Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопе...

Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Автор(-ы):

Гладких Маргарита Константиновна

Евдокимова Ирина Викторовна

Мишурова Галина Викторовна

Погореленко Алина Петровна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

технология
конструирование
ТИКО
моделирование
развитие
обучение
коррекция

Аннотация статьи

В статье представлено одно из современных направлений педагогики и внедрение в практику новых приёмов работы с применением конструктора ТИКО.

Текст статьи

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования, а именно к «описанию вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов» (ФГОС ДО, пункт 2.11.2.), а так же в целях поддержки приоритетного направления образования в регионе нами был разработан проект «ТИКО-моделирование – развиваемся играя, по внедрению в образовательную деятельность ДОУ трансформируемого полифункционального конструктора ТИКО [2, с.28].

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях [7, с. 120].

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе [1, с 134].

Конструктор помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, дает возможность выучить буквы и научиться сливать их в слоги, перейти к слитному чтению, что несомненно повышает мотивацию к обучению.

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:

  1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  2. Учет структуры дефекта;
  3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  5. Соответствие коррекционной цели занятия;
  6. Учет принципа смены видов деятельности;
  7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также в силу своей вариативности является технология ТИКО-моделирование [6, с. 231]. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи. Наборы «Грамматика» и «Азбука» состоят из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах – гласные звуки, на синих квадратах – твердые согласные звуки, на зеленых квадратах – мягкие согласные звуки, на белых квадратах – Ъ и Ь знаки, знаки препинания. С помощью набора «Грамматика» при знакомстве со звуками дети определяют гласный или согласный, тем самым выбирая ТИКО-квадрат соответствующего цвета. Уже на первом году обучения дети читают слоги и односложные слова. На втором году обучения ведется работа непосредственно со схемой. Дети выделяют слоги из предложенных слов и самостоятельно их составляют, разгадывают и составляют кроссворды. Игры и упражнения, предложенные в методическом пособии «Грамматика. Учимся читать» (данное пособие не ограничивает педагога в возможности авторской разработки игр и упражнений), помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года ребенок может не только собирать слоги и слова, но и читать их. Таким образом, технология ТИКО-моделирования помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие»

Таким образом, инновационная технология ТИКО помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие».

Целью проекта является устранение недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников посредством конструктора ТИКО.

Нами были поставлены следующее задачи:

  1. Разработать систему игр и упражнений с использованием конструктора ТИКО для коррекции речевых нарушений.
  2. Сформировать у детей артикуляционную. Базу для правильного произношения.
  3. Систематизировать игры и упражнения с применением конструктора ТИКО в зависимости от этапа коррекционной работы.
  4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей и родителей по применению конструктора ТИКО в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО.

Внедрение в практику новых приёмов работы с применением конструктора ТИКО привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, заинтересовывает ребёнка, концентрирует внимание и ненавязчиво осуществляются поставленные логопедом коррекционно-развивающие задачи [3, с 35].

Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности – способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения – имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование – одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме [5, с. 131]. А.В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность – игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер. Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях. На необходимости специального обучения детей – применять знания в разных ситуациях – указывают многие исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой – Меллер, Н.И. Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие – систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач [5, с 126].

Отметим, что работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения и действия рук.
  • У малыша развивается воображение и фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, речь, мышление и мелкая моторика тесно связаны между собой и играют большую роль в развитии ребёнка. Другими словами, речь ребёнка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Список литературы

  1. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Непослушный язычок. – Новгород, 1999.
  2. Исаева О.В. Развиваем речь, мышление, мелкую моторику. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭксмоЛисс, 2011.
  4. Логопедия под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской – М.: Владос, 2002.
  5. Новак Е.В. Пальчиковые игры и гимнастика для малышей. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
  6. Павлюк И.Ю., Веклич Е.Г. Альбом по развитию речи. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
  7. Скворцова И. Логопедические игры. – М.: Олимпа, 2014.

Поделиться

850

Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/5201-ispolzovanie-tiko-konstruktora-v-korrektsionn

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля