Специфику внесения изменений в Конституцию Казахстана невозможно выявить без окончательного понимания ее феномена. Целью проведения конституционной реформы является не просто установление правил поведения в важнейших сферах общественных отношений, а прежде всего – определение границ деятельности государства, созданного народом ради обеспечения и утверждения им индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, коллективных прав общин и сообществ, всего народа.
В данное время особый интерес к конституционной реформе связан прежде всего с тем, что в Казахстане происходит переделка всей политической системы, оставляя свою особенную модель государственного механизма и с учётом национальных и исторических особенностей. В связи с этим, проведённые конституционные реформы в 2022 году должна привлечь внимание всех граждан Республики Казахстан. Учитывая изложенное, тема данной реформы, ее содержание, сущность и последствия в настоящее время остаются недостаточно изученными, что обусловливает актуальность данного исследования.
Целью статьи является выявление особенностей, содержания и последствий конституционных реформ Казахстана 2022 года.
Реформирование политической системы Казахстана и института Президента, ставшее главной целью данных реформ, было обусловлено тем, что в обществе произошли стихийные, коренные изменения, которые стали большим вызовом для страны и для государства в целом. Для того чтобы учесть требования граждан и предотвратить в будущем протесты, были проведены реформы, влияющие на построение демократического и правового государства.
Так, после долгого отсутствия был возвращен в Конституцию институт Конституционного Суда, который должен заменить Конституционный Совет, а также стать новым судебным органом конституционного контроля, обеспечивая верховенство Конституции и защищая основные права и свободы граждан. Вместе с предлагаемыми изменения в Конституцию Республики Казахстан, граждане Казахстана получат право на оспаривание нормативных правовых актов, обратившись в Конституционный Суд Республики Казахстан.
Кроме восстановления судебного органа конституционного контроля, была также усилена роль и представительного органа власти как особого органа, который кроме представления интересов граждан Казахстана, также отвечает за качество принимаемых нормативных правовых актов. Всё это демонстрирует то, что в Казахстане усиливается роль демократии.
Казахстан, как и ранее, придерживается собственного специфичного пути становления, учитывающего национальную стратегию, являясь уникальным государством в плане установления республиканской формы правления.
Рассмотрев мировую практику, конституционной реформой в Казахстане также предлагается принудительный труд применять на основании судебного акта о признании виновным не только в совершении уголовного, но и административного правонарушения. Это даёт понимание того, что Казахстан не только поэтапно и обоснованно подходит к разрешению разных вопросов, но и, опираясь на международный опыт, извлекает те правовые нормы, которые наиболее эффективно могут быть имплементированы в правовую систему Казахстана.
16 марта 2022 года Президент Республики Казахстан на совместном заседании Палат Парламента в своём послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» представил «программу комплексной модернизации политической системы страны» [8]. Как отметил сам Президент Республики Казахстан, что «устойчивый прогресс страны и масштабные социально-экономические преобразования невозможны без политической модернизации». Одним из таких элементов преобразования стал республиканский референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, состоявшийся 5 июня 2022 года. Проведение референдума не только должен стать фундаментом начало реформирования политической системы, но и получить признание и поддержку со стороны казахского народа.
До сегодняшней даты выполнено немало работы, в том числе, по усовершенствованию существующих экономических, политических и социальных категорий. Конституционные преобразования являются целесообразными в периоды концептуальных перемен существующих экономических, политических и социальных институтов. Конституция отображает соотношение разных политических сил [10, c. 74].
Следует отметить, что за основу для разработки действующей Конституции Республики Казахстан была взята модель Пятой Республики. В связи с тем, что Конституция Казахстана и Франции сформированы из-за схожих обстоятельств, изначально предполагалась возможность изменений и пересмотров для лучшего соответствия новому балансу политических сил [9, c. 285].
С момента обретения независимости Республики Казахстан существовало три Конституции. Последняя и действующая Конституция были принята в 1995 году. В действующую Конституцию до момента проведения последней конституционной реформы в 2022 году было внесено множество изменений. И Конституция подвергалась изменениям и дополнениям 7 раз: 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах [12].
Также следует отметить ещё раз, что определяющее значение происходящей конституционной реформы является формирование Конституционного Суда Республики Казахстан, который должен заменить Конституционный Совет с 2023 года. Конституционный Суд Республики Казахстан как высший орган судебной власти по обеспечению защиты Конституции Республики Казахстан функционировал согласно Конституции 1993 года. Однако в проекте Конституции 1995 года был убран и заменён на Конституционный Совет.
Также была внесена поправка касательно субъектов обращения в Конституционный Суд Республики Казахстан. Так в соответствии со статьей 72 Конституции Конституционный Суд Республики Казахстан будет рассматривать обращения граждан на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих их конституционные права, законные интересы и свободы. При этом механизм рассмотрения обращения граждан в Конституционный Суд Республики Казахстан будут определяться соответствующим конституционным законом [6]. При этом сам Конституционный Суд начнёт только свою деятельность с 1 января 2023 года. Только с начала формирования полного состава Конституционный Суд начнёт принимать обращения граждан.
Основание полагать, что в связи с внедрением права обращения физических лиц на судей Конституционного Суда ляжет большая нагрузка, считается несостоятельным в силу того, что такое право реализуется с учетом исчерпания всех других внутригосударственных средств судебной защиты [10].
16 марта 2022 года Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем послании также отмечал, что реформа оформит «окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом».
Также конституционной реформой предлагается, что Мажилис, состоящий из ста семи депутатов, девяносто восемь депутатов будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. И установление единого общенационального избирательного округа не должно обеспечить искажение пропорциональности голосов в пользу крупных партий [3].
В рамках представленных изменений своевременным положительным изменениям подвергся механизм рассмотрения и принятия законов. Так, принятые Мажилисом законы Сенат имеет право одобрить, либо не одобрить, наложив на него своё безотлагательное вето. Кроме того, депутаты Мажилис с принятой поправкой могут преодолеть наложенное вето депутатами Сената и направить принятый закон на промульгацию Президенту [3]. Вместе с тем изменениями ограничиваются полномочия Президента, усиливается подотчетность Правительства.
По итогам республиканского референдума, проведенного летом 2022 года, вступили в силу новые поправки к Конституции Казахстана, которые ограничили права и полномочия Президента Республики и его близких родственников. В частности, близким родственникам Президента запрещено быть политическим государственным служащим, а также занимать должности руководителей в структурах квазигосударственного сектора [1].
Но главной и ключевой целью этих поправок было то, что в Конституции были убраны все упоминания о Первом Президенте Республики – Елбасы, а также были отменены все его конституционные привилегии. Однако конституционный закон, посвящённый Первому Президенту Республики, пока что остаётся в юридической силе. В дальнейшем, возможно, правовое положение лиц, занимавших в прошлом и в будущем должность Президента Республики, будет регулироваться существующей нормой об экс-Президентах в новой редакции.
Кроме того, продолжив идеи развития уже проведённой летом конституционной реформы, в сентябре 2022 года на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстана после оглашения Президентом послания «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» депутаты приняли сразу в двух чтениях новый законопроект «О внесении изменений и дополнения в Конституцию» [2]. Среди данных изменений есть поправки о семилетнем президентском сроке без последующего права на переизбрание, а также о переименовании столицы страны из Нур-Султана в Астану вернув историческое название города до марта 2019 года. Следует отметить, что в сентябре 2022 года Конституционный Совет Республики Казахстан признал конституционными положения, предусматривающие вышеуказанные изменения [5].
Таким образом, Казахстан, осуществив последнее реформирование своей Конституции, занимает отдельную позицию в мировой палитре демократической трансформации, а вносимые в Конституцию Казахстана изменения будут способствовать демократизации всего общества и защите основополагающих прав и свобод человека.
Без проведения преобразований внутри государства невозможно достичь устойчивого развития государства и установления социальной справедливости в обществе.
Результаты волеизъявления народа в процессе референдума, а также намеченные направления конституционно-правового развития четко свидетельствуют о том, что для Казахстана данные конституционные реформы – это важный исторический момент, в результате которого возможны политические и общественные перемены.
Вероятно, реформы не будут последними и последуют новые изменения, которые будут даже более прогрессивными и приведут к тому, что Казахстан, в будущем, станет либо классической президентской республикой, применив модель США, либо парламентской республикой. Возможен и другой вариант, при котором нынешняя Конституция будет оставаться без изменений или дополнений в этом виде до момента возникновения новых потребностей в конституционных реформах страны, которые могут стать причиной новых протестов населения.