Оценка влияния учебных нагрузок на уровень стресса у студентов

Стресс – это совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие самых разнообразных неблагоприятных факторов. На сегодняшний день есть большое количество разнообразных классификаций стресса, причин его появления. Даже определение того, что такое стресс может быть очень разнообразным. Например, под термином стресс можно иметь в виду и состояние повышенного напряжения психики из-за деятельности в трудных условиях. Каждый человек испытывает стресс, для многих людей привычной ситуацией является подвергаться стрессовым нагрузкам постоянно - по состоянию на 2019 около 95% граждан России испытывает стресс, а 34% переживают стресс ежедневно. Причины развития стресса крайне разнообразны, по сути, стрессовым фактором, в зависимости от индивидуальной картины мира может быть буквально любое воздействие. Тем не менее, стрессовые факторы можно классифицировать в зависимости от происхождения на: биологические (например, вирусы), физические (например, температура), химические (например, кислоты) и психологические. К психологическим стрессовым факторам относится и учебная нагрузка, роль которой будет обсуждена дальше. В данном исследовании мною поставлена цель – установить, насколько значима роль текущих учебных нагрузок в развитии стресса у студентов лечебного факультета 4-го курса ПГМУ им ак. Е.А. Вагнера.

Аннотация статьи
студенты
стресс
причины стресса
Ключевые слова

Материал и методы исследования

Работа выполнена на базе ПГМУ им ак. Е.А. Вагнера, основана на результате анкетирования учащихся 4го курса данного университета. Выборку составили мужчины и женщины в возрасте от 21 до 24 лет, общее количество человек в выборке - 34.

Учащимся были выданы две анкеты. В первой из них студентам нужно определить, насколько велика, на момент опроса учебная нагрузка (по субъективным ощущениям: от 0 – вообще не испытывают, до 5 – нагрузка чрезмерна, невыносима).

В зависимости от полученных ответов, были сформированы 5 групп: I группу составило 3 студента (8,8%) не испытывающих учебных нагрузок вовсе. II группу – 6 студентов (17,6%), считающих учебную нагрузку незначительной. В III группу вошло 14 человек (41,2%), для которых учебная нагрузка ощущается как обычная (средняя). IV группа – 7 человек (20,6%) испытывающие повышенную нагрузку от учебы. И V группа – 4 студента (11,8%) воспринимающих текущую учебную нагрузку как невыносимую.

Вторая анкета, предложенная студентам – это шкала депрессии, тревоги и стресса – 21 (DASS-21). Из всех возможных шкал для оценки уровня стресса мною была выбрана эта из-за того, что она является одной из наиболее достоверных и надежных [4], например, чувствительность анкеты по шкале стресса составляет 96,4%, специфичность 98,7%, а диагностическая ценность равна 97,9% [5]. Кроме того, значимый плюс данной шкалы заключается в том, что она показывает высокую эффективность как в бумажной, так и в электронной форме заполнения [6].

Результат исследования

Как сказано выше, вторым этапом исследования было анкетирование студентов адаптированным русскоязычным вариантов теста DASS-21 [7]. Для удобства исследования, из вопросов теста были исключены те, которые относятся к шкалам депрессии и тревоги, так как они не относятся к теме настоящей работы.

Интерпретация результатов тестирования осуществлялась соответственно следующей шкалы:

№ п/п

Степень выраженности

Сумма баллов

1

Отсутствие

0-7

2

Легкий

8-9

3

Умеренный

10-12

4

Выраженный

13-16

5

Крайне выраженный

17-21

Были получены следующие результаты:

Из всех участников исследования (n=34)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

18

53

2

Легкий

7

20,6

3

Умеренный

4

11,8

4

Выраженный

4

11,8

5

Крайне выраженный

1

2,8

 Из I группы (n=3)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

3

100

2

Легкий

0

0

3

Умеренный

0

0

4

Выраженный

0

0

5

Крайне выраженный

0

0

 Из II группы (n=6)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

5

83,3

2

Легкий

1

16,7

3

Умеренный

0

0

4

Выраженный

0

0

5

Крайне выраженный

0

0

 Из III группы (n=14)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

8

57,1

2

Легкий

3

21,45

3

Умеренный

3

21,45

4

Выраженный

0

0

5

Крайне выраженный

0

0

 Из IV группы (n=7)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

2

28,5

2

Легкий

3

42,8

3

Умеренный

1

14,35

4

Выраженный

1

14,35

5

Крайне выраженный

0

0

 Из V группы (n=5)

№ п/п

Степень выраженности

Количество студентов (n)

Количество студентов (%)

1

Отсутствие

0

0

2

Легкий

0

0

3

Умеренный

0

0

4

Выраженный

4

80

5

Крайне выраженный

1

20

Заключение

Таким образом, в результате исследования, мы можем прийти к следующим выводам:

Большая часть (67,6%) студентов 4го курса ПГМУ ак. Е.А. Вагнера воспринимают тяжесть текущей учебной нагрузки как среднюю или слабее, а меньшая доля учащихся (32,4%) определяют ее как повышенную и невыносимую.

Также можно прийти к выводу о том, что, существует определенная закономерность между субъективным ощущением тяжести учебной нагрузки и уровнем стресса – в I исследуемой группе (студенты, не испытывающие учебной нагрузки вовсе) в процентом соотношении максимальный уровень тех, кто не испытывает стресса. А с субъективным усилением воздействия учебной нагрузки наблюдается и нарастание уровня стресса. Наконец, в V исследуемой группе (студенты, воспринимающие учебную нагрузку как невыносимую) показатели стресса оказались максимальными (80% студентов испытывают выраженный стресс, а у 20% учащихся он крайне выражен). Также интересно отметить, что наибольшая вариативность степени выраженности стресса была показана студентами и IV исследуемой группы, для которых тяжесть текущей учебной нагрузки ощущается как повышенная.

Полученные мною результаты согласуются с выводами других авторов, которые также пришли к подобному заключению [8, 9].

Текст статьи
  1. Гуляева, Н. В. Нейрохимия стресса: химия стресс-реактивности и чувствительности к стрессу / Н. В. Гуляева // Нейрохимия. – 2018. – Т. 35. – № 2. – С. 111-114. – DOI 10.7868/S1027813318020012. – EDN URRXAM.
  2. Рогозина, М. А. О раннем выявлении и терапии астенических расстройств у студентов медицинского вуза / М. А. Рогозина, С. Н. Подвигин, А. М. Дилина // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2009. – № 35. – С. 217-221. – EDN KXPHFT.
  3. Системная оценка стрессреактивности при комплексном воздействии факторов окружающей среды / В. В. Колпаков, А. А. Копытов, Т. В. Беспалова [и др.] // Медицинская наука и образование Урала. – 2019. – Т. 15. – № 4(80). – С. 97-103. – EDN TDXCGB.
  4. Золотарева, А. А. Систематический обзор психометрических свойств шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) / А. А. Золотарева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2020. – № 2. – С. 26-37. – DOI 10.31363/2313-7053-2020-2-26-37. – EDN IBDEHU.
  5. Руженкова, В. В. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса / В. В. Руженкова, В. А. Руженков, И. С. Хамская // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2019. – № 10. – С. 39-46. – DOI 10.33920/med-01-1910-06. – EDN TLBCPP.
  6. Shea T.L., Tennant A., Pallant J.F. Rasch model analysis of the Depression, Anxiety and Stress Scales (DASS). BMC Psychiatry. 2009;9:21. doi: 10.1186/1471-244X-9-21
  7. Золотарева, А. А. Психометрическая оценка русскоязычной версии шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) / А. А. Золотарева // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 5. – С. 80-88. – DOI 10.31857/S020595920017077-0. – EDN KXHQAY.
  8. Маштакова, О. А. Учеба - стресс? / О. А. Маштакова // Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания : Сборник научных трудов VII студенческой научно-практической конференции, Самара, 17 декабря 2020 года. – Кинель: Самарский государственный аграрный университет, 2021. – С. 6-13. – EDN ATAGAC.
  9. Корягина, И. А. Изучение источников стресса среди студентов высших учебных заведений / И. А. Корягина, Г. В. Королев // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2019. – № 3(47). – С. 155-158. – EDN AWCAPH.
Список литературы