Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Особенности конституционных реформ Казахстана 2022 года

Особенности конституционных реформ Казахстана 2022 года

Автор(-ы):

Балагуров Александр Михайлович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

конституционная реформа
конституция
поправки
демократия
референдум
права человека
Президент
Парламент
Правительство
Конституционный Суд Республики Казахстан
суды
государственная власть

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности конституционной реформы Казахстана 2022 года: учреждение Конституционного Суда Республики Казахстан; усиление роли Парламента, изменение порядка его функционирования, принятия законов, подотчетности Правительству; ограничение полномочий и срока исполнения полномочий Президента; введение демократических институтов; демократизация общества; защита фундаментальных прав человека и др. Также рассмотрен исторический опыт принятия Конституции Республики Казахстан.

Текст статьи

Специфику внесения изменений в Конституцию Казахстана невозможно выявить без окончательного понимания ее феномена. Целью проведения конституционной реформы является не просто установление правил поведения в важнейших сферах общественных отношений, а прежде всего – определение границ деятельности государства, созданного народом ради обеспечения и утверждения им индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, коллективных прав общин и сообществ, всего народа.

В данное время особый интерес к конституционной реформе связан прежде всего с тем, что в Казахстане происходит переделка всей политической системы, оставляя свою особенную модель государственного механизма и с учётом национальных и исторических особенностей. В связи с этим, проведённые конституционные реформы в 2022 году должна привлечь внимание всех граждан Республики Казахстан. Учитывая изложенное, тема данной реформы, ее содержание, сущность и последствия в настоящее время остаются недостаточно изученными, что обусловливает актуальность данного исследования.

Целью статьи является выявление особенностей, содержания и последствий конституционных реформ Казахстана 2022 года.

Реформирование политической системы Казахстана и института Президента, ставшее главной целью данных реформ, было обусловлено тем, что в обществе произошли стихийные, коренные изменения, которые стали большим вызовом для страны и для государства в целом. Для того чтобы учесть требования граждан и предотвратить в будущем протесты, были проведены реформы, влияющие на построение демократического и правового государства.

Так, после долгого отсутствия был возвращен в Конституцию институт Конституционного Суда, который должен заменить Конституционный Совет, а также стать новым судебным органом конституционного контроля, обеспечивая верховенство Конституции и защищая основные права и свободы граждан. Вместе с предлагаемыми изменения в Конституцию Республики Казахстан, граждане Казахстана получат право на оспаривание нормативных правовых актов, обратившись в Конституционный Суд Республики Казахстан.

Кроме восстановления судебного органа конституционного контроля, была также усилена роль и представительного органа власти как особого органа, который кроме представления интересов граждан Казахстана, также отвечает за качество принимаемых нормативных правовых актов. Всё это демонстрирует то, что в Казахстане усиливается роль демократии.

Казахстан, как и ранее, придерживается собственного специфичного пути становления, учитывающего национальную стратегию, являясь уникальным государством в плане установления республиканской формы правления.

Рассмотрев мировую практику, конституционной реформой в Казахстане также предлагается принудительный труд применять на основании судебного акта о признании виновным не только в совершении уголовного, но и административного правонарушения. Это даёт понимание того, что Казахстан не только поэтапно и обоснованно подходит к разрешению разных вопросов, но и, опираясь на международный опыт, извлекает те правовые нормы, которые наиболее эффективно могут быть имплементированы в правовую систему Казахстана.

16 марта 2022 года Президент Республики Казахстан на совместном заседании Палат Парламента в своём послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» представил «программу комплексной модернизации политической системы страны» [8]. Как отметил сам Президент Республики Казахстан, что «устойчивый прогресс страны и масштабные социально-экономические преобразования невозможны без политической модернизации». Одним из таких элементов преобразования стал республиканский референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, состоявшийся 5 июня 2022 года. Проведение референдума не только должен стать фундаментом начало реформирования политической системы, но и получить признание и поддержку со стороны казахского народа.

До сегодняшней даты выполнено немало работы, в том числе, по усовершенствованию существующих экономических, политических и социальных категорий. Конституционные преобразования являются целесообразными в периоды концептуальных перемен существующих экономических, политических и социальных институтов. Конституция отображает соотношение разных политических сил [10, c. 74].

Следует отметить, что за основу для разработки действующей Конституции Республики Казахстан была взята модель Пятой Республики. В связи с тем, что Конституция Казахстана и Франции сформированы из-за схожих обстоятельств, изначально предполагалась возможность изменений и пересмотров для лучшего соответствия новому балансу политических сил [9, c. 285].

С момента обретения независимости Республики Казахстан существовало три Конституции. Последняя и действующая Конституция были принята в 1995 году. В действующую Конституцию до момента проведения последней конституционной реформы в 2022 году было внесено множество изменений. И Конституция подвергалась изменениям и дополнениям 7 раз: 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах [12].

Также следует отметить ещё раз, что определяющее значение происходящей конституционной реформы является формирование Конституционного Суда Республики Казахстан, который должен заменить Конституционный Совет с 2023 года. Конституционный Суд Республики Казахстан как высший орган судебной власти по обеспечению защиты Конституции Республики Казахстан функционировал согласно Конституции 1993 года. Однако в проекте Конституции 1995 года был убран и заменён на Конституционный Совет.

Также была внесена поправка касательно субъектов обращения в Конституционный Суд Республики Казахстан. Так в соответствии со статьей 72 Конституции Конституционный Суд Республики Казахстан будет рассматривать обращения граждан на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих их конституционные права, законные интересы и свободы. При этом механизм рассмотрения обращения граждан в Конституционный Суд Республики Казахстан будут определяться соответствующим конституционным законом [6]. При этом сам Конституционный Суд начнёт только свою деятельность с 1 января 2023 года. Только с начала формирования полного состава Конституционный Суд начнёт принимать обращения граждан.

Основание полагать, что в связи с внедрением права обращения физических лиц на судей Конституционного Суда ляжет большая нагрузка, считается несостоятельным в силу того, что такое право реализуется с учетом исчерпания всех других внутригосударственных средств судебной защиты [10].

16 марта 2022 года Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем послании также отмечал, что реформа оформит «окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом».

Также конституционной реформой предлагается, что Мажилис, состоящий из ста семи депутатов, девяносто восемь депутатов будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. И установление единого общенационального избирательного округа не должно обеспечить искажение пропорциональности голосов в пользу крупных партий [3].

В рамках представленных изменений своевременным положительным изменениям подвергся механизм рассмотрения и принятия законов. Так, принятые Мажилисом законы Сенат имеет право одобрить, либо не одобрить, наложив на него своё безотлагательное вето. Кроме того, депутаты Мажилис с принятой поправкой могут преодолеть наложенное вето депутатами Сената и направить принятый закон на промульгацию Президенту [3]. Вместе с тем изменениями ограничиваются полномочия Президента, усиливается подотчетность Правительства.

По итогам республиканского референдума, проведенного летом 2022 года, вступили в силу новые поправки к Конституции Казахстана, которые ограничили права и полномочия Президента Республики и его близких родственников. В частности, близким родственникам Президента запрещено быть политическим государственным служащим, а также занимать должности руководителей в структурах квазигосударственного сектора [1].

Но главной и ключевой целью этих поправок было то, что в Конституции были убраны все упоминания о Первом Президенте Республики – Елбасы, а также были отменены все его конституционные привилегии. Однако конституционный закон, посвящённый Первому Президенту Республики, пока что остаётся в юридической силе. В дальнейшем, возможно, правовое положение лиц, занимавших в прошлом и в будущем должность Президента Республики, будет регулироваться существующей нормой об экс-Президентах в новой редакции.

Кроме того, продолжив идеи развития уже проведённой летом конституционной реформы, в сентябре 2022 года на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстана после оглашения Президентом послания «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» депутаты приняли сразу в двух чтениях новый законопроект «О внесении изменений и дополнения в Конституцию» [2]. Среди данных изменений есть поправки о семилетнем президентском сроке без последующего права на переизбрание, а также о переименовании столицы страны из Нур-Султана в Астану вернув историческое название города до марта 2019 года. Следует отметить, что в сентябре 2022 года Конституционный Совет Республики Казахстан признал конституционными положения, предусматривающие вышеуказанные изменения [5].

Таким образом, Казахстан, осуществив последнее реформирование своей Конституции, занимает отдельную позицию в мировой палитре демократической трансформации, а вносимые в Конституцию Казахстана изменения будут способствовать демократизации всего общества и защите основополагающих прав и свобод человека.

Без проведения преобразований внутри государства невозможно достичь устойчивого развития государства и установления социальной справедливости в обществе.

Результаты волеизъявления народа в процессе референдума, а также намеченные направления конституционно-правового развития четко свидетельствуют о том, что для Казахстана данные конституционные реформы – это важный исторический момент, в результате которого возможны политические и общественные перемены.

Вероятно, реформы не будут последними и последуют новые изменения, которые будут даже более прогрессивными и приведут к тому, что Казахстан, в будущем, станет либо классической президентской республикой, применив модель США, либо парламентской республикой. Возможен и другой вариант, при котором нынешняя Конституция будет оставаться без изменений или дополнений в этом виде до момента возникновения новых потребностей в конституционных реформах страны, которые могут стать причиной новых протестов населения.

Список литературы

  1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217.
  2. Закон Республики Казахстан от 17 сентября 2022 года № 142-VII «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» // «Казахстанская правда» от 19 сентября 2022 г. № 178 (29805).
  3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (принят на республиканском референдуме 05.06.22 г., официальное сообщение о результатах опубликовано 08.06.2022 г.) // Казахстанская правда от 8 июня 2022 г. № 107 (29734).
  4. Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 2 «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан» // Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 21.09.2022 г.
  5. Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 мая 2022 года № 1 «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан» // Казахстанская правда от 5.05.2022 г., № 84 (29711).
  6. Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII «О Конституционном Суде Республики Казахстан» // «Казахстанская правда» от 7 ноября 2022 г. № 212 (29839)/
  7. Послание Главы государства Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество"// URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (дата обращения: 21.12.2022).
  8. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» (г. Нур-Султан, 16 марта 2022 года) // Казахстанская правда от 17 марта 2022 г. № 52 (29679)
  9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. – Ихд. 17-е, допол. и передел. / А.А. Мишин. – М.: Статут, 2013. – 518 с.
  10. Сарпеков Р.К. В интересах гражданина и общества / Р.К. Сарпеков // Казахстанская правда. – №78 (29705). – 2022– С. 71-82.
  11. Сулейменов М.К. Конституция Республики Казахстан и ее влияние на развитие отраслей права. [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36882339&pos=5;-104#pos=5;-104 (дата обращения: 13.12.2022).
  12. Сарпеков, Р. К. Конституционная реформа как основной поинт перезапуска политической системы Казахстана / Р. К. Сарпеков // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2022. – № 2(69). – С. 13-21. – DOI 10.52026/2788-5291_2021_69_2_13. – EDN SBUQID.

Поделиться

1046

Балагуров А. М. Особенности конституционных реформ Казахстана 2022 года // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 38-41. URL: https://apni.ru/article/5202-osobennosti-konstitutsionnikh-reform-kazakhst

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая