Актуальность темы. Данная тема является актуальной, поскольку на сегодняшний момент, врачи-психиатры и клинические психологи все чаще стали наблюдать среди населения увеличение случаев нарушения эмоционального состояния. Остро стоит вопрос возникновения и ухудшения внутреннего самочувствия у студентов. На основе изучения современной литературы, посвященной тревожным и депрессивным расстройствам, установлено, что за последние 3 года у студентов наблюдается тенденция к увеличению уровня эмоциональных нарушений. Мы предполагаем, что одной из причин данного феномена может являться внезапный переход очного формата обучения на дистанционный в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекцией SARS-CoV-2. Помимо этого, усугубление эмоционального фона студентов также мог вызвать и обратный резкий переход на очный формат обучения, причиной которого стал спад уровня заболеваемости вследствие синтезирования новых вакцин и тщательного соблюдения правил личной гигиены.
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено исследование, заключающееся в анализе, синтезе литературных источников, а также проведение анкетирования среди студентов 1, 3 и 6 куров пермских ВУЗов.
Полученные результаты подтверждают данные научной литературы и нашу гипотезу о том, что все чаще наблюдается увеличение случаев нарушения эмоционального фона учащихся высших образовательных учреждений.
Введение. Студенты медицинских ВУЗов наиболее подвержены влиянию различных неблагоприятных факторов, среди которых стресс занимает одну из главных позиций. Являясь студентками медицинского учреждения, мы сами столкнулись с проблемой смены формата обучения и выявили у себя наличие тревожных расстройств. В связи с чем мы задались вопросом, только ли студенты медицинских ВУЗов подвержены воздействию факторов, отрицательно влияющих на эмоциональное состояние. Как следствие мы выбрали наиболее подверженные стрессу курсы нашего учебного заведения, такие как 1, 3 и 6 курсы. Данный выбор был основан на следующих причинах: смена обстановки, места жительства, новая социальная среда, большой объем новой информации для студентов 1-х курсов всех учебных заведений; для 3-х курсов – знакомство сразу с пятью новыми сложными фундаментальными дисциплинами и сдача одной из сложных сессий за период обучения, которая включает себя данные предметы; для 6 курсов – приближающееся окончание ВУЗа и планирование своей дальнейшей жизни.
Цель – определение эмоциональных нарушений у студентов пермских ВУЗов, а также сравнение внутреннего состояния у студентов медицинских и других образовательных учреждений.
Материалы и методы
В ходе исследования было проведено анкетирование среди различных курсов пермских ВУЗов. В опросе участвовало 102 человека в возрасте от 17 до 25 лет. Среди них 70,1 % были женского пола, а 29,9% – мужского; у 63% выявлены тревожные и/или депрессивные состояния, у 37% – они отсутствовали. Первоочередной задачей было выявление у опрошенных наличия или отсутствия эмоциональных нарушений, а также методов борьбы с ними.
Помимо этого, нами был проведен обзор литературы как русской, так и зарубежной, содержащей научные исследования по данной теме.
Результаты исследования
Эмоциональное состояние – это сложное психическое состояние отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов. Но данное состояние может быть нарушено вследствие острого и хронического эмоционального стресса, ограничения профессиональных, бытовых возможностей. К наиболее часто встречающейся патологией являются тревожные и депрессивные состояния [3].
Тревога проявляется постоянным или часто возникающим беспричинным беспокойством, опасением за себя и близких людей, раздражительностью, нарушениями сна в виде затруднения засыпания и частых пробуждений. Вследствие повышения активности симпатической нервной системы возникают автономные расстройства – тахикардия, сердцебиение, учащение дыхания, сухость во рту, повышение потоотделения и др. Данное эмоциональное нарушение проявляется также мышечным напряжением, повышением двигательной активности, оживлением глубоких рефлексов, иногда тремором, а также изменениями когнитивных функций – ухудшением внимания, памяти, мышления. Главной причиной развития тревожных расстройств служат психогенные травмирующие факторы [4].
Депрессия – устойчивое или часто возникающее состояние (длительностью не менее двух недель), характеризующееся представленными в разных комбинациях снижением настроения, энергии, повышенной утомляемостью, утратой ощущения удовольствия, подавленностью, тоской, низкой самооценкой, чувством вины, пессимистическим взглядом на будущее, нарушениями сна в виде ранних пробуждений, дневной сонливости, изменениями (снижением или повышением) аппетита.
При депрессии могут возникать когнитивные нарушения – субъективное ухудшение памяти, внимания, замедленность мышления. Депрессия, так же, как и тревога, может сопровождаться автономными расстройствами, неприятными тягостными ощущениями, необоснованными болями различной локализации. Иногда эти когнитивные, двигательные, сенсорные нарушения не сопровождаются отчетливым субъективно осознаваемым снижением настроения. В таких случаях говорят о скрытой, «маскированной» депрессии [4].
Депрессия и тревога нередко сочетаются, формируя тревожно-депрессивный синдром.
Для нашего исследования, целью которого было определить наличие или отсутствие эмоциональных нарушений у студентов пермских ВУЗов, была выбрана госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS (The hospital Anxiety and Depression Scale Zigmond A.S., Snaith R.P.) [1].
Данная шкала состоит из 2 частей, каждая из которых содержит 7 вопросов. Первая часть направлена на оценку состояния анкетируемого касаемо тревожных расстройств, а вторая часть – на депрессивные расстройства. Её использование было обоснованно тем, что, ответив всего лишь на 14 вопросов, возможно оценить не только наличие или отсутствие тревожных расстройств, но и депрессивных, что немаловажно для нашего исследования.
Также одним из достоинств данного опросника является затрата небольшого количества времени, необходимого для заполнения, что располагает студентов отвечать на предоставленные вопросы. Как известно, студенты не стремятся отвечать на анкеты, которые занимают продолжительное количество времени (как правило более 5 минут). Помимо этого, вопросы составлены таким образом, чтобы не вызывать затруднений при заполнении и не перегружать информацией анкетируемого. А для нас, как для исследователей, важным и положительным критерием шкалы HADS является удобство и быстрота в интерпретации результатов.
В ходе практической части исследования нами было опрошено 102 студента пермских ВУЗов, таких как ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера (1, 3 и 6 курсы), ПГНИУ, ПНИПУ (1 курс). Среди них у 67% студентов 1 и 6 курсов медицинского университета были выявлены тревожные и депрессивные состояния, которые можно связать со сменой обстановки, новой социальной средой, большим объемом новой информации, а также с приближающимся окончанием ВУЗа и планированием своей дальнейшей жизни у выпускников. У третьего курса были выявлены примерно такие же значения (64%). В то время, как у студентов других пермских высших образовательных учреждений наблюдалось нарушения эмоциональной сферы лишь у 56%, что может говорить о низкой учебной нагрузке.
Шкала HADS позволяет определять наличие как клинических, так и субклинических форм тревожных и депрессивных расстройств. Для субклинических форм характерно наличие болезненного процесса, не проявляющегося определёнными или значительными симптомами расстройства, но в некоторой части случаев может быть выявлено в ходе специальных исследований. В свою очередь, клинические формы проявляются конкретными симптомами, которые выявляются уже при проведении общих методов исследования. Мы отметили, что у студентов медицинских ВУЗов преобладают клинические формы эмоциональных нарушений (45-65%), при этом у первокурсников ПГНИУ и ПНИПУ было выявлено преобладание субклинических форм (40-60%).
Также для более точной интерпретации результатов были включены вопросы, затрагивающие семейное положение, наличие работы и долгов по учебе, что у 35% опрошенных отразилось на эмоциональном состоянии.
Помимо этого, наш опросник был дополнен разделом о самостоятельной борьбе с тревожностью и депрессией. Мы предложили несколько вариантов: сессии с психологом, прослушивание музыки, просмотр фильмов, занятие спортом, проведение дыхательных упражнений, письменное фиксирование переживаний, времяпровождение с друзьями и близкими, а также домашними питомцами. Среди дополнительных ответов, не включенных в перечень, предоставленный нами, респонденты написали: сон, чтение книг, курение, принятие успокоительных средств, поход в церковь, звонок родителям и семье, «просто останавливаюсь и распутываю клубок мыслей», «Шампанское и мысли, что я отсюда уеду, просто лежу». Полученные результаты представлены в виде диаграммы (рис.).
Рис. Методы борьбы с эмоциональными нарушениями
Заключение
Анализ научной литературы, посвященной разработке проблемы эмоциональных нарушений у студентов, а также проведенное нами исследование, в ходе которого было опрошено 102 обучающихся пермских высших учебных заведений, позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, данная тема является актуальной в наше время, так как за последние годы возросло число тревожных и депрессивных расстройств у населения, главным образом из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. Настоящая проблема отразилась и на студентах различных ВУЗов, в том числе и г.Перми. Во-вторых, одним из результатов нашего исследования, проведенного с использованием шкалы HADS, является выявленные у 63% опрошенных эмоциональные нарушения. В-третьих, мы выявили закономерность преобладания клинических форм тревожных и депрессивных состояний у студентов медицинских ВУЗов, в то время как у других обучающихся – субклинических.
Таким образом, можно сказать, что тема «Эмоциональные состояния у студентов пермских ВУЗов» является немаловажной проблемой и требует дальнейшего изучения. Мы планируем продолжать наше исследование для детализации полученных результатов и углубленной диагностики эмоционального состояния анкетируемых, используя шкалу Гамильтона для оценки тревоги HARS и шкалу Гамильтона для оценки депрессии HDRS.