Главная
Конференции
Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире
Проектная деятельность в работе музыкального руководителя как эффективный метод ...

Проектная деятельность в работе музыкального руководителя как эффективный метод патриотического воспитания дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

метод проектов
музыкальная деятельность в ДОУ
песни военных лет
патриотическое воспитание
дидактические игры

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения проектной деятельности в музыкально-творческой деятельности дошкольников с целью формирования у них патриотических чувств.

Текст статьи

Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить у детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача.

Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности, патриотизма и гражданского самосознания детей. Любовь к своей стране, к родному краю, к родным людям, друзьям – вот те простые и вечные нравственные ценности, которые мы стараемся передавать нашим воспитанникам на музыкальных занятиях, праздниках и других творческих мероприятиях. Как показывает образовательная практика, успешно эти актуальные задачи решаются через внедрение в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.

Основное предназначение проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Как следствие, проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.

Проекты, вне зависимости от вида – творческие, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны музыкального руководителя на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный процесс. Поэтому в образовательном процессе ДОУ по музыкальному развитию проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, музыкальный руководитель, педагоги и специалисты ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

В нашем ДОУ были успешно реализованы проекты по патриотическому воспитанию дошкольников. Среди них краткосрочный проект ко Дню Защитника Отечества – «Наша Армия самая сильная!». Целью, которого являлось воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за нашу Армию, любовь к Родине. В течение месяца, с детьми проводились тематические занятия, беседы о защитниках нашей страны; дидактические и сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Мы – военные», «Пограничники». Была организована выставка детских рисунков и поделок и разучивание стихотворений ко Дню Защитника Отечества, рассматривание фотографий, иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций о Российской Армии, о защитниках нашей Родины «Есть такая профессия – Родину защищать», были изготовлены к празднику подарки для пап и дедушек. А также на музыкальных занятиях с детьми разучивались песни на военную тематику, танцы, музыкально-ритмические движения с флажками, инсценировки. С помощью родителей в группах были организованы фотовыставки «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии». Предлагаемый материал способствовал формированию у дошкольников первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Итоговым мероприятием этого проекта стало музыкально-спортивное развлечение ко Дню Защитника Отечества «Мы будем в Армии служить!». Нарядные дети в военных пилотках торжественно и эмоционально исполняли песни: «Моя Армия» И.Резника; «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна» А.Филиппенко; «Песня о пограничнике» О.Богуславского; «Будем в Армии служить» Ю. Чичкова; читали праздничные стихи; четко и ритмично исполнили композицию с флажками на песню «Россия» О. Газманова. А мальчики с гордостью и особым желанием быть похожими на бойцов Российской Армии, исполнили «Танец с автоматами» и показали настоящую военную подготовку в конкурсах и соревнованиях на силу, ловкость, выносливость.

Также успешно был реализован долгосрочный проект, разработанный к 77–летию Великой Победы - «Песни, с которыми мы победили». День Победы – это великий праздник в истории нашей страны. Целью этого проекты было знакомство детей с подвигом советского народа, неизвестного солдата. Дети познакомились с песнями и музыкальным наследием военных лет.

Песни во время войны играли важную роль, они имели невероятную способность влиять на сознание людей, поднимать их боевой дух и желание одержать победу, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Поэтому нынешнее поколение должны знать и петь любимые песни военных и послевоенных лет, которые в отличие от большинства современных песен, представляли собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых, проникновенных стихов. В ходе занятий дети с интересом слушали и знакомились с историей создания таких песен, как: «Священная война», А.Александрова; «В землянке», К. Листова; «Тёмная ночь», Н. Богословского; «Смуглянка», А. Новикова; «Три танкиста», Д. Покраса; «Катюша», М. Блантера; «Синий платочек», А. Новикова; «Едут, едут по Берлину наши казаки», Д. Покраса.

Чтобы усилить силу воздействия этих музыкальных произведений на дошкольников, дети были не только активными слушателями, зрителями, но и активными исполнителями популярных песен, стихов о войне, подвиге солдата, инсценировок. Музыкальные впечатления дошкольников опирались на знания, полученные на занятиях, экскурсиях к памятнику скорбящей матери в нашем городе, просмотре презентаций и видео роликов на военную тему.

Реализация данного проекта – «Песни, с которыми мы победили», позволила задействовать различные виды детской деятельности, такие как: познавательная, художественно-речевая, игровая, театрализованная, музыкальная, продуктивная. В ходе проекта были проведены цикл тематических музыкальных занятий: «Долгая дорога войны», «Песни военных дней», показана презентация «Их именами названы улицы нашего города», интегрированное занятие «Ордена и медали». Совместно с воспитателями подготовительной группы, разработана музыкально-литературная композиция «Поклонимся, великим тем годам», оформлены папка-передвижка «Песни, с которыми мы победили», стенд «К 77-летию Победы». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители, с их помощью был оформлена экспозиция «Герои-земляки ВОВ», уголок «Мой прадедушка – герой». А педагоги ДОУ под руководством музыкального руководителя провели флэшмоб «Песни Победы», который был размещён на сайте детского сада, на нем прозвучали уже знакомые детям песни военных лет.

Заключительным этапом работы по формированию основ патриотического сознания детей, итогом проекта стало проведение в музыкальном зале праздника «Поклонимся, великим тем годам». Все участники проекта: дети, педагоги, родители показали весь свой творческий потенциал в различных видах художественного творчества. В него вошли песенное творчество, художественное исполнение стихов, музыкально-ритмические композиции, театрализация, игры и т.д. Ребёнок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что даётся в яркой, увлекательной форме и поэтому праздничные утренники, являются сильнейшим воспитательным средством формирования патриотических качеств дошкольников.

Список литературы

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий– Волгоград: Учитель, 2017. 
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Составитель Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2018г.
  3. Богачева, И.В. Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 2019. - №4.
  4. Якушева, Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / Дошкольная педагогика. – 2016. - №6.

Поделиться

1307

Щербань О. И., Соколова Е. А. Проектная деятельность в работе музыкального руководителя как эффективный метод патриотического воспитания дошкольников // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/5188-proektnaya-deyatelnost-v-rabote-muzikalnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря