Материал и методы исследования
Работа выполнена на базе ПГМУ им ак. Е.А. Вагнера, основана на результате анкетирования учащихся 4го курса данного университета. Выборку составили мужчины и женщины в возрасте от 21 до 24 лет, общее количество человек в выборке - 34.
Учащимся были выданы две анкеты. В первой из них студентам нужно определить, насколько велика, на момент опроса учебная нагрузка (по субъективным ощущениям: от 0 – вообще не испытывают, до 5 – нагрузка чрезмерна, невыносима).
В зависимости от полученных ответов, были сформированы 5 групп: I группу составило 3 студента (8,8%) не испытывающих учебных нагрузок вовсе. II группу – 6 студентов (17,6%), считающих учебную нагрузку незначительной. В III группу вошло 14 человек (41,2%), для которых учебная нагрузка ощущается как обычная (средняя). IV группа – 7 человек (20,6%) испытывающие повышенную нагрузку от учебы. И V группа – 4 студента (11,8%) воспринимающих текущую учебную нагрузку как невыносимую.
Вторая анкета, предложенная студентам – это шкала депрессии, тревоги и стресса – 21 (DASS-21). Из всех возможных шкал для оценки уровня стресса мною была выбрана эта из-за того, что она является одной из наиболее достоверных и надежных [4], например, чувствительность анкеты по шкале стресса составляет 96,4%, специфичность 98,7%, а диагностическая ценность равна 97,9% [5]. Кроме того, значимый плюс данной шкалы заключается в том, что она показывает высокую эффективность как в бумажной, так и в электронной форме заполнения [6].
Результат исследования
Как сказано выше, вторым этапом исследования было анкетирование студентов адаптированным русскоязычным вариантов теста DASS-21 [7]. Для удобства исследования, из вопросов теста были исключены те, которые относятся к шкалам депрессии и тревоги, так как они не относятся к теме настоящей работы.
Интерпретация результатов тестирования осуществлялась соответственно следующей шкалы:
№ п/п |
Степень выраженности |
Сумма баллов |
---|---|---|
1 |
Отсутствие |
0-7 |
2 |
Легкий |
8-9 |
3 |
Умеренный |
10-12 |
4 |
Выраженный |
13-16 |
5 |
Крайне выраженный |
17-21 |
Были получены следующие результаты:
Из всех участников исследования (n=34)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
18 |
53 |
2 |
Легкий |
7 |
20,6 |
3 |
Умеренный |
4 |
11,8 |
4 |
Выраженный |
4 |
11,8 |
5 |
Крайне выраженный |
1 |
2,8 |
Из I группы (n=3)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
3 |
100 |
2 |
Легкий |
0 |
0 |
3 |
Умеренный |
0 |
0 |
4 |
Выраженный |
0 |
0 |
5 |
Крайне выраженный |
0 |
0 |
Из II группы (n=6)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
5 |
83,3 |
2 |
Легкий |
1 |
16,7 |
3 |
Умеренный |
0 |
0 |
4 |
Выраженный |
0 |
0 |
5 |
Крайне выраженный |
0 |
0 |
Из III группы (n=14)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
8 |
57,1 |
2 |
Легкий |
3 |
21,45 |
3 |
Умеренный |
3 |
21,45 |
4 |
Выраженный |
0 |
0 |
5 |
Крайне выраженный |
0 |
0 |
Из IV группы (n=7)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
2 |
28,5 |
2 |
Легкий |
3 |
42,8 |
3 |
Умеренный |
1 |
14,35 |
4 |
Выраженный |
1 |
14,35 |
5 |
Крайне выраженный |
0 |
0 |
Из V группы (n=5)
№ п/п |
Степень выраженности |
Количество студентов (n) |
Количество студентов (%) |
---|---|---|---|
1 |
Отсутствие |
0 |
0 |
2 |
Легкий |
0 |
0 |
3 |
Умеренный |
0 |
0 |
4 |
Выраженный |
4 |
80 |
5 |
Крайне выраженный |
1 |
20 |
Заключение
Таким образом, в результате исследования, мы можем прийти к следующим выводам:
Большая часть (67,6%) студентов 4го курса ПГМУ ак. Е.А. Вагнера воспринимают тяжесть текущей учебной нагрузки как среднюю или слабее, а меньшая доля учащихся (32,4%) определяют ее как повышенную и невыносимую.
Также можно прийти к выводу о том, что, существует определенная закономерность между субъективным ощущением тяжести учебной нагрузки и уровнем стресса – в I исследуемой группе (студенты, не испытывающие учебной нагрузки вовсе) в процентом соотношении максимальный уровень тех, кто не испытывает стресса. А с субъективным усилением воздействия учебной нагрузки наблюдается и нарастание уровня стресса. Наконец, в V исследуемой группе (студенты, воспринимающие учебную нагрузку как невыносимую) показатели стресса оказались максимальными (80% студентов испытывают выраженный стресс, а у 20% учащихся он крайне выражен). Также интересно отметить, что наибольшая вариативность степени выраженности стресса была показана студентами и IV исследуемой группы, для которых тяжесть текущей учебной нагрузки ощущается как повышенная.
Полученные мною результаты согласуются с выводами других авторов, которые также пришли к подобному заключению [8, 9].