Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания

Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания

Автор(-ы):

Столярова Ирина Владимировна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

коррупция
противодействие
понятие
легальное
закон
социальное
право
научный
выгода
криминальный

Аннотация статьи

В публикации исследуются сложная и дискуссионная проблема правопонимания коррупции как социально-правового явления и соотношение понятия «коррупция» с понятием «противодействие коррупции», приводятся аргументированные суждения автора по рассматриваемым проблемам и понятийному аппарату Федерального закона «О противодействии коррупции».

Текст статьи

Коррупция представляет собой сложное общественное явление, определение которого является предметом непрекращающейся дискуссии представителей самых разнообразных гуманитарных дисциплин, в том числе экономики, права, политологии, социологии и иных.

Опасность негативной трансформации государственного управления, связанного с проявлениями коррупции, заключается также в том, что государственные служащие, помимо выполнения управленческих функций, несут большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, гражданами за выполнение стоящих задач.

Противоправное и безнравственное поведение чиновников не только подрывает авторитет власти, но и способствует снижению степени управляемости процессов, происходящих в обществе. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу и в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений. По масштабам распространённости коррупции в государственных органах делаются выводы о вероятности политических, экономических, социальных рисков, а также об эффективности управления и степени развития гражданского общества.

Применительно к коррупции, право, способно обеспечить наложение юридической ответственности на коррупционеров, указать наиболее узкие в уже существующем регулировании общественных отношений и т.п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Также указывается на необходимость «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Отсюда видно, что эффективность правового противодействия коррупции зависит от качества работы по минимизации ее причин.

Полагая коррупцию социальным явлением, сплетенным из общественных отношений, надо прямо сказать: право объективно не годится для противодействия всему явлению, ему под силу только отдельные его проявления. Эти проявления должны соответствовать, по крайней мере, двум критериям:

  • достаточная распространенность (типичность), что является предпосылкой для выработки нормы права как универсального правила;
  • возможность закрепления их формы или содержания в сложившейся в России юридической практике.

Вместе с тем принятый Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» ориентирован на использование разных мер, как карательных, так и профилактических. Тем не менее, реального механизма противодействия коррупции закон не содержит, так как статьи лишь декларируют принципы и меры противодействия коррупции, не закрепляя конкретные мероприятия с использованием соответствующих методов, что, соответственно только этими нормами, не изменит сложившуюся практику коррупции в обществе и государстве. К тому же ожидалось, что нормативный акт высшего уровня будет содержать более действенные механизмы и иметь большую регулирующую силу. Поэтому потребуются дополнительные нормативные правовые акты, направленные на решение задач противодействия коррупции.

Этими правовыми актами являются указы Президента Российской федерации, отражающими различные направления противодействия коррупции:

  • Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» определил и порядок предоставления таких сведений;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Этим же Указом предусматривается создание подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Относительно источника коррупционных рисков можно выделить два вида коррупции, затрагивающей сферу государственных закупок: политическую, или высокоуровневую, и административную, или бюрократическую. Политическая коррупция возникает в процессе планирования бюджета, когда принимаются политические решения. Более того, данный вид коррупции отражает ситуацию, когда разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по улучшению эффективности закупочной деятельности государства. Административная коррупция проявляется во время исполнения бюджета, то есть непосредственно при осуществлении процедур государственных закупок. В данной работе рассматривается именно второй тип коррупции.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта интересов в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего.

Список литературы

  1. Сулейманов, Т. М. Борьба с коррупцией в России в IХ-ХIХ вв. / Т. М. Сулейманов // История государства и права. – 2010. – №7.
  2. О противодействии коррупции : Федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6828.
  3. О Национальной стратегии противодействия коррупции и о Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 гг.: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 //СЗ РФ. – 2010. – № 16. – Ст. 1875.
  4. Медведев, Д. А. «Россия, вперед» / Д. А. Медведев // Российская газета. – 14 сентября 2009.
  5. Кудашкин, А. В., Козлов, Т. Л. Еще раз о правовом понятии коррупции / А. В. Кудашкин, Т. Л. Козлов // Современное право. – 2010. – № 6.
  6. Коррупция как форма элитной девиации // Общество и право. –2009. – № 5.

Поделиться

353

Столярова И. В. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/5170-korruptsiya-i-protivodejstvie-korruptsii-prob

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня