Коррупция представляет собой сложное общественное явление, определение которого является предметом непрекращающейся дискуссии представителей самых разнообразных гуманитарных дисциплин, в том числе экономики, права, политологии, социологии и иных.
Опасность негативной трансформации государственного управления, связанного с проявлениями коррупции, заключается также в том, что государственные служащие, помимо выполнения управленческих функций, несут большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, гражданами за выполнение стоящих задач.
Противоправное и безнравственное поведение чиновников не только подрывает авторитет власти, но и способствует снижению степени управляемости процессов, происходящих в обществе. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу и в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений. По масштабам распространённости коррупции в государственных органах делаются выводы о вероятности политических, экономических, социальных рисков, а также об эффективности управления и степени развития гражданского общества.
Применительно к коррупции, право, способно обеспечить наложение юридической ответственности на коррупционеров, указать наиболее узкие в уже существующем регулировании общественных отношений и т.п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Также указывается на необходимость «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Отсюда видно, что эффективность правового противодействия коррупции зависит от качества работы по минимизации ее причин.
Полагая коррупцию социальным явлением, сплетенным из общественных отношений, надо прямо сказать: право объективно не годится для противодействия всему явлению, ему под силу только отдельные его проявления. Эти проявления должны соответствовать, по крайней мере, двум критериям:
- достаточная распространенность (типичность), что является предпосылкой для выработки нормы права как универсального правила;
- возможность закрепления их формы или содержания в сложившейся в России юридической практике.
Вместе с тем принятый Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» ориентирован на использование разных мер, как карательных, так и профилактических. Тем не менее, реального механизма противодействия коррупции закон не содержит, так как статьи лишь декларируют принципы и меры противодействия коррупции, не закрепляя конкретные мероприятия с использованием соответствующих методов, что, соответственно только этими нормами, не изменит сложившуюся практику коррупции в обществе и государстве. К тому же ожидалось, что нормативный акт высшего уровня будет содержать более действенные механизмы и иметь большую регулирующую силу. Поэтому потребуются дополнительные нормативные правовые акты, направленные на решение задач противодействия коррупции.
Этими правовыми актами являются указы Президента Российской федерации, отражающими различные направления противодействия коррупции:
- Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» определил и порядок предоставления таких сведений;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Этим же Указом предусматривается создание подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Относительно источника коррупционных рисков можно выделить два вида коррупции, затрагивающей сферу государственных закупок: политическую, или высокоуровневую, и административную, или бюрократическую. Политическая коррупция возникает в процессе планирования бюджета, когда принимаются политические решения. Более того, данный вид коррупции отражает ситуацию, когда разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по улучшению эффективности закупочной деятельности государства. Административная коррупция проявляется во время исполнения бюджета, то есть непосредственно при осуществлении процедур государственных закупок. В данной работе рассматривается именно второй тип коррупции.
Способы, формы и методы урегулирования конфликта интересов в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего.