Особенности конституционных реформ Казахстана 2022 года

В статье раскрываются особенности конституционной реформы Казахстана 2022 года: учреждение Конституционного Суда Республики Казахстан; усиление роли Парламента, изменение порядка его функционирования, принятия законов, подотчетности Правительству; ограничение полномочий и срока исполнения полномочий Президента; введение демократических институтов; демократизация общества; защита фундаментальных прав человека и др. Также рассмотрен исторический опыт принятия Конституции Республики Казахстан.

Аннотация статьи
конституционная реформа
государственная власть
суды
поправки
референдум
Президент
права человека
Парламент
Конституционный Суд Республики Казахстан
Правительство
конституция
демократия
Ключевые слова

Специфику внесения изменений в Конституцию Казахстана невозможно выявить без окончательного понимания ее феномена. Целью проведения конституционной реформы является не просто установление правил поведения в важнейших сферах общественных отношений, а прежде всего – определение границ деятельности государства, созданного народом ради обеспечения и утверждения им индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, коллективных прав общин и сообществ, всего народа.

В данное время особый интерес к конституционной реформе связан прежде всего с тем, что в Казахстане происходит переделка всей политической системы, оставляя свою особенную модель государственного механизма и с учётом национальных и исторических особенностей. В связи с этим, проведённые конституционные реформы в 2022 году должна привлечь внимание всех граждан Республики Казахстан. Учитывая изложенное, тема данной реформы, ее содержание, сущность и последствия в настоящее время остаются недостаточно изученными, что обусловливает актуальность данного исследования.

Целью статьи является выявление особенностей, содержания и последствий конституционных реформ Казахстана 2022 года.

Реформирование политической системы Казахстана и института Президента, ставшее главной целью данных реформ, было обусловлено тем, что в обществе произошли стихийные, коренные изменения, которые стали большим вызовом для страны и для государства в целом. Для того чтобы учесть требования граждан и предотвратить в будущем протесты, были проведены реформы, влияющие на построение демократического и правового государства.

Так, после долгого отсутствия был возвращен в Конституцию институт Конституционного Суда, который должен заменить Конституционный Совет, а также стать новым судебным органом конституционного контроля, обеспечивая верховенство Конституции и защищая основные права и свободы граждан. Вместе с предлагаемыми изменения в Конституцию Республики Казахстан, граждане Казахстана получат право на оспаривание нормативных правовых актов, обратившись в Конституционный Суд Республики Казахстан.

Кроме восстановления судебного органа конституционного контроля, была также усилена роль и представительного органа власти как особого органа, который кроме представления интересов граждан Казахстана, также отвечает за качество принимаемых нормативных правовых актов. Всё это демонстрирует то, что в Казахстане усиливается роль демократии.

Казахстан, как и ранее, придерживается собственного специфичного пути становления, учитывающего национальную стратегию, являясь уникальным государством в плане установления республиканской формы правления.

Рассмотрев мировую практику, конституционной реформой в Казахстане также предлагается принудительный труд применять на основании судебного акта о признании виновным не только в совершении уголовного, но и административного правонарушения. Это даёт понимание того, что Казахстан не только поэтапно и обоснованно подходит к разрешению разных вопросов, но и, опираясь на международный опыт, извлекает те правовые нормы, которые наиболее эффективно могут быть имплементированы в правовую систему Казахстана.

16 марта 2022 года Президент Республики Казахстан на совместном заседании Палат Парламента в своём послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» представил «программу комплексной модернизации политической системы страны» [8]. Как отметил сам Президент Республики Казахстан, что «устойчивый прогресс страны и масштабные социально-экономические преобразования невозможны без политической модернизации». Одним из таких элементов преобразования стал республиканский референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, состоявшийся 5 июня 2022 года. Проведение референдума не только должен стать фундаментом начало реформирования политической системы, но и получить признание и поддержку со стороны казахского народа.

До сегодняшней даты выполнено немало работы, в том числе, по усовершенствованию существующих экономических, политических и социальных категорий. Конституционные преобразования являются целесообразными в периоды концептуальных перемен существующих экономических, политических и социальных институтов. Конституция отображает соотношение разных политических сил [10, c. 74].

Следует отметить, что за основу для разработки действующей Конституции Республики Казахстан была взята модель Пятой Республики. В связи с тем, что Конституция Казахстана и Франции сформированы из-за схожих обстоятельств, изначально предполагалась возможность изменений и пересмотров для лучшего соответствия новому балансу политических сил [9, c. 285].

С момента обретения независимости Республики Казахстан существовало три Конституции. Последняя и действующая Конституция были принята в 1995 году. В действующую Конституцию до момента проведения последней конституционной реформы в 2022 году было внесено множество изменений. И Конституция подвергалась изменениям и дополнениям 7 раз: 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах [12].

Также следует отметить ещё раз, что определяющее значение происходящей конституционной реформы является формирование Конституционного Суда Республики Казахстан, который должен заменить Конституционный Совет с 2023 года. Конституционный Суд Республики Казахстан как высший орган судебной власти по обеспечению защиты Конституции Республики Казахстан функционировал согласно Конституции 1993 года. Однако в проекте Конституции 1995 года был убран и заменён на Конституционный Совет.

Также была внесена поправка касательно субъектов обращения в Конституционный Суд Республики Казахстан. Так в соответствии со статьей 72 Конституции Конституционный Суд Республики Казахстан будет рассматривать обращения граждан на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих их конституционные права, законные интересы и свободы. При этом механизм рассмотрения обращения граждан в Конституционный Суд Республики Казахстан будут определяться соответствующим конституционным законом [6]. При этом сам Конституционный Суд начнёт только свою деятельность с 1 января 2023 года. Только с начала формирования полного состава Конституционный Суд начнёт принимать обращения граждан.

Основание полагать, что в связи с внедрением права обращения физических лиц на судей Конституционного Суда ляжет большая нагрузка, считается несостоятельным в силу того, что такое право реализуется с учетом исчерпания всех других внутригосударственных средств судебной защиты [10].

16 марта 2022 года Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем послании также отмечал, что реформа оформит «окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом».

Также конституционной реформой предлагается, что Мажилис, состоящий из ста семи депутатов, девяносто восемь депутатов будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. И установление единого общенационального избирательного округа не должно обеспечить искажение пропорциональности голосов в пользу крупных партий [3].

В рамках представленных изменений своевременным положительным изменениям подвергся механизм рассмотрения и принятия законов. Так, принятые Мажилисом законы Сенат имеет право одобрить, либо не одобрить, наложив на него своё безотлагательное вето. Кроме того, депутаты Мажилис с принятой поправкой могут преодолеть наложенное вето депутатами Сената и направить принятый закон на промульгацию Президенту [3]. Вместе с тем изменениями ограничиваются полномочия Президента, усиливается подотчетность Правительства.

По итогам республиканского референдума, проведенного летом 2022 года, вступили в силу новые поправки к Конституции Казахстана, которые ограничили права и полномочия Президента Республики и его близких родственников. В частности, близким родственникам Президента запрещено быть политическим государственным служащим, а также занимать должности руководителей в структурах квазигосударственного сектора [1].

Но главной и ключевой целью этих поправок было то, что в Конституции были убраны все упоминания о Первом Президенте Республики – Елбасы, а также были отменены все его конституционные привилегии. Однако конституционный закон, посвящённый Первому Президенту Республики, пока что остаётся в юридической силе. В дальнейшем, возможно, правовое положение лиц, занимавших в прошлом и в будущем должность Президента Республики, будет регулироваться существующей нормой об экс-Президентах в новой редакции.

Кроме того, продолжив идеи развития уже проведённой летом конституционной реформы, в сентябре 2022 года на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстана после оглашения Президентом послания «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» депутаты приняли сразу в двух чтениях новый законопроект «О внесении изменений и дополнения в Конституцию» [2]. Среди данных изменений есть поправки о семилетнем президентском сроке без последующего права на переизбрание, а также о переименовании столицы страны из Нур-Султана в Астану вернув историческое название города до марта 2019 года. Следует отметить, что в сентябре 2022 года Конституционный Совет Республики Казахстан признал конституционными положения, предусматривающие вышеуказанные изменения [5].

Таким образом, Казахстан, осуществив последнее реформирование своей Конституции, занимает отдельную позицию в мировой палитре демократической трансформации, а вносимые в Конституцию Казахстана изменения будут способствовать демократизации всего общества и защите основополагающих прав и свобод человека.

Без проведения преобразований внутри государства невозможно достичь устойчивого развития государства и установления социальной справедливости в обществе.

Результаты волеизъявления народа в процессе референдума, а также намеченные направления конституционно-правового развития четко свидетельствуют о том, что для Казахстана данные конституционные реформы – это важный исторический момент, в результате которого возможны политические и общественные перемены.

Вероятно, реформы не будут последними и последуют новые изменения, которые будут даже более прогрессивными и приведут к тому, что Казахстан, в будущем, станет либо классической президентской республикой, применив модель США, либо парламентской республикой. Возможен и другой вариант, при котором нынешняя Конституция будет оставаться без изменений или дополнений в этом виде до момента возникновения новых потребностей в конституционных реформах страны, которые могут стать причиной новых протестов населения.

Текст статьи
  1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217.
  2. Закон Республики Казахстан от 17 сентября 2022 года № 142-VII «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» // «Казахстанская правда» от 19 сентября 2022 г. № 178 (29805).
  3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (принят на республиканском референдуме 05.06.22 г., официальное сообщение о результатах опубликовано 08.06.2022 г.) // Казахстанская правда от 8 июня 2022 г. № 107 (29734).
  4. Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 2 «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан» // Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 21.09.2022 г.
  5. Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 мая 2022 года № 1 «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан» // Казахстанская правда от 5.05.2022 г., № 84 (29711).
  6. Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII «О Конституционном Суде Республики Казахстан» // «Казахстанская правда» от 7 ноября 2022 г. № 212 (29839)/
  7. Послание Главы государства Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество"// URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (дата обращения: 21.12.2022).
  8. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» (г. Нур-Султан, 16 марта 2022 года) // Казахстанская правда от 17 марта 2022 г. № 52 (29679)
  9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. – Ихд. 17-е, допол. и передел. / А.А. Мишин. – М.: Статут, 2013. – 518 с.
  10. Сарпеков Р.К. В интересах гражданина и общества / Р.К. Сарпеков // Казахстанская правда. – №78 (29705). – 2022– С. 71-82.
  11. Сулейменов М.К. Конституция Республики Казахстан и ее влияние на развитие отраслей права. [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36882339&pos=5;-104#pos=5;-104 (дата обращения: 13.12.2022).
  12. Сарпеков, Р. К. Конституционная реформа как основной поинт перезапуска политической системы Казахстана / Р. К. Сарпеков // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2022. – № 2(69). – С. 13-21. – DOI 10.52026/2788-5291_2021_69_2_13. – EDN SBUQID.
Список литературы