Главная
Конференции
Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире
Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе педагогич...

Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе педагогического колледжа

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессиональные компетенции
компетентностный подход
педагогический профессионализм

Аннотация статьи

В статье формирование профессиональных компетенций рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития муниципального образования. Развитие профессиональных компетенций позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности, духовное саморазвитие и обеспечение социальной стабильности, что является основой благополучного развития муниципального образования в целом.

Текст статьи

В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС.

Понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области, то есть «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом». И это является основой нашей педагогической деятельности.

На начало 21 века произошли отличительные изменения в характере образования студентов – в направленности, целях, содержании – ориентируем их на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. При этом обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связывается с реализацией компетентностного подхода.

Базовую составляющую педагогической компетентности образует система ключевых компетенций, таких как: ценностно-смысловая, общекультурная компетенция, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенция и другие.

Но мы хотим остановиться на профессиональной компетенции, которая направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений и навыков студентов;

В процессе обучения в колледже закладываются только основы будущей профессиональной компетентности, в ее освоении большое значение имеет накопление опыта профессиональной деятельности. В этом плане можно выделить несколько этапов формирования профессионально-педагогической компетентности:

1 этап – формирование информационной компетентности в области наук; одновременно происходит освоение деятельностного, процессуального компонента компетентности – навыков и умений, связанных с содержанием изучаемых курсов.

2 этап – прохождение блока педагогической подготовки, одновременная апробация своих профессиональных возможностей (в дидактических играх, на практических занятиях, при посещении и анализе уроков)

3 этап–приобретение опыта реализации профессиональной компетентности в процессе педагогической практики, которая способствует освоению предмета профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств личности, освоению основных методик и технологий профессии, формированию основ профессионального мастерства.

4 этап – освоение творческих аспектов педагогической компетентности в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

Результатом компетентностного подхода является выпускник, владеющий компетенциями, то есть тем, что он может делать, к чему он готов. Особая роль в этом принадлежит дисциплинам профессионального цикла.

Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных компетенций обучаемых.

Считаем, что обеспечить качественно профессиональную подготовку выпускников возможно посредством применения следующих технологий: личностно-ориентированного обучения, опережающего развития, поэтапного формирования умственных действий, адаптивной, здоровьесберегающей технологии, разноуровневого обучения, исследовательской и проектной деятельности и др. на основе которых я выстраиваю свои занятия по междисциплинарным курсам.

Педагогический профессионализм, по нашему мнению, связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей студента и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. Важно обратить внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание учителя и стимулировать его самообразование и самовоспитание, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности.

В процессе обучения мы создаем такие условия, которые могут мотивировать студента стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Одним из применяемых методов является использование в обучении практико-ориентированных (ситуационных) заданий.

Для оценивания практико-ориентированных заданий нами используются задания разного уровня.

Причём оценивание выполняет педагог и группа студентов, а также сам учащийся. То есть развиваются умения контролировать свои действия в различных видах самостоятельной учебной деятельности, в том числе и при проведении рефлексивных действий, совершенствуются общие интеллектуальные умения учащихся, становится реальной работа студентов по предупреждению и обнаружению допущенных ошибок.

Использование разноуровневых практико-ориентированных заданий является одним из элементов индивидуализации обучения, при которой выбор способов, приёмов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей. Ни одна учебная задача не может быть решена всеми учащимися одинаково. Возникает потребность в дифференцированном обучении. То есть при таком обучении, в рамках которого созданы условия для выработки и совершенствования индивидуального стиля самостоятельной деятельности студента. Практико-ориентированные задания делятся на 3 группы: теоретические, экспериментально-теоретический, практические.

Приведем пример заданий, используемых при изучении междисциплинарного курса «Практикум по методике преподавания математики» при обучении студентов специальности «Преподавание в начальных классах».

Задание.

Устный счёт на уроках математики в начальной школе.

А) Доклад на тему «Устный счёт как обязательный этап урока математики».

Б) Исследование на тему «Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики».

В) Создание сборника упражнений для устного счёта.

Г) Использование системы упражнений для устного счёта при проведении пробных уроков математики и внеклассной работы. Анализ проведённой работы.

Методы обучения математики.

А) Реферат.

Б) Пронумеруйте все пункты «методы обучения математики» в том порядке, в котором они важны для вас при проведении уроков, начиная с главного. Если какие-то пункты считаете лишними, можете их исключить. Ответы обоснуйте.

  • метод проектов
  • наглядный метод
  • объяснительно-иллюстративный метод
  • проблемное обучение

В) Разработайте конспект урока с использованием активных методов обучения (тему выбрать самостоятельно)

Г) Сделайте анализ пробного урока с точки зрения применения активных методов обучения.

Фрейм проблемы способствует глубокому погружению студентов в технологический процесс, осознанному изучению и усвоению материала и позволяет вовлекать в процесс самого студента не как личность, пассивно воспринимающую предлагаемую информацию, а строить этот процесс как личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося. У студентов развиваются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, практичность, ответственность.

Список литературы

  1. Статья «Как повысить престиж рабочих профессий» http://club.mon.gov.ru/discussions/6
  2. Марданов М.В. Опыт внедрения в содержание профессиональной подготовки студентов требований стандартов WorldSkills // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.).

Поделиться

1177

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б., Луханина Ю. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе педагогического колледжа // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/5169-formirovanie-professionalnikh-kompetentsij-st

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января