Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Сущность технологии проектной деятельности

Сущность технологии проектной деятельности

Автор(-ы):

Дорджиева Марина Васильевна

Научный руководитель

Бадмаева Саглар Евгеньевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

проектная методика
компонент образовательной системы
обучение

Аннотация статьи

В статье проектная методика рассматривается как компонент образовательной системы.

Текст статьи

Цели современной российской школы определяются социальной структурой общества, имеют определенные структуры, они формулируются в нормативно-правовых документах, включая Закон Российской Федерации об образовании. Ведь выбор содержания зависит и от определенной цели, и от использования определенных методов и методик подготовки. Основной целью современного обучения является формирование и развитие того качества личности, которое необходимо непосредственно самому человеку и обществе для участия в социально значимой деятельности [1].

Основное преимущество нового стандарта – изменение конечных результатов, которые планируется получать. Это результаты личностных предметных и метафизических результатов. Инструмент достижения этих результатов – универсальные учения УУД. Основным подходом к формированию УУД в соответствии с новыми стандартами является систематический подход [2].

Чтобы удовлетворить требования современных образовательных стандартов, многие системы образования, которые стремятся найти разумное соотношение академических знаний и прагматических умений, привлекают современный проектный метод, очень логичный в соответствии со структурой ФГОС Второго поколения, полностью соответствующий заложенным в нем основным подходам [3].

Проектная методика как компонент образовательной системы в современном образовании считается альтернативой традиционной образовательной системе классов. Отметим, что проект в настоящее время, по-видимому, один из самых распространенных в учебном процессе видов деятельности школьников.

Требования современного учителя так же не изменились. У педагога должны быть профессиональные компетенции, способствующие формированию творческих навыков учащихся, например, умения выделять проблему, искать способ ее решения, поставлять цель, планировать ход его достижения, анализировать полученные результаты.

Сам термин «проект», дословно выражаясь на латинском языке как «выступающий», еще в английском словаре, датированном 1865 годом, определялся как предположение, что нужно сделать, чтобы достичь какой-то цели. В русском словаре С.И. Ожегова слово «проект» имеет определения:

  1. план строительства какого-либо механизма или устройства;
  2. предварительные тексты какого-либо документа;
  3. план, замысел [4].

Достаточно широкий опыт понятия позволяет использовать его в различных технических процессах, включая образовательные, но учитывая ключевые особенности проекта: Проект основан на реальной задаче, создан командой, определенные сроки выполнения и потребует определенного ресурса, имеет определенный результат, оригинальный [5].

В педагогических условиях дидактический термин метод проектирования или метод проектирования имеет также множество определений. К примеру, А.Н.Щукин и Э.Г.Азимов считают методом обучения методом. Е.С. Полат и И. Чечел понимают ее как педагогическую технику. З.Х. Ботамев трактует его как способ организовать самостоятельную деятельность учащихся. Положения авторов по теоретическим подходам во многом соответствуют. Они считают метод проектирования инновационным способом организации образования. Самостоятельные действия обучающихся должны содействовать своей нестандартной, творческой, практической работе. Преемственность практики субъекто-субъектного взаимодействия, рефлексии. Расхождение мнений только в том, что одни больше всего относятся к методу проекта к технологии, другие – к методу обучения [6].

Е.С. Полат рассматривает технологию проектирования в качестве совокупности приемов, которые позволяют в определенной последовательности осуществлять организацию процессов и добиться конкретных результатов на практике путем поисковой, исследовательской деятельности. В зависимости от совокупности упомянутых факторов, как рабочий возьмем следующую формулировку: «Проектный метод – это инновационный метод обучения, в котором учащиеся получают новые знания в процессе постепенного, самостоятельно под руководством педагога планирования, создания, выполнения, продуцирования сложных задач, а также аспектов задачи, ее микротема» [7].

Основные понятия относятся к теоретической позиции проектного образования:

  • центральная позиция занимается учеником, развитием его творческого потенциала;
  • процесс образования основывается в основном на логике действий, имеющих смысл лично каждому обучающемуся, повышая мотивацию его учения;
  • методы разработки учебных программ должны быть комплексными и помогать развивать основные психические и физиологические аспекты учеников;
  • в индивидуальном темпе работы по проекту каждый ученик может выйти на свои уровни развития.
  • усвоение основных знаний осуществляется более сознательно, используя их в различных жизненных условиях.

Из общего числа вышеупомянутых факторов можно сказать, что основой проектного образования является повышенное стимулирование самостоятельной деятельности учащихся, реализация индивидуального дифференцирующего подхода к выбору задач, сотрудничеству, формированию мотивов для выполнения задач, ускорение процесса овладения знаниями и умениями, где немаловажно роль играют саморегуляции учащихся, самоконтроля [8].

Список литературы

  1. Ригина С.Н. Метод проектов – основа коммуникативных компетенций / С.Н. Ригина // География и экология в школе XXI века. – 2010. – № 5. С.42-50.
  2. Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А.Богомолова // Биология в школе. – 2006 – № 5 – С. 35–38.
  3. Рязанова Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. – 2015. – №2. – С.62-71.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 2009. – 750 с.
  5. Бурлакова, И.В. Семинар-практикум по составлению и использованию организационной модели проектно-исследовательской деятельности обучающихся / И. В. Бурлакова// Методист. – 201 – №3. – С.25-28.
  6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, – №10, 1999г. – С.152-158.
  7. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000, – 156 с.
  8. Ильина А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта / А. В. Ильина // Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. – 2011. – №11. – С.127–132.

Поделиться

661

Дорджиева М. В. Сущность технологии проектной деятельности // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 90-91. URL: https://apni.ru/article/5172-sushchnost-tekhnologii-proektnoj-deyatelnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля