Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Устная речь должна быть содержательной; логичной, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всем и без особых затруднений; точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность.
Развитие речи – одна из центральных задач всей системы работы в школе для детей. Основные направления работы по развитию связной речи: работа над словом (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.
Процесс овладения связной речью необходимо начинать с работы над произношением, темпом, ритмом, интонацией, так как большинство обучающихся имеют нарушенное звукопроизношение. Очень важно развивать у детей фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в речи обучающихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов. Начинать работу необходимо по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок?», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди?» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду, называют шепотом) и др. Эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, скороговорки и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Загадки используются при изучении звуков, при знакомстве с каким-либо предметом.
В содержание работы на уроках входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка.