Исследование проблемы формирования знаний о сезонных изменениях в природе как средство воспитания экологической культуры старших дошкольников

Исследование проблемы формирования знаний о сезонных изменениях в природе как средство воспитания экологической культуры старших дошкольников

Целью экологического образования является воспитание экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать всё – чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Аннотация статьи
сезонные изменения в природе
экологическая культура
формирование знаний
старший дошкольный возраст
воспитание
Ключевые слова

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать [4].

Целью экологического образования является воспитание экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то, ни другое, у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому, как отмечает А. Миронов (2015, 2016), при работе с детьми можно воспитывать только предпосылки или начала формирования экологической культуры. Это становится возможным, по мнению многих исследователей (А.И. Васильева, Н. И. Ветрова, Е.И. Золотова, А.К. Матвеева, Е.К. Мелькичева, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.С. Фрейдкин, И.А. Хайдурова и др.), благодаря организации наблюдений сезонных изменений в природе.

Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, и именно природа, с неисчерпаемой красотой, является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы [1].

А. Миронов (2016) обращает внимание на то, что большинство объектов наблюдения, упомянутых в программах и методических материалах, относятся к области естествознания, а не экологии. Но, по мнению, исследователя, можно придать наблюдениям экологический характер, если включить вопросы, направленные на выявление связей наблюдаемого объекта (растений, животных) с другими представителями живой природы, с предметами и явлениями неживой природы, с человеком, его деятельностью [2].

В реальном образовательном процессе наблюдение, как и собственно познавательная деятельность встречается не часто. Чтобы дети получали новую информацию только из собственных наблюдений, исследователь предлагает поставить правильные задачи, которые реализуются в форме соответствующих вопросов [3].

Цель констатирующего этапа нашего исследования – выявить особенности организации наблюдений сезонных изменений в природе как средства воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить, как организуется работа по ознакомлению с сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возраста;

2. Выявить знания детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.

На данном этапе нами были использованы следующие методы: анализ педагогической документации (рабочая программа воспитателей); беседа с воспитателями; беседа с детьми; педагогические ситуации; математическая обработка данных.

В рамках решения первой задачи была проанализирована рабочая программа воспитателей. В результате было выявлено, что структура рабочей программы отвечает требованиям и состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организации образовательного процесса в старшей группе. Она учитывает концептуальные положения реализуемой в экспериментальном детском саду основной образовательной программы.

Основу разработки анализируемой рабочей программы составляют: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Приказ МОиН РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Таким образом, считаем, что рабочая программа полностью соответствует необходимым правовым требованиям.

Данная программа сформирована как программа, ориентированная на педагогическую поддержку, позитивную социализацию и индивидуализацию, развитие личности детей старшей группы. Программа направлена на всестороннее развитие детей 5-6 лет, формирование их духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Принципы построения анализируемой рабочей программы:

– принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка 5-6 лет;

– сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

– соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

– обеспечение единства обучающих, развивающих и воспитательных целей и задач процесса образования детей 5-6 лет;

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста, спецификой и возможностями образовательных областей;

– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности старших дошкольников, не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

– построение образовательного процесса в старшей группе на адекватных возрасту формах работы с детьми;

– варьирование образовательного процесса в старшей группе в зависимости от региональных особенностей;

– принцип преемственности между детским садом и начальной школой, сотрудничество с семьей.

В рабочей программе представлены «Планируемые результаты освоения программы», среди них, считаем необходимым отметить качества и показателя «активного и любознательного» ребёнка: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. При этом ребёнок проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, что, на наш взгляд, является необходимым при наблюдении за сезонными изменениями в природе. Также воспитатели формируют первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: владеет знаниями о разных профессиях, формируют целостную картину мира, расширяют кругозор детей. В результате ребёнок имеет представления о живой и неживой природе, об объектах природы, обобщает их по определённым признакам; называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года; знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.

Таким образом, в целом, в рабочей программе представлены основные задачи, решаемые в рамках проблемы исследования, она соответствует современным документам и требованиям, в ней чётко, но, к сожалению, достаточно сжато обозначены основные направления работы с детьми по ознакомлению с сезонными изменениями, обеспечивается взаимосвязь с родителями в данном направлении.

У детей старшей группы мы отметили заинтересованность в ходе наблюдений за сезонными изменениями в природе и эстетические переживания: дети замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках, дети с удовольствием играют в разнообразные игры природоведческой и экологической тематики.

Диагностическая методика, проведенная с детьми, показала, что у дошкольников старшей группы имеются некоторые знания о сезонных изменениях в природе. Но знания эти ещё недостаточно полные, разрозненные, не точные. На данном этапе отсутствует системность понимания связей и взаимозависимостей в растительном и животном мире, связей между сезонными явлениями в неживой природе и в жизни растений и животных. Однако, в целом знания детей соответствуют возрасту и требованиям программы. Преобладает средний (60%) и низкий уровни знаний (40%) о сезонных изменениях в природе. Высокий уровень знаний, на данном этапе, выявлен не был.

Таким образом, с детьми данной группы необходимо усовершенствовать работу по формированию знаний о сезонных изменениях в природе в разные времена года, что мы планируем реализовать в своем дальнейшем исследовании.

Текст статьи
  1. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / под ред. Н.С. Дежниковой. М.: «Педагогическое общество России», 2000. 63 с.
  2. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 31-36.
  3. Миронов, А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 36-4
  4. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002. 144 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня