Социально-психологические факторы риска делинквентного поведения подростков (на материале исследования подростков из сельской местности)

Статья посвящена проблеме делинквентного поведения личности в подростковом возрасте. В работе представлен теоретический анализ понятия «делинквентное поведение», приведены различные точки зрения и подходы к данному понятию. Особое внимание уделено ведущим социально-психологическим факторам, способствующим возникновению делинквентного поведения в подростковом возрасте. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению конкретных форм девиантного поведения с помощью опросников «СОП» А.Н. Орел и «СДП» Э.В. Леус.

Аннотация статьи
виктимность
подросток
делинквентное поведение
Ключевые слова

Введение. В современной России отмечается весьма активное изменение общественно-экономических и социально-психологических условий жизнедеятельности человека. Согласно исследованной Э. Дюркгеймом концепции аномии, острые перемены в жизни государства содействуют ослаблению нормативной системы общества, проявлению пренебрежения нормами морали и деформации ценностных ориентаций. В своих работах Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс отмечали роль ценностно-нормативных систем личности и социальных групп, на неэффективность социальных и правовых норм, что и способствует рождению делинквентного поведения.

Делинквентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих людей.

В подростковом возрасте происходит не только физическое и половое созревание, но и нравственное развитие, формируются убеждения подростка, которые в свою очередь не всегда совпадают с общественным мнением. Возникновение новых личностных свойств подростков базируется на общении в рамках разнообразных видов деятельности. Если в этот момент не возникнут специальные условия для реализации своих возможностей, то самоутверждение подростка может стимулировать развитие отклоняющегося поведения [1].

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности обладает некоторыми особенностями. Во-первых, это один из менее обусловленных видов отклоняющегося поведения. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами. В-третьих, данное поведение является одной из более опасных форм девиаций, так как является угрозой основам социального устройства – общественному порядку. Делинквентное поведение регулируется такими социальными институтами, как: суды, следственные органы, места лишения свободы. А также особенно важно то, что противоправное поведение включает в себя наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [2].

Учеными отмечено свыше 170 факторов, участвующих в формировании противоправного поведения человека. Согласно некоторым теориям (биологические концепции К. Андерсена, С. Грофа, Д. Квэя и другие) – в формировании делинквентного поведения также играют роль и физиологические особенности, поэтому некоторые подростки более, чем другие предрасположены к развитию такой формы девиации.

В своих работах Е. В. Змановская рассматривает происхождение делинквентного поведения в зависимости от роли микросоциальной ситуации. Она утверждает, что у преступников довольно часто наблюдается состояние отчуждения от своей среды, которое происходит уже в раннем возрасте. В исследованиях приводятся данные, что 10 % агрессивных преступников были уверены, что мать недолюбливала их в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73 %) [3].

Поэтому при исследовании детерминант делинквентного поведения имеет большое значение - изучение как развивалась личность в семье. Так как многие исследования доказывают, что самой распространенной причиной возникновения у подростков данного поведения является отрицательная обстановка в семье.

Особое значение, на сегодняшний день, стоит уделить такому фактору противоправного поведения, как виктимность – тенденция субъекта к поведению, которое повышает возможность на совершение преступления в отношении него. Недостаточный контроль со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения в семье, в общении со сверстниками может привести к тому, что несовершеннолетние легко вовлекаются в виктимные ситуации.

Необходимо отметить и такой фактор, как воздействие средств массовой коммуникации. Также важно учесть особую значимость формирования подростков в условиях агрессивной социальной среды.

Методы и материалы. Эмпирическое исследование включало проведение психодиагностической работы в каждой группе испытуемых с целью выявления по выявлению конкретных форм девиантного поведения. В качестве основных методов были использованы: тест-опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); тест-опросник СДП (склонность к девиантному поведению) Э.В. Леус; математические методы обработки.

Результаты и выводы. Результаты респондентов по опроснику «СОП» А.Н. Орел и тесту «СДП» Э.В. Леус были проверены на нормальность распределения с помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова. Так как распределение в выборке является нормальным, для выявления корреляций был использован коэффициент корреляции по Спирмену, а также дополнительно для сравнения группы мальчиков с группой девочек по уровню делинквентности и аутоагрессии был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

По итогам психодиагностического исследования были получены следующие результаты и сделаны определенные выводы.

  1. У 94% испытуемых подростков наблюдается склонность к девиантному поведению (45 подростков из 48 имеют выраженные результаты, а именно: 13 подростков имеют высокие результаты по шкале «делинквентность» (10-13 при s - 7,8); 15 подростков по шкале «аутоагрессия» (14-24 при s - 7,7) и 17 подростков по шкале «агрессивное поведение» (11-23 при s - 5,7).
  2. Самые высокие отметки, среди нескольких респондентов, были обнаружены по шкале «аутоагрессия», что может стать маркером суицидального поведения и требует дальнейшей работы с данными подростками.
  3. В межличностных отношениях подростки с аутоагрессивным поведением не ожидают позитивного отношения к себе (несколько респондентов особенно выделяли отношение родителей к ним).
  4. Корреляционный анализ показал наличие связей между шкалами «делинквентного» - «аутогрессивного» и «агрессивного» поведениями (r = 0,650 при p <0,04 и r = 0,655 при p <0,01). Вследствие полученных данных можно сделать вывод, что влияние многих факторов (а именно: семейная обстановка; окружение подростка в школе и вне; экономическая обстановка; влияние СМИ; преступное окружение) – могут в большей или меньшей степени влиять на возникновение данных девиаций. Также мы можем утверждать, что делинквентное поведение может включать в себя некоторые черты аутоагрессивного и агрессивного поведения.
  5. Полученные результаты при сравнении группы мальчиков с группой девочек по уровню делинквентности и аутоагрессии находятся в значении выше p = 0,05 (u = 0,832 и u = 0,240), что говорит об отсутствии различия между группами подростков.

Общественная значимость обсуждения проблем делинквентного поведения подростков в настоящее время является особенно важной: происходит изменение форм проявления делинквентного поведения, растет преступность среди данной возрастной категории, снижается возраст совершения правонарушений молодыми людьми, увеличивается количество совершаемых ими тяжких преступлений. Исходя из полученных результатов, мы можем планировать дальнейшие формы работы по предупреждению подобных форм поведения в подростковой среде.

Текст статьи
  1. Ромашин Д. Ю. Проблемные аспекты подростковой преступности как одной из форм проявления девиантного поведения // Молодой Ученый. 2019, № 39. С. 140.
  2. Осипян Н. Б. К вопросу об актуальности изучения социально-психологических детерминант групповой преступности несовершеннолетних // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010, № 10. С. 47.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2004. – 288 c.
Список литературы