Литературная гостиная «В гостях у Льва Николаевича Толстого»

В статье представлен проект занятия, целью которого является знакомство обучающихся с творчеством Л. Н. Толстого.

Аннотация статьи
Толстой Л.Н.
знакомство
литература
Ключевые слова

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого.

Вспомнить прочитанные произведения Л. Н. Толстого. Продолжать прививать интерес детей к произведениям русских писателей-классиков. Способствовать формированию умения жить и работать в коллективе в процессе данного вида деятельности;

Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 г. - 20 ноября 1910 г. (82 года)

Звучит музыка (Бетховен. Лунная соната)

– Страна, Отчизна, Русь, Россия… Разбросала она свои росы по необъятным просторам. И из этих росинок засияли алмазами Светочи русские. И одним из самых ярких является великий русский писатель Л. Н.Толстой.

Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, чьё имя наряду с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым и другими составляет славу и гордость нашей страны.

 «Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости», – писал поэт Александр Блок о Толстом.

«Толстой – это целый мир», - писал М. Горький.

– Сегодня, соприкоснувшись с жизнью и творчеством великого писателя, мы постараемся понять своеобразие личности Л.Н. Толстого - человека высочайшей нравственности, мудрости, доброты, самоотверженного служения людям.

Итак, добро пожаловать в мир Толстого.

Биография Л.Н.Толстого (просмотр видеоролика «Жизнь и творчество»)

– Ребята подготовили небольшие сообщения о жизни Льва Толстого, давайте их послушаем (выступление детей).

Инсценировка

Входит Филиппок

ФИЛИППОК: Здравствуйте, дети, шапку я потерял. Не находили?

ДЕТИ: Да, вот она.

ФИЛИППОК: Вот спасибо вам, ребята (одевает её).

УЧИТЕЛЬ: Вы узнали, кто это?

ДЕТИ: Да, Филиппок.

ФИЛИППОК: В школу я собрался, азбуку учить. А вы буквы знаете?

ДЕТИ: Да.

ФИЛИППОК: Сейчас я проверю. Поиграем в игру «Изобрази букву».

Дети по одному и парами средствами пантомимы изображают буквы

ФИЛИППОК: Молодцы, буквы знаете.

– Сегодня мы проведем литературную викторину по рассказу «Кавказский пленник».

Интерактивная игра по рассказу «Кавказский пленник» (2 команды)

Подведение итогов. Выставка рисунков к рассказу.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Жизнь его интересна и разнообразна. Он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником. Занимался хозяйством в имении Ясная Поляна, умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду. Он занимался спортом – хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями. Он любил читать, собирал книги для своей библиотеки. Любил русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс. Он – первый учитель крестьянских детей, он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей. Он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения».

Сохранилось 174 художественных произведения Толстого, включая незавершенные сочинения и наброски. 90-томное (Юбилейное) собрание сочинений Л.Н. Толстого создавалось в 1928-1958 годах. Издание является первым и пока что единственным полным собранием сочинений великого писателя. Собрание сочинений содержит не только известные произведения писателя, но и незнакомые широкому кругу читателей тексты: дневники и письма Толстого, которые составляют вместе 44 тома.

Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Зачем человек живёт? Какой след он должен оставить после себя? У вас на столе лежат листочки, на них записаны уроки жизни, которые составил Л.Н.Толстой для своего внука Серёжи. Прочитайте их.

Уроки жизни Льва Толстого.

  1. Делай всё по возможности сам, не будь «барином».
  2. Не будь назойлив.
  3. Будь внимательным.
  4. Не надо жадничать.
  5. Не нервничай, держи себя в руках.
  6. Будь твёрд и стоек.
  7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
  8. Будь организованным.
  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
  10. Имей собственное мнение.

– Вы согласны с этими уроками? Давайте и мы с вами будем жить по этим урокам.

Надеюсь, на сегодняшнем мероприятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, – потерянный день!

Текст статьи
  1. Л. Н. Толстой и его эпоха. "Иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого". Демонстрационные материалы: автор-составитель С. М. Мельникова // Литература в школе. – 2010. – N 2. – С. 46–47.
  2. Амирханова Э. У. Л. Н. Толстой и Кавказ / Э. У. Амирханова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 23–26.
  3. Афанасьев Э.С. Идейный герой Толстого и безыдейный герой Чехова: ("Смерть Ивана Ильича" и "Скучная история") / Э.С. Афанасьев // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 12–16.
Список литературы