Здоровый образ жизни – это категория общего понятия «образ жизни включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни». Здоровый образ жизни мы не можем представить без физического воспитания и физического развития, всё это взаимосвязано между собой.
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.
Чтобы рассмотреть проблему здоровья, её следует рассматривать в широком социальном аспекте. М. Монтель (1553-1592) говорил: «Здоровье – это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Как правило, здоровье будущего человека закладывается в раннем дошкольном возрасте. Значение ранних периодов детства трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни в современном мире.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно старший дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и организма в целом, закладываются основные черты личности, формируется характер маленького человечка. В настоящее время на фоне экологического и социологического неблагополучия отмечается ухудшение здоровья. Большинство выпускников дошкольных учреждений приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья и это не, потому что с детьми не ведётся работа в ДОУ, а потому, что не все родители заинтересованы в здоровом образе жизни и полагаются только лишь на педагогов, отодвигая на дальний план воспитание и развитие детей, уверяя себя в том, что работы с ребёнком в ДОУ достаточно.
Считается, что большое влияние на уровень здорового образа жизни детей оказывает окружающая среда, семья и образ жизни. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий и каждая минута, проведённая в дошкольном учреждении должна способствовать решению задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойкости культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представления о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и на дорогах.
Привычки здорового образа жизни должны входить в повседневную жизнедеятельность каждого человека. Ежедневно, не изменяя своим привычкам, и ведя здоровый образ жизни, дети формируют своё отношение к оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных качеств, подвижности суставов, гибкости тела, умению сочетать движения различных частей тела и формированию правильной осанки. И можем выделить главные аспекты здорового образа жизни дошкольника:
- укрепляющий здоровье жизненный режим;
- физическая культура и занятия спортом;
- рациональное питание;
- гармоничные отношения между людьми;
- личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение;
- профилактика простудных заболеваний, закаливаний.
Педагоги и родители должны научить детей: внимательно относиться к своему здоровью, правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам; замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своём внешнем виде; без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо; самостоятельно мыть своё тело (намыливать и смывать водой); перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна; после еды полоскать рот (или чистить зубы) и мыть свой стаканчик; причёсываться; обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным; ощущать своё самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обратиться к взрослому; совместно с взрослыми выбирать полезные продукты и помогать готовить из них блюда.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные компоненты: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. Также в здоровый образ жизни включается и утренняя гимнастика, так как именно с занятия гимнастикой мы начинаем свой день. Рассмотрим данные компоненты.
Плодотворный труд является важным элементом здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Особое значение необходимо уделять сну – наиболее важному виду отдыха. Недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает.
И последним главным компонентом ЗОЖ является утренняя гимнастика. Зарядка нацелена на пробуждение организма после сна, способствует бодрому настроению. Для того чтобы быть весь день в отличной форме, нужно утром уделять хотя бы несколько минут гимнастике. Это не займет много времени, а прилив сил и бодрости можно ощутить сразу. В результате систематического выполнения комплекса упражнений создаётся своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике. Воздействуя на мышцы, в процессе утренней гимнастики, создаются благоприятные условия для питания клеток и тканей организма. Большую роль общеразвивающие упражнения оказывают в формировании осанки: укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Утренняя гимнастика помогает сохранить и укрепить здоровье человека.
Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребёнка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ребёнку отличное здоровье.