Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Освещение западными СМИ проблемы раскрытия персональных данных

Освещение западными СМИ проблемы раскрытия персональных данных

Научный руководитель

Желновакова Маргарита Фёдоровна

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

персональные данные
личная информация
СМИ
конфиденциальность
западные СМИ
раскрытие персональных данных

Аннотация статьи

Западные СМИ начали активно освещать проблему раскрытия персональных данных с началом пандемии COVID-19, а особое внимание общественности данная тема получила с введением «паспортов здоровья». Западные освещают проблему с разных точек зрения, рассказывая как о положительных, так и об отрицательных последствиях появления в жизни граждан новых технологий сбора и хранения персональных данных. Вследствие этого общество разделилось на две части – одна выступает за, другая – против. 

Текст статьи

В исследовании западных средств массовой информации анализу были подвергнуты популярные газеты, на основании рейтинга самых влиятельных газет и журналов в мире по версии ресурса 4imn.com., за основу взяты такие издания как: ABC News, The Washington Times, Le Monde.

Контент-анализ также включал в себя следующие параметры: источник; дата; наименование; анализ текстового и визуального содержания. Мы видим, что первая волна публикаций был вызвана в начале апреля 2020 года, когда в большинстве европейских стран дали возможность пользоваться QR-кодом в качестве пропусков, подтверждающих обоснованность их выхода из дома в условиях самоизоляции, введенной в стране из-за пандемии. С середины апреля QR-коды полностью заменили введенные ранее бумажные разрешительные документы, что дало новый повод для публикаций. В целом тема QR-кодов остается актуальной на протяжении всего исследуемого времени.

Характер публикаций разнообразный, от информационного и информационно-аналитического содержания до противопоставления взглядов и альтернативного видения проблемы. Публикаций имеют положительную, нейтральную и отрицательную модальность. Рассмотренные материалы содержат информацию о том, как, где и каким образом работают QR-коды, а также оппозиционных мнений.

Говоря о ментальных различиях в отношении людей разных стран к конфиденциальности личных данных, можно обратиться к исследованию корпорации EMS, серьезно озабоченной вопросами информационной безопасности. Опрошены были пользователи из 15 крупнейших стран, среди которых США, Китай, Великобритания и другие. Объект исследование – «открытость» пользователей, их мнение о вопросах безопасности личных данных. Оказалось, что пользователи из России находятся посередине списка, на 7 месте между Францией и Италией. На первом – Германия, граждане этой страны больше всех заботятся о своих ПД. На последнем – Индия. Несмотря на то, что большинство российских пользователей считают, что государство должно защищать частную жизнь, сами пользователи реже, чем в среднем по миру: регулируют настройки конфиденциальности в ежедневно используемых Интернет-ресурсах, обновляют пароли в своих учетных записях, обращают внимание на пользовательские соглашения, которые принимают [1].

В результате анализа и мониторинга американских СМИ, в аналогичной ситуации связанной с внедрением QR–кодов, мы видим следующее:

Попытка властей внедрить паспорта вакцинации натолкнулась на активное сопротивление со стороны жителей. Население расценило это как вмешательство в частную жизнь. В итоге такие документы появились всего в нескольких штатах (например, Нью-Йорке и Калифорнии), но и там они не носили обязательный характер.

Так, крупное и известное медиа издание ABC News, опубликовало серию статей с предостережением граждан о QR-кодах и то, как мошенники могут их использовать, чтобы украсть финансовую информацию [2].

Пол Крейг Робертс бывший редактор и обозреватель изданий The Wall Street Journal, Businessweek, Scripps Howard News Service. Был автором постоянной колонки в газете The Washington Times, на сегодняшний день ведет свой персональный сайт, где публикует статьи. Опубликовал материал о том, что «за QR-кодами скрываются «нацистские приёмчики» [3].

Испанские медиа издания такие как Noticias, La Vanguardia, El Periódico de Aragón активно писали о многолюдных демонстрациях против введения обязательных QR-кодов [4].

«Волну возмущения во Франции спровоцировало заявление президента республики Эммануэля Макрона о переходе к обязательной вакцинации и вводе «СOVID-паспортов». 17 июля по всей Франции прошли многотысячные акции протеста против ввода санитарных паспортов и принудительной вакцинации для медработников. В МВД Франции насчитали 114 тысяч демонстрантов по всей стране» – писал журналист Французской ежедневной вечерней газеты Le Monde [5].

Что непосредственно вносит позитивный вклад на отношение граждан к национальным средствам массовой информации, медиа издания активно прощупывают границы дозволенного в сохранности персональных данных, донося актуальную информацию и поднимая дискуссионные вопросы в обществе.

Говоря о правилах обращения с персональными данными и сведениями о частной жизни, то чаще всего за основу берут стандарты, детально изложенные в редакционных правилах ВВС. Это объемный документ, познакомиться с которым можно на официальном сайте ВВС.

«BBC уважает конфиденциальность и не нарушает ее без уважительной причины, где бы мы ни работали. Закон о правах человека 1998 года обеспечивает защиту частной жизни отдельных лиц и частной информации о них, но сочетает это с правом вещателя на свободу выражения мнений», – отмечено в документе [6].

Следует отметить, в любой регламентированной Стандартами ситуации журналист имеет возможность, а в некоторых случаях обязан, согласовать свои действия с рекомендациями юристов и ответственных менеджеров – в помощь журналистам работают специально созданные ВВС службы.

Основное правило ВВС и медиа в цивилизованном мире по отношению к частной жизни граждан – не навреди, максимально ответственно оцени последствия вмешательства. Только неоспоримые интересы общества, посягательство на эти интересы оправдывают вмешательство прессы в частную жизнь индивида.

ВВС призывает своих корреспондентов «уважать частную жизнь людей, признавая, что любое вмешательство может быть оправдано лишь соображениями служения большому благу». «Частное поведение, переписка и беседы не должны становиться достоянием гласности, если только это не происходит в интересах широких слоев общества», – подчеркнуто в Редакционных правилах. «Мы должны продемонстрировать, почему нарушение конфиденциальности является оправданным, и при использовании общественных интересов следует учитывать пропорциональность – чем больше вторжение, тем больший общественный интерес требуется для его оправдания».

Законы некоторых стран, в частности Германии, предусматривают принцип «законного ожидания неприкосновенности частной жизни» [7].

Прецедентное право Европейского суда по правам человека определяет ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при установлении справедливого баланса между правом на свободу выражения мнений и правом на уважение частной жизни. Это обсуждение отвечает общественным интересам. Является ли человек публичной фигурой, и если да, то его популярность; как была получена информация и была ли она достоверной; каков был формат и результат публикации; было ли наказание суровым.

Американские юристы Уоррен и Брандейс определили понятие «частная жизнь» как «право на то, чтобы его оставили в покое» [8].

Верховный суд Канады определил его как «узкую область индивидуальной автономии, в отношении которой осуществляется свободный выбор». Европейский суд по правам человека отказался дать конкретное определение, заявив, что суд «не считает возможным или нецелесообразно давать исчерпывающее определение понятию «частная жизнь».

Западные СМИ теперь предлагают жителям прекрасную возможность получать самые свежие и актуальные новости из любой точки мира и быть в курсе состояния дел в мире. Также многое зависит от того, как преподносится событие, то есть с какой точки зрения журналист освещает и рассказывает тот или иной факт, событие. В современном западном обществе СМИ стали мощнейшим мостом выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью, т.к. с их помощью общество и государство могут не только доносить друг для друга информацию, цели и ценностях своей политики, плюсах и минусах принимаемых мер, моделировать отношения с общественностью.

Следует отметить, что в условиях пандемии журналисты традиционных средства массовой информации Запада разделились на две стороны в поддержке и оппозиции касаемо темы введения QR-кодов, в то время как блогерсфера также является главной площадкой для выражения мнения населения.

Список литературы

  1. Countries Ranked by Privacy. URL: https://bestvpn.org/countries-ranked-by-privacy/ (дата обращения: 12.12.2022)
  2. FBI warns criminals are using fake QR codes to scam users // ABC news. URL: https://abcnews.go.com/Politics/fbi-warns-criminals-fake-qr-codes-scam-users/story?id=82371866 (дата обращения: 13.12.2022)
  3. Пол Робертс: За Covid-паспортами скрываются нацистские приемчики. // INFORMING. URL: https://informing.ru/2021/12/29/568521144685.html (дата обращения 14.12.2022).
  4. Manifestaciones y disturbios en toda Europa contra los confinamientos y el pasaporte covid // La Vanguardia. URL: https://www.lavanguardia.com/internacional/20211121/7877663/protestas-masivas-disturbios-rotterdam-austria-negacionistas-europa-restricciones-vacunacion-obligatoria.html (дата обращения 05.12.2022).
  5. Les manifestations contre le passe sanitaire rassemblent environ 29 000 personnes en France // Le Monde. URL: https://www.lemonde.fr/planete/article/2021/11/06/les-manifestations-contre-le-passe-sanitaire-rassemblent-environ-29-000-personnes-en-france_6101225_3244.html (дата обращения 15.12.2022).
  6. Editorial Guidelines // BBC. URL: https://www.bbc.com/editorialguidelines/guidelines (дата обращения 16.12.2022).
  7. Право на неприкосновенность частной жизни // Воздействие Европейской конвенции о правах человека. URL: https://www.coe.int/ru/web/impact-convention-human-rights/right-to-privacy (дата обращения 02.12.2022).
  8. Уоррен Сэмюэл, Брандейс Луис Д. Право на неприкосновенность частной жизни // Harvard Law Review. 1890.

Поделиться

684

Желновакова М. Ф., Белякова А. О. Освещение западными СМИ проблемы раскрытия персональных данных // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.I.С. 96-99. URL: https://apni.ru/article/5179-osveshchenie-zapadnimi-smi-problemi-raskritiy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря