В исследовании китайских средств массовой информации анализу были подвергнуты такие издания как: People's Daily Online («Жэньминь Жибао»), Hi-news.ru, Guancha. На официальных сайтах каждого из выбранных изданий с помощью поисковой системы были выбраны все публикации, в которых упоминается QR-код за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года. Контент-анализ включал в себя следующие параметры: источник; дата; наименование; анализ текстового и визуального содержания.
Анализируя временные рамки, мы видим, что первые активные публикации начинают появляться с января 2020 года, когда впервые внедрили технологию QR-кодов во время пандемии COVID-19, далее тема QR-кодов оставалась актуальной на протяжении всего исследуемого времени. Характер публикаций разнообразный, от информационного содержания до реальных историй жителей. Публикаций имеют ярко положительную модальность.
Охрана персональных данных в Китае – сложная проблема, которая не может быть решена в краткосрочной перспективе. В этом отношении необходимы эмпирические исследования для всестороннего изучения проводимой Китаем кампании «умного» города, политики персональных данных и связанных с данными явлениями вопросов этики в национальном плане.
Скажем о системе распознавания лиц в Китае. На момент написания статьи база данных с биометрическими характеристиками граждан страны содержит информацию более чем о миллиарде жителей, что составляет большую часть от всего населения страны. Данный массив собирался с 2015 года, что делает возможным идентификацию любого гражданина Китая за несколько секунд, имея лишь изображение его лицом. Работу по поиску человека, подходящего под имеющееся изображение, осуществляет искусственный интеллект.
Китайские СМИ описывают удобство и гарантии безопасной жизни при использовании государством вышеупомянутой биометрической системы. «На фоне того, как биоинформационные технологии становятся все более распространенными в Китае, на входах во многих жилых микрорайонах страны были установлены интеллектуальные системы распознавания лиц. Такая практика принесла удобство жителям микрорайонов и повысила эффективность управления в них», – ежедневная газета People's Daily Online («Жэньминь Жибао»), одна из ведущих газет в мире и, пожалуй, самая влиятельная газета в Китае [2].
Статья того же издания «В «умных» метро Китая запущены разнообразные сервисы» рассказывает об увеличении скорости прохождения через турникет в метро, если человек зарегистрируется в приложении Гуанчжоуского метрополитена, а также предоставит данные своей банковской карты приложению WeChat, которое является самым популярным в Китае мессенджером, социальной сетью и платежной системой [3].
Технология QR-кодов получила особое распространение с начала пандемии COVID-19. В данном контексте её используют для указания статуса «COVID-безопасности» людей и называется «кодом здоровья». Если он имеет зелёный цвет, то человек не имеет особых ограничений в передвижении по стране и посещении заведений. В случае, если он жёлтый или красный, это указывает на возможное наличие контакта с заражёнными COVID-19. Тогда человеку необходимо сделать ПЦР-тест, а выезжать за пределы своего региона он не сможет, так же как и посещать заведения. В некоторых городах запрещалось покидать границы района города, в котором человек проживает.
Газета People's Daily Online (Жэньминь Жибао) в своей статье «Борьба с эпидемией не имеет границ, давайте вместе охранять Шанхай!» рассказывает историю о районе Цзядин, где началось общегородское тестирование на COVID-19, и выстроилась большая очередь, чтобы сдать тест на нуклеиновые кислоты коронавируса и получить зеленый цвет QR-кода здоровья [5].
В статье «В городе Сиань число зон с высоким и средним уровнем эпидемиологического риска сведено к нулю» корреспондент пишет, что «по данным городского штаба по профилактике и контролю COVID-19, все районы города были переведены в категорию с низким эпидемиологическим риском, и с понедельника все жители могут свободно путешествовать, предъявив при этом QR-код здоровья» [6].
Статья издания Guancha ««Здесь у меня все хорошо» – противоэпидемическая борьба Китая глазами русского преподавателя в Харбине» повествует о том, как Алексей Рудых, преподаватель русского языка, живет в Шанхае. Интервьюируемый рассказывает о необходимости сканирования QR-кодов как при входе, так и при выходе из общественных заведений, а также измерения температуры. Алексей оценивает данные меры положительно и считает, что это позитивно сказывается на ощущении безопасности людей [7].
Помимо использования QR-кодов с целью противоэпидемической борьбы, QR-коды используются повсеместно – от маленьких магазинов до крупных, с помощью QR-кодов производится оплата, а также их наносят на официальные документы. Используя личный смартфон для сканирования в приложениях WeChat или Alipay, которым предоставлены все основные персональные данные и документы человека, пользователь фактически также поставляет информацию о своём передвижении.
Настрой граждан по поводу сохранности персональных данных выражается в фразе, которую высказала одна из жительниц Ханчжоу, в интервью для Hi-news.ru: «У Alipay уже есть все наши данные. Так чего же мы боимся?» [4].
Анализируя освещение данной темы в местных СМИ, создается впечатление о полном принятии обществом сложившейся ситуации.
Однако сложно сказать, что это впечатление можно считать объективным, так как в Китае не существует СМИ, не подчиняющихся государству. В популярных и самых распространенных в стране медиа отсутствует критическая оценка действиям правительства. В случае, если журналист всё-таки захочет опубликовать статью с отличным от правительства взглядом, он скорее всего не станет этого делать, ведь данное действие может послужить причиной для увольнения. Существует самоцензура.
Несмотря на то, что большая часть информации о персональных данных и использовании QR-кодов носит положительный характер, существуют публикации, предупреждающие жителей страны о сопутствующих рисках. Однако эти риски связывают исключительно с хакерами, вредоносными программами и мошенниками, которые могут украсть личную информацию пользователей в противозаконных целях. Несмотря на это, бизнесмены и граждане будут использовать эти технологии по причине их крайнего удобства, сообщает издание Chinanews.
Как отмечают китайские исследователи, в настоящий момент намечается отход от командно-административных методов в сфере информационной политики республики, что не отменяет факта цензурирования вопросов, которые правительство считает важным. Однако в политически нейтральных вопросах, СМИ получают независимость в их деятельности. Из нашего анализа следует, что вопрос конфиденциальности является значимым для Китая и существует определённые правила публикаций на эту тему [8].
Но даже из правил бывают исключения – отчет крупнейшей китайской телевизионной станции CCTV в 2021 году рассказал о нелегальном рынке биометрических данных, на котором пакет фотографий жителя страны можно приобрести за ~30 рублей. После публикации отчёта Исследовательский центр защиты личной информации Nandu в Пекине провел опрос граждан, интересуясь их доверием операторам персональных данных. 80% респондентов сообщили о сомнениях в том, что их личная информация действительно находится в безопасности.
Рассматривая и анализируя блогосферу Китая на предмет высказывания оппозиционных мнений отличных от традиционных средств массовой информации, нами ничего не было найдено, за исключением вышеупомянутого отчета. Связано это, как было сказано выше, с политикой регулирования интернета и блокировки зарубежных сайтов с замедлением межграничного трафика.
Вероятно, гарантировать безопасность персональных данных в Китае сможет принятие актуального закона о СМИ, что позволило бы обществу свободно выражать свои опасения по поводу внедрения всё более современных технологий с целью получения государством всё больших объёмов личных данных о гражданах. Таким образом, со стороны государственных органов были бы приняты меры, соответствующие истинным общественным интересам.
СМИ имеют колоссальное влияние на общественное мнение, поэтому является важным подчеркнуть значимость объективного информирования граждан, в том числе и о технологических нововведениях. Это является ключевой задачей СМИ любого мира, и если эта задача выполняется лишь в форме представления государственной позиции, то общество в целом не сможет противостоять вызовам нового времени, делая выводы, необходимые контролирующим информацию организациям.