Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

слово
словосочетание
предложение
текст

Аннотация статьи

Статья посвящена развитию речи – центральной задаче системы работы в школе для детей. Рассмотрены основные направления работы по развитию связной речи: работа над словом (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.

Текст статьи

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Устная речь должна быть содержательной; логичной, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всем и без особых затруднений; точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность.

Развитие речи – одна из центральных задач всей системы работы в школе для детей. Основные направления работы по развитию связной речи: работа над словом (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.

Процесс овладения связной речью необходимо начинать с работы над произношением, темпом, ритмом, интонацией, так как большинство обучающихся имеют нарушенное звукопроизношение. Очень важно развивать у детей фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в речи обучающихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов. Начинать работу необходимо по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок?», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди?» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду, называют шепотом) и др. Эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, скороговорки и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Загадки используются при изучении звуков, при знакомстве с каким-либо предметом.

В содержание работы на уроках входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка.

Список литературы

  1. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации / Е.В. Архипова. - М., 2011.
  2. Баранов, М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V-VII классов: Исследования по методике русского языка / Под ред. М.Т. Баранова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 132. - М., 2010. - С. 47-123.
  3. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. / М.Т. Баранов. - М., 2011.
  4. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2009. - №4 - С. 47-52.

Поделиться

1023

Пригорнева Т. А. Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 100-101. URL: https://apni.ru/article/5167-formirovanie-gramotnoj-ustnoj-rechi-u-uchashc

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря