В настоящее время государственная политика в области образования основывается на ряде принципов, среди которых важнейшее место занимают следующие: гуманистический характер образования, свободное развитие личности, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, свобода и плюрализм в образовании [2].
Существенный вклад в развитие школьного образования в целом может внести урок музыки, так как именно здесь происходит соприкосновение подрастающего поколения с общечеловеческими ценностями, отраженными в произведениях искусства во всеобъемлющей образной форме, предоставляющей учащимся возможность вхождения в область прекрасного, живущую, по словам М.М. Бахтина в «большом времени». Это позволяет человеку раздвинуть границы собственного мира, совершенствовать свои способности и возможности. «Произведения разбивают границы своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, причем часто (а великие произведения – всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… при этом их творцы, как и культуры, коим они сопричастны, основываются не только на представлении о том, что такое человек как родовое существо, как природно-духовное «тело», как объект в ряду других объектов, короче говоря, на «идее человека», но и на особой историко-культурной «идее личности»… в которой человек преодолевает свою природно-социальную вещность и превращается в «человека в человеке» [1, с. 331-333].
Руководящим принципом музыкального развития школьников, осуществляемого на основе нового содержания обучения, стало постепенное, все более широкое и глубокое раскрытие связей между музыкой и жизнью. Именно эту связь раскрывает урок музыки, призванный связать процесс обучения музыке в неразрывное целое с общим процессом развития музыкальной культуры в нашем обществе. Это вызвало необходимость построения принципиально новой системы музыкальных занятий, что нашло свое выражение в новых требованиях к уроку музыки в общеобразовательной школе, отражающих необходимость развития интереса к музыкальному искусству, воспитания слушательской культуры, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой – «музыкой концертных залов».
Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке.
Школьникам на уроке музыки нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки – это деятельность эстетически окрашенная, она должна, прежде всего, приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большей мере связана с тем, как учитель увлечет искусством своих воспитанников. «Учитель музыки, – отмечает Д.Б. Кабалевский, – всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства» [3, с. 17]. Проблема интереса, таким образом, поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.
Урок музыки в школе ставит перед учителем музыки три основные педагогические задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способности творчески размышлять о ней; привитие учащимся навыков восприятия музыкальных произведений и выразительного их исполнения.
Д.Б. Кабалевский считал, что всемерно используя на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, надо иметь в виду, что в основе всех этих форм лежит эмоционально активное ее восприятие. «Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Восприятие музыки, включающее в себя размышление о ней, является основой формирования музыкальной культуры. «Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» [4, с. 14].
Восприятие музыки – это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Вспомним высказывание Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать – не умеют писать, где не умеют слушать – не умеют играть» [5, с. 214].
Главная цель уроков музыки в школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Понятие «музыкальная культура» включает в себя:
1) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;
2) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);
3) музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.
Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Важнейшая задача музыкального воспитания в школе – формирование слушателей музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.
Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющиеся возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач.
Урок музыки как урок искусства обладает ярко выраженными особенностями. Учитель на уроке искусства – посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний. Для успеха его работы важны некоторые методические принципы.
Первым важнейшим методическим принципом является взаимодействие эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей высокой эмоциональности урока в целом.
Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства в единое целое.
Третьим принципом является опора на игровой метод обучения как средство достижения заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа.
Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.
Занятие строится как цельное, законченное произведение – результат совместной (учитель – ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий.
Урок музыки отличается от ряда других уроков. И перед учителем в школе стоит главная задача – сделать урок музыки интересным, запоминающимся, не похожим на другие. При разработке уроков необходимо четко понимать, что урок музыки – это не развлекательное занятие и тем более не сухое разучивание музыкальных фрагментов, песенного материала, дат жизни композитора. Это тот урок, который заставляет размышлять, вызывая разнообразную гамму чувств и эмоций.
Как правило, школьники (особенно младшие) с любопытством относятся к урокам музыки. Особенно интересны ребятам нетрадиционные виды уроков: урок-викторина, урок-путешествие, урок-сказка, урок-концерт. Здесь используются различные методы и приёмы обучения. Благодаря таким урокам у ребят повышается интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней. Используя разные виды деятельности, учитель вызывает интерес всего класса и каждого ученика в отдельности.
Учитель на уроке музыки в школе может использовать некоторые пути и методы активного формирования музыкальных интересов субъекта – как отдельной личности, так и целой социальной группы (школьный класс).
Примером могут служить методы, разработанные советским музыковедом и музыкальным социологом А.Н. Сохором. Вот некоторые их них:
1. Потребность в музыке, будь то одного ученика или школьного класса в целом, всегда основывается на интересе к ней. И для того, чтобы вызвать в школьнике интересы к музыкальной культуре, к подлинным музыкальным ценностям, учителю необходимо понять, в чем состоят эти музыкальные потребности. И только после этого разъяснить ученику сущность его потребностей и обратить его внимание на эмоциональную привлекательность музыкальных ценностей. У А.Н. Сохора такой метод называется методом когнификации, перевода неосознанного в осознанное.
2. Любое музыкальное произведение несет в себе разнообразие функций, которые актуализируют и отвечают потребностям личности. Так, общение с одним музыкальным произведением, где первоначально присутствуют только узкие, поверхностные интересы, будет стимулировать формирование более широких и глубоких интересов. Так как музыкальные потребности многообразны и взаимосвязаны между собой, необходимо хотя бы одну из них перевести в осознанный интерес. Это может быть практическая часть потребности (например, если мы заинтересуем ребят комической оперой как жанром, то удовлетворим их потребность в отдыхе и развлечении). Этот метод называется методом использования свойств объекта.
3. Следующий метод – метод воздействия через среду. Здесь первой задачей является разностороннее приобщение личности (или школьного класса) к большой общественно-культурной среде, обладающей богатыми музыкальными традициями. Вторую задачу А.Н. Сохор определяет так: «воздействие на личность через ее ближайшее окружение и через референтную группу, используя влияние авторитетных для нее лиц (например, привлечение всех школьников к серьезной музыке через пробуждение активного интереса к ней сначала у лучших учеников класса – его «лидеров»)» [6, с. 61-62].
4. Для того чтобы познакомить ребят с неизвестными ранее произведениями, чтобы обогатить опыт общения с музыкой, необходимо вовлекать их в активную музыкальную деятельность. Поэтому одним из основных требований к уроку музыки является активизация учащихся. И тогда музыкальная деятельность ученика не только ответит на его потребности, но и сформирует их. Это – метод воздействия через деятельность.
Урок музыки в современном мире – это не просто предмет развлечения, а средство воспитания и развития личности. В школьном возрасте закладывается большинство качеств личности. Поэтому, весьма актуальным для современного учителя музыки является формирование у детей интереса к ней, поиски действенной методики музыкальной работы в школе. Успех всей работы музыкального педагога определяется тем, насколько ученик владеет различными видами музыкальной деятельности и испытывает потребность в ней. А воспитать эти качества может только тот педагог-музыкант, который обладает такими качествами, как изобретательность, совершенствование, находчивость.