-творческих работ;
- фестивали;
- коллективные творческие дела;
- смотр рисунков и поделок;
- акции;
- виртуальные экскурсии;
- деловые игры;
- встречи с ветеранами труда и известными людьми;
- тематические встречи с деятелями науки, культуры;
- приглашение религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- экологические акции;
- конкурсы стенгазет и плакатов;
- викторины;
- экологические игры;
- выставки поделок из природного материала;
- озеленение кабинетов;
- посещение театров, музеев, выставок;
- круглые столы;
- деловые и сюжетно-ролевые игры;
- мастер-классы;
- дискуссии;
- экскурсия в сквер Шахтерской славы, к Доске Почета.
Профориентационная работа проводится поэтапно – по ступеням и классам:
На первом этапе – это формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности.
Начинаем с самого элементарного – работы по самообслуживанию. Это – наведение порядка на рабочем месте, уборка класса, уход за цветами, за обувью и одеждой и т.п.
Далее можно привести примеры проводимых мероприятий в рамках программы «Ориентир». Это беседы «Кем ты хочешь стать?» (рисуночная арттерапия), «Где работают мои родители?», «Трудовая родословная моей семьи», «Труд людей вокруг нас», «Мои семейные реликвии», Игра – путешествие в мир профессий, наблюдение за трудом людей, работающих на улице, за трудом дворника. На ИЗО часе рисуем «Профессии, которые строят дом», на занятии «В гостях у детских писателей» в библиотеке на тему «Любимые книги читая, профессии мы выбираем» дети погружаются в мир профессий. Многие из перечисленных мероприятий, конечно, проходят в рамках месячника профориентационной работы в апреле, такие как игра – путешествие «Чем пахнут ремесла?» и подобные им.
На этом уровне обучающимся прививаются трудовые навыки, развивают интерес к различным видам трудовой деятельности и проводятся обучение элементарным навыкам работы. Выявляются область интересов склонностей и творческих способностей обучающихся.
В детских творческих объединениях дети продолжают отрабатывать навыки ручного труда. Овладевают не только навыками работы, но и имеют возможность почувствовать, что изготавливают полезные и нужные вещи: сувениры, подарки. Особой формой общественной жизни является самостоятельная деятельность детей. Ребенок, посещая дополнительное образование, постепенно адаптируется в социуме, закладывая фундамент пригодности.
В средних классах проводится работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей, создание представлений о профессиях.
Пример воспитательной работы в рамках месячника профориентационной работы в ГДО 6 класса:
02.04 Беседа «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат» (Рассказ о профессиях родителей самих детей К. Ивана, С.Максима – родители – строители, которые в то время занимались капитальным ремонтом здания музыкальной школы, П. Никиты – его папа таксист – перевозит людей по городу, о профессиях своих родителей рассказали и другие дети).
– 12 апреля организованно посетили общегородское мероприятие, посвящённое Дню космонавтики на городской площади, приняли в нём участие и получили призы (Ф. Максим, Ш. Диана, К. Иван, П. Никита).
09.04. Тема беседы «Рабочий тот, кто всё на свете создаёт» Загадывались загадки о труде, просмотрели библиотечную выставку книг по теме. Слушали рассказ о своей учёбе в техникуме и работе на стройке бывшего выпускника…. (Изъявили желание в будущем работать на стройке и заниматься ремонтом зданий С. Максим, К. Иван, Л. Руслан)
В рамках беседы «Мир моих увлечений» 16.04. изготовили поделки в технике «Пластилинография» (Вербочки) и пасхальные сувениры в различной технике (работа с тканью и нитками, работа с разными материалами) – Ш. Диана, К. Александр, К. Иван, К. Кристина, Н. Алена, и оформили их для участия в районном фестивале «Преодоление» и для участия в городском этапе областного Пасхального конкурса – фестиваля детского творчества «Радость души моей!» Школьники стали призерами фестиваля.
Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях применяем различные профориентационные игры и упражнения.
Вот пример, профориентационных упражнений, которые проводим в группе детей:
- Упражнение «Профессия на букву…»
Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях; расширение знаний о мире профессионального труда.
- Упражнение «Самая-самая»
Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессионального труда и формировать осознание особенностей различных профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий.
Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Что такое творческий труд?».
Эти методы профессиональной ориентации, активизируют деятельность воспитанников по подготовке к выбору профессии.
Одним из эффективных методов является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков обучающихся в процессе групповых взаимодействий.
Хотелось поделиться с коллегами результатом использования в работе карточек «Профессии» из серии IQ развитие в соответствии с методикой Г. Домана, где представлены 16 основных профессий и различных современных игр в младшей группе, дающих представление о профессиях в игровой форме.
Ну и, конечно, используются различного рода конструкторы, игра «Железная дорога», сумка доктора и т. п.
Кружки и спортивные секции также способны оказать значительную помощь учащимся в выборе профессии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями, в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих учащихся.
Каждый ученик знает о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает, чем занимаются рабочие. Но одно дело – знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Профориентационная работа с воспитанниками – это не обособленная часть учебно-воспитательного процесса в школе, а составная часть его и успеха в этой работе можно достичь лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к сознательному выбору профессии на протяжении всего периода обучения в школе.