На современном этапе развития привычно говорить об использование лёгких металлов в авиационной промышленности. Но в начале двадцатого века подобная концепция была непостижима. Привычными материалами того времени являлись древесина и ткань. Начало осмысления преимуществ нового подхода положила работа Андрея Николаевича Туполева, по результатам исследования которого в октябре 1922 года, при ЦАГИ создаётся новое подразделение – «комиссия по металлическому самолётостроению». И это не единственный вклад известного конструктора в развитие современной авиации.
Андрей Николаевич Туполев принадлежал к семье нотариуса. В 1906 году он завершил обучение в Тверской гимназии и через два года поступил в техническое училище. Любовь к моделированию, зародившаяся в ранние годы, подвигла будущего известного авиаконструктора вступить в воздухоплавательный кружок, где он занимался под руководством Н. Е. Жуковского.
Именно здесь юный изобретатель делает первые успехи в сфере аэродинамики. В 1910 году студенты ИМТУ впервые организуют в стенах учебного заведения воздухоплавательную выставку. Одним из экспонатов становится аэродинамическая труба, которую Андрей Николаевич спроектировал и построил самостоятельно. Данный экземпляр, предназначающийся для предполётных испытаний, получил название «плоской аэродинамической трубы». Позднее А. Н. Туполев разработал конструкцию круглого сечения, что дало начало аэродинамической лаборатории при ИМТУ. Эти изобретения эксплуатировались в учебном заведении до 1923 года.
Весной 1911 года Андрею Николаевичу приходится прервать обучение, в связи с заключением под стражу, которое позже сменяется домашним арестом. Вновь приступить к занятиям удаётся в феврале 1914 года.
В 1916 образовывается авиационное расчётно-испытательное бюро, руководителем которого становится Н. Е. Жуковский, а А. Н. Туполев назначается заместителем. Через два года, после одобрения со стороны правительства России, начинается создание Центрального аэрогидродинамического института, на базе которого размещается экспериментальная база для исследования проблем аэродинамики. Именно в этой организации, уже в должности заместителя директора, А. Н. Туполев приступает к изучению темы внедрения легких металлов в конструкцию самолёта.
Данное направление негативно воспринимается многими представителями авиационной сферы того времени, но уже в октябре 1922 года Андрей Николаевич предоставляет результаты исследования, на основании которых удаётся добиться создания нового подразделения при Центральном аэрогидродинамическом институте.
Использование при строительстве самолётов металлических конструкций позволяет создавать технику, способную работать в условиях Севера, а также открывает возможности создания цельнометаллических конструкций. Это становится прорывом в сфере Отечественной авиации [1].
В годы Великой Отечественной войны коллектив конструкторов, возглавляемый А. Н. Туполевым, передаёт в производство бомбардировщик Ту-2. Уже в послевоенные годы поступает заказ на создание нового типа военного самолёта, подобного американскому Б-59. В короткие сроки разрабатывается первый носитель ядерного оружия – Ту-4.
Неоценим вклад А. Н. Туполева в сферу создания дозвуковых и сверхзвуковых реактивных самолётов. Так в период с 1950-х по 1960-е годы появляются сверхзвуковые боевые самолёты Ту-22, Ту-128. На их основе разрабатываются пассажирские самолёты Ту-104 и Ту-114. В этот же период в производство переданы дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95. Коллектив ОКБ под руководством А. Н. Туполева достигает успехов в создании магистральных самолётов Ту-134, Ту-154, получивших широкое применение, и Ту-144, являющегося первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолётом [2].
В декабре 1972 года Андрей Николаевич был отправлен в больницу по причине болезни. 22 декабря он умирает.
В течение жизни А. Н. Туполев вывел отечественную авиацию на новый уровень, благодаря внедрению новых технологий, развитию самолётостроения. Применение цельнометаллических конструкций в создание самолётов позволило расширить зону полётов, освоив направления, где ранее погодные условия создавали значительные трудности.
Выстроенная им научно-исследовательская база на сегодняшний день даёт возможность проводить испытания отдельных элементов конструкции в аэродинамических трубах, что значительно упрощает систему проверки пригодности к внедрению новых разработок.
Помимо изобретений, некоторые из моделей авиационной техники продолжают эксплуатацию в модернизированных вариантах. Так, согласно данным официального сайта ОКБ Туполева [3], Ту-95МС является модификацией Ту-95, который находился на вооружение отечественных ВВС с 1957 года.
На сегодняшний момент ПАО «Туполев» занимается решением вопросов повышения эффективности и продлению сроков эксплуатации стратегических бомбардировщиков в интересах Министерства обороны России.
Опытно-конструкторское бюро, начало которому положил Андрей Николаевич, продолжает создавать и совершенствовать самолёты марки «Ту». С 1923 года ими было выпущено более 18000 самолётов, разработано более 300 моделей и модификаций, 90 из которых реализован в качестве опытных образцов, а 40 запущено в серию.